Действие промысла Божия при воцарении Дома Романовых

Игумен Серафим (Кузнецов)

«Господом цари царствуют» (Притч. 8, 15).

Фамильный герб Романовых Все ближе и ближе наступает одно из самых знаменательных событий в жизни Российской Империи — трехсотлетие Царствовования Дома Романовых — великий всенародный праздник. Приближается этот знаменательный юбилей, охватывающий эпоху наибольшего расцвета, величия и славы России, выросшей за эти три «Романовских» столетия в величайшую мировую Империю, занявшую одно из первых мест в ряду стран цивилизованного мира.

Венчание на царство Царя Михаила Федоровича в Успенском соборе (литография XIX века с гравюры XVII века) Венчание на царство царя Михаила Феодоровича

С избранием на Царство 21-го февраля 1613 г. Михаила Феодоровича, первого Государя и Родоначальника новой Династии, призванной всенародной волей самодержавно «володеть и править Русской землей», благословенный Дом Романовых три века преемственно Царствует на славу ей и на страх врагам, дав России «Тишайшего» Алексея, соединившего Малую и Белую Русь с Великой (Московской) Русью; Великого Петра, «прорубившего окно в Европу» и возведшего Россию в Империю; Великую Екатерину, придвинувшую Россию к Черному морю и возвратившую ей ее древнее достояние — Западную Русь; Благословенного Александра, отразившего «два десять языков», прошедшего победоносно всю Европу и присоединившего к России Польшу и Финляндию; мудрого Николая, Александра Освободителя, Александра Миротворца и, наконец, ныне благополучно Царствующего Великого Обновителя земли Русской Николая II — Царя, которому, по Державному слову его, «жизнь не дорога, лишь бы была счастлива Россия»...

Воцарение Дома Романовых — одно из величайших событий русской истории. Это совершилось неслучайно, но по воле Божией. Неисчислимые заботы и безмерные труды, кои наши Венценосцы самоотверженно несли во имя истинного блага своих верноподданных, возлагают на всех, Промыслом Божиим осчастливленных, стать свидетелями и переживать это великое событие; священный долг — с особым вниманием подготовить себя к этому великому государственному и всенародному празднику, развить и укрепить безграничную любовь к своим Верховным Повелителям.

В январе 1598 года скончался умилявший современников своею набожностью Царь Феодор Иоаннович, второй сын Иоанна Васильевича Грозного. Еще в 1591 году мученически скончался младший сын Царя Иоанна Грозного, Царевич Димитрий; Феодор Иоаннович не оставил по себе детей, а потому и не осталось преемника ему. С этого времени, времени прекращения Династии Рюриковичей, призванием которой (в 862 году) началась государственность России и которая преемственно «володела и правила» ею 735 лет, поднялись на Русской земле гибельные нестроения, междоусобия, смуты и волнения. Вначале присягнули было московские люди вдове покойного Царя, Царице Ирине; но она решила посвятить себя на служение Богу и постриглась в монашество. Так угас возвеличивший Россию и бывший крепким защитником Православной Русской Церкви славный Род потомков Рюрика, пресеклась древняя Династия благочестивых Князей и Царей. Наступили дни «лихолетия», дни «великой смуты Московского Государства».

Занимает Московский престол временщик боярин Борис Годунов, но Богом ему не суждено быть родоначальником новой династии. По попущению Промысла Божия самозванец прекратил эту случайную и непрошеную династию в самом ее начале, как неугодную Господу. Власть переходила из рук в руки разных случайных властителей и авантюристов-самозванцев. Печально кончилась история и Василия Ивановича Шуйского, не призванного Богом Царя.

Пользуясь внутренними настроениями России, ее внешние враги — поляки и шведы — устремились подчинить и поработить себе русский народ. Москва была уже в руках поляков, которые дерзновенно провозгласили себя господами и владетелями земли Русской. По-видимому, уже приходил конец существованию Великой России. «Прости, свобода отечества, прости, Кремль священный», — со скорбью взывали русские люди. Но Промысел Божий зорко следил за всеми событиями Православного Государства и готовил начало нового периода в истории России — «самодержавства» Дома Романовых, дабы этот род Его Избранников возвеличил Православную Русь до высоты мирового значения среди царств земных.

Тяжелое положение Государства и чуть-чуть не окончательная его гибель произошла от пресечения Царственной Династии. Опыт показал, какое великое несчастие для государства — от пресечения Царственного Рода. Это явление сопровождается общегосударственными потрясениями. Этими потрясениями пользуются во вред Государству для своих личных видов сильные и нечестные временщики, коварными нечистыми путями захватывающие Царскую власть в свои руки. В таком ужасном положении было наше Отечество, но Бог хранил его. Хотя расшатались государственные порядки, но верные долгу сыны Отечества остались, они при помощи Божией и спасли Государство. Уже надломились политические скрепы государственного порядка, но остались неприкосновенными главные связи религиозные и национально-патриотические, которые и не дали совершенно рухнуть государственному зданию. Эти религиозно-национально-патриотические связи объединили все Государственное здание во имя Православия, Самодержавия и Русской народности и надломленные политические скрепы были заменены новыми, более крепкими, и ожидаемое распадение Государства от тяжких потрясений четырнадцатилетней смуты было предотвращено. В завершение всего, государственное здание укреплено главнейшей укрепой, отсутствием которой едва не распалось все, — всенародным избранием, по изволению Божию, на славный Престол Венценосных самодержцев своего природного, русского, православного самодержавного Государя Михаила Феодоровича Романова. Он стал Родоначальником и доныне благополучно Царствующего Дома, во славу и величие нашей Православной Церкви, на страх врагам нашего боголюбивого и царелюбивого русского народа и нашего Отечества. Что же спасло Россию от грозившего распадения? Крепкая Вера в Бога, пламенная любовь к Православной Церкви и Отечеству, преданность своему Богом избранному Самодержавному Государю. Вот главные твердыни России, которые спасали и спасают ее от бед и напастей. Эту святую истину должен запечатлеть в своем сердце каждый русский человек и носить до гроба, оставив в наследие своим потомкам, как оставил ее приснопамятный Сусанин, дабы сия святая истина жила вечно в умах и сердцах народа русского.

Напрасно внушают современные нарушители долга присяги, ввергшие Россию в современное лихолетие, что якобы Самодержавие на Руси явилось-де «созданием искусственного механизма», произведением «династических происков», а не естественным воплощением политического идеала русского народа, не осуществлением его воли, не выражением его самосознания. В 1613 году, когда, за отсутствием всякой династии (ибо самой Царской власти с 1610 года не существовало), ни о каких «династических происках», понятно, не могло быть и речи, — русский народ, в лице всех его сословий и состояний, призванный свободно выразить свою волю и осуществить свой политический идеал, не упразднил и не ограничил Царскую власть, а, наоборот, восстановил ее в полной силе и в полном объеме, чем и спас, а затем возвеличил Россию. Можно ли это назвать «искусственным механизмом»? Мы даже разучились понимать свою собственную историю, справедливо говорил И. С. Аксаков. «Наша история начинается с добровольного и сознательного призвания власти (еще в IX веке): подобное же призвание повторилось на живой памяти народной в 1613 году и положило основание ныне Царствующей Династии. Это последнее призвание совершено величаво, торжественно, уже, несомненно, сознательно и произвольно (добровольно, намеренно) самим народом, в буквальном смысле этого слова, последним (т. е. Черным) народом, „мизиннейшими“ людьми Русской земли. Победивши внешних врагов и своих изменников (тогдашних „освободителей“), в союзе с немногими из людей верхних слоев, стоявшими и мыслившими заодно с народом, они, эти последние, „мизинные“ люди, восстановили рухнувшее в конец Московское государство и поставили его вновь под охрану Самодержавной власти. Ничто и никто не мог принудить их к восстановлению именно этой власти. Такова была воля, таково было веление народного духа».

«Никогда, — говорит Н. М. Карамзин, — народ не действовал торжественнее и свободнее, никогда не имел побуждений святейших: все хотели одного — целости, блага России. Не блистало вокруг оружие, не было ни угроз, ни подкупа, ни противоречий, ни сомнений. Бедствия мятежной аристократии просветили граждан и самих аристократов, те и другие единогласно, единодушно именовали Михаила Самодержцем, Монархом неограниченным; те и другие, воспламененные любовью к отечеству, взывали только: Бог и Государь! Написали хартию, положили оную на престол; сия грамота, внушенная мудростью опытов, утвержденная волею бояр и народа, есть святейшая из всех государственных хартий. Князья Московские утвердили Самодержавие, отечество даровало оное Романовым». Божие, милостию, эта «святейшая из всех государственных хартий» остается в неприкосновенной силе и целости поныне, хранима русским народом от вражиих козней и происков изменников. Под скипетром Самодержавных Царей и Цариц благословенной Богом Династии Романовых Россия систематически растет и крепнет, ширится и возвеличивается.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий