Царская Семья и Дальняя Россия

Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь1910 г.

А.Хвалин

18-го мая 1891 года при стечении около 200 приглашенных лиц Его Высочество совершил закладку строящегося сухого дока.

Для следования Наследника Цесаревича была устроена особая дорога, начиная от Первой Портовой улицы и до самого берега, к павильону. Над входными воротами красовался в цветах вензель Его Императорского Высочества, а весь путь до павильона украшен был гирляндами зелени и флагами. Для совершения молебна вблизи берега был построен павильон в русском стиле, центральная часть которого, значительно возвышенная и увенчанная золотым орлом, служила помещением для Государя Наследника Цесаревича во время службы. Ряд колонн отделяли это помещение от остального, где разместились приглашенные лица... Вся прилегающая к павильону местность в несколько дней совершенно преобразилась: там, где недавно стояли громадные дощатые магазины и каменное здание минной мастерской, теперь не осталось ничего. Все это разобрано, перенесено и на месте бывших построек образована обширная, спланированная площадка, усыпанная песком.

В 10 часов прибыл Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич, принял почетный караул, направился к павильону, где вслед за тем началась служба. По окончании молебна командир порта прочел телеграмму управляющего морскими министерствами, в коей сообщалось, что Государь Император Высочайше повелеть соизволил произвести закладку дока в присутствии Государя Наслед­ника Цесаревича и наименовать док именем Цесаревича Николая.

Надпись, сделанная на закладной доске, гласит: «1891 года, мая 18 дня, в благополучное царствование Его Императорского Величества Государя Императора Александра III, при генерал-адмирале Его Императорском Высочестве и Великом Князе Алексее Александровиче, заложен сей док имени Цесаревича Николая, Его Императорским Высочеством Господином Наследником Цесаревичем и Великим Кня­зем Николаем Александровичем, в присутствии Его Королевского Высочества принца Георга Греческого, при управляющем Морским министерством вице-адмирале Н.М. Чихачеве, командире владивос­токского порта контр-адмирале П.И. Ермолаеве, главном инженере- строителе порта и строителе дока, инженере и военном полковнике В. Иванове.»

Его Императорское Высочество Николай Александрович собственноручно положил ее на приготовленное место и залил раствором.

Затем строитель дока закрыл доску особым камнем, по которому Его Императорское Высочество изволил три раза ударить молотком. По окончании закладки Его Императорское Высочество рассматривал чертежи дока и выслушал доклад строителя, который затем имел счастье поднести Его Высочеству серебряную рамку с дощечкой наподобие закладной, а также виды казенных зданий морского ведомства нашего порта.

Постройке дока придавалось особо важное значение, ибо он давал возможность в военное время нашему флоту стать твердою ногою на Дальнем Востоке. Сухой док имени Цесаревича Николая был введен в эксплуатацию 7-го октября 1897 года (ныне это док N 3 Дальзавода), приняв крейсер 1-го ранга «Дмитрий Донской», впоследствии героически погибший в Цусимском сражении.

После закладки дока Его императорское Высочество отправился в Адмиралтейство для осмотра портовых мастерских, а затем отбыл на фрегат.

19-го мая 1891 года Наследник Престола выполнил поручение своего Державного Родителя, выраженное в Высочайшем Рескрипте на имя Наследника Цесаревича от 17 апреля 1891 года:

"ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО. Повелев ныне приступить к постройке сплошной, через всю Сибирь, железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю Вам объявить таковую волю Мою, по вступлении вновь на русскую землю, после обозрения иноземных стран Востока. Вместе с этим возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки, разрешенного к сооружению за счет казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка великого сибирского рельсового пути.

Знаменательное участие Ваше в начинании препринимаемого дела послужит полным свидетельством душевного Моего стремления облегчить сношения Сибири с прочими частями Империи, и тем явить сему краю, близкому Моему сердцу, живейшее Мое попечение о мирном его преуспеянии.

Призываю благословение Господа на предстоящий Вам продолжительный путь по России. ( на подлинном Собственною Его Император­ского Величества рукою написано) Пребываю искренно Вас любящий АЛЕКСАНДРЪ».

Выполняя волю своего Державного Родителя, Наследник Цесаревич утром 19-го мая 1891 года направился на закладку станции Владивосток. С 9-ти часов публика потянулась за город, к месту молебна у закладки земляных работ. По левую сторону великолепно декорированного павильона(близ лесопильни господина Монсэ)была устроена небольшая платформа, у которой стоял локомотив и вагон, украшенное флагами и зеленью место находилось недалеко от Первой речки в Куперовской пади. Ровно в 10 часов прибыли Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич Николай и Его Королевское Высочество Греческий Принц Георгий. По окончании молебна Высо­кие Гости направились к месту земляных работ, сопровождаемые строителем железнодорожной линии А.Н. Урсати, начальником учас­тка господином Прохаско и другими инженерами. Здесь была подго­товлена лопата и тачка, в которую Его Императорское Высочество Великий Князь Николай Александрович собственноручно наложил землю и отвез ее на полотно будущей железной дороги. Момент, когда Царственный Сын управлялся рабочей тачкой, двигаясь с нею вперед и вываливая из нее землю как простой рабочий, — был поистине торжес­твенный: все смолкли, остались неподвижно на своих местах, и только головы поднимали дабы не пропустить ни одного движения работы Высочайшей Особы (эти моменты были отсняты фотографами).

Совершая закладку, Его Императорское Высочество поинтересовался у господина Урсати о направлении линии, предстоящих выемках и насыпях, уклонах и т.п. сведениях, о которых господин Урсати имел счастье докладывать Государю Наследнику. В это же время господин Урсати от лица всех инженеров имел счастие поднести Его Высочеству образ Христа Спасителя.

По окончании церемонии Его Императорское Высочество и Его Королевское Высочество сели в вагон, туда же вошли Приамурский генерал-губернатор, военный губернатор, адмиралы, свита и г. Урсати. Раздался свисток, другой — и поезд тронулся медленно по свежей насыпи. По мере приближения к месту закладки здания вокзала толпа увеличивалась, особенно на переездах. По прибытии к месту закладки станции «Владивосток», Его Высочество со свитой и генералитетом вышел к, месту закладки станции, убранному зеленью и флагами. После краткого молебна Государь Наследник лично совершил заклад­ку здания. На изящном серебряном блюде Ему были поданы молоток и лопатка и в небольшом творильце цементный раствор. Августейший Посетитель тщательным образом заделал памятную доску в камень, набожно перекрестясь. Надпись на доске гласила:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В лето от Рождества Христова 1891, месяца мая 19, в благополучное царствование Его Имераторского Величества Государя Императора Самодержца Всероссийского Александра Ш в г. Владивостоке заложен сей первый камень строяще­гося конечного участка Сибирской железной дороги (Уссурийской дороги) Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем, в присутствии Его Коро­левского Высочества принца Георгия Греческого, при управлении Министерством путей сообщения статс-секретарем А.Я. Гюббенет, Приамурском генерал-губернаторе бароне Корф, при председателе временного управления казенных железных дорог генерал-лейтенан­те Н.П. Петрове, губернаторе Приморской области генерал-майоре П.Ф. Унтербергер и при начальнике работ Уссурийской железной дороги инженере коллежском советнике А.И. Урсати.»

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий