Деяния неаполитанских епископов

«Деяния неаполитанских епископов» (лат. Gesta episcoporum Neapolitanorum) — латиноязычная хроника, описывающая историю Неапольской епархии с I по конец IX века.

Неаполь. Церковь Св. Франциска Паоланского на площади Референдума (Плебисцита)

Является одним из основных источников по истории Неаполя в эпоху Поздней Античности и Раннего Средневековья.

«Деяния неаполитанских епископов» сохранились в единственной рукописи, хранящейся в Ватиканской апостольской библиотеке (Codex Vaticanus № 5007). В этом кодексе находятся тексты, написанные в IX—X веках в Неаполе. Часть рукописи, содержащая, в том числе, окончание «Деяний неаполитанских епископов», утрачена. Первое полное печатное издание этого исторического источника было осуществлено в 1753 году в Неаполе.

Предполагается, что «Деяния» начал составлять на рубеже VIII—IX веков неизвестный нам по имени неапольский клирик. Образцом для него, также как и для других аналогичных сочинений, послужила «Liber Pontificalis». Этот автор, компилируя сообщения из имевшихся в его распоряжении исторических источников, изложил историю Неапольской епархии с момента её основания в I веке до 762 года. Для него главным источником сведений о событиях в его родном городе послужил список местных епископов. Сообщения о внутринеапольских событиях в этой части «Деяний» очень кратки: основное внимание уделяется продолжительности понтификатов глав неапольской кафедры и их строительной деятельности. Одновременно, в отличие от других подобных исторических источников, в «Деяниях неаполитанских епископов» присутствуют обширные выдержки из трудов более ранних авторов. Вероятно, они были призванны показать, что история Неапольской епархии является неотъемлемой частью всемирной истории.

В конце IX века «Деяния» были продолжены новым автором — диаконом неапольской церкви Святого Януария Иоанном, описавшим историю Неапольской епархии с 763 по 872 год. Эта часть «Деяний» является полностью самостоятельным сочинением. В отличие от первого автора, Иоанн почти всё свое внимание уделял деятельности глав неапольской кафедры, а сообщения о событиях, происходивших вне Неаполя, в большинстве случаев относятся только к тем, которые непосредственно затрагивали его родной город. Сведения, сообщаемые им, почти всегда правдивы и точны. В качестве источников информации Иоанн Диакон использовал письменные документы и устные рассказы, а в последней части своего сочинения — личные наблюдения. Характерными чертами изложения событий второй части «Деяний неаполитанских епископов» являются антивизантийские и про-папские взляды автора, а также выражение им симпатий к Франкской империи и критического отношения к герцогам Неаполя.

Около 910 года «Деяния» были продолжены субдиаконом Петром, описавшим события епископства Афанасия II. Заключительная часть текста «Деяний неаполитанских епископов» не дошла до нашего времени, поэтому неизвестно, ограничился ли Пётр изложением истории нахождения на кафедре только одного епископа, или продолжил свой труд и далее. Составленный в середине X века «Каталог неаполитанских епископов», который историки считают тесно связанным с текстом «Деяний», завершается на сообщении о понтификате преемника Афанасия II, Стефана III.

Деяний первая часть

1. В сорок втором году правления цезаря Октавиана, после гибели иудейских царства и священства, согласно предсказаниям пророков, Господь наш Иисус Христос почитается родившимся от Девы.

По прошествии же от начала своего царствования пятидесяти шести лет и шести месяцев, Октавиан оставил на царстве своего пасынка Тиберия, который правил двадцать три года. На пятнадцатый год его царствования Господь по Своем крещении возвестил Царство Небесное. И на восемнадцатый год царствования того Господь искупил мир Своей страстью. И посланные проповедовать в пределах Иудеи апостолы поставили епископом Иерусалима Иакова, брата Господня, а с ним семь диаконов. И после побиения камнями Стефана Церковь была рассеяна в пределах Иудеи и Самарии.

Гай царствовал три года, десять месяцев и восемь дней. В это время апостол Матфей первым написал в Иудее Евангелие.

Клавдий царствовал тринадцать лет, семь месяцев и двадцать восемь дней.

На второй год его правления апостол Петр, первым основавший церковь в Антиохии и занимавший там епископскую кафедру в течение семи лет, отправился в Рим, чтобы превозмочь Симона Волхва. И там он занимал священническую кафедру двадцать пять лет, два месяца и три дня. Был же он на ней во времена Тиберия цезаря, и Гая, и Клавдия, вплоть даже до последнего года правления Нерона.

На седьмой год царствования Нерона Иаков, брат Господень, по прошествии тридцати лет его правления Иерусалимской церковью, был побит камнями иудеями. И его кафедру принял Симеон, он же Симон, ставший вторым епископом Иерусалима.

Марк же, ученик Петра, ставший ему сыном в крещении, проповедовал в Египте и Александрии, послав Петру Евангелие, которое он до этого написал в Риме. В те дни Симон Волхв, препираясь, заявил Петру и Павлу, утверждая, будто у него был некий великий Божий дар, и обещал воспарить среди бела дня к Отцу на небо, в воздухе, и был носим в воздухе демонами. Но Петр заклинал их именем Господним, а Павел молился, и он свалился, покинутый демонами, и сокрушились голени его, из-за казни которого 1 Петр был распят Нероном вниз головой и вверх ногами, почитая себя недостойным быть распятым так же, как Господь его; Павел же был усечен мечом. Альбин Флор заменил Феста в управлении Иудеей; и иудеи, не вынося его разнузданности, жадности и, впрочем, даже подлости, восстали против римлян. Против них был послан Нероном Веспасиан, начальник войска. Веспасиан был провозглашен войском императором в Иудее и, поручив военное командование своему сыну Титу, отправился через Александрию в Рим. Тит, захватив Иудею и разрушив Иерусалим, истребил шестьдесят тысяч мужей. Иосиф же пишет, что от голода и от меча погибло одиннадцать раз по сто тысяч и другие сто тысяч пленных были публично проданы. Такое количество народу находилось в Иерусалиме ради пришествия праздника опресноков, вследствие которого стекшиеся к Храму из всего народа иудейского были заперты в городе словно в тюрьме.

Папа Лин, поставленный епископом блаженным Петром, первым после оного занимал кафедру понтификов в Риме одиннадцать лет, три месяца и двенадцать дней. Было же это во времена Веспасиана и Тита. Этот Тит потратил на войну с Иерусалимом четыре года и сравнял с землей Храм.

Клет был на кафедре двенадцать лет, один месяц и одиннадцать дней. Было же это во времена Тита и Домициана, его младшего брата, при котором апостол Иоанн был сослан на остров Патмос.

Климент был на кафедре девять лет, два месяца и десять дней. Было же в оставшийся. . .

...

2. I. Аспрен епископ.

Был он нищелюбцем и мужем столь блаженным, что охотно привечал всякого человека от знатного до самого ничтожного и, пользуясь поводом даяния милостыни из церковных имуществ, изо дня в день наставлял приходивший к нему народ на спасительный путь.

II. Эпитимит епископ.

Он, следуя примеру предшественника, раздачей милостыни свидетельствовал с прибытком в Господе.

III. Марон епископ.

Считается, что он и его предшественники ради заслуг святой жизни были перенесены в церковь Стефании.

IV. Проб епископ.

Известный всяческой честностью, оправдавший свое имя делами, он почил в мире.

V. Павел епископ.

Чудный в трудах, чудный в делах, кроткий в благоприятных обстоятельствах, рассудительный в неблагоприятных, он после долгих лет жизни, радуясь, отправился к Господу.

VI. Агриппин епископ.

Ревнитель отечества, защитник граждан, который изо дня в день за нас, слуг своих, не преставал ходатайствовать в молитвах, он сияет многочисленными знамениями и чудесами.

Многими толпами он увеличил для Господа христианство и водворил их в лоне святой матери-Церкви. Поэтому по заслугам он стал достоин того, чтобы услышать: «Хорошо, добрый раб; в малом ты был верен, над великим поставлю тебя; вниди в радость Господа твоего». И теперь, перенесенный в церковь Стефания, он по праву покоится с честью.

VII. Евстазий епископ.

На алтаре блаженной Богоматери и Приснодевы Марии, что зовется Космиди, принеся себя в жертву на предание публичной казни, убит был и перенесен.

VIII. Эфев епископ.

Прекрасный телом, еще более прекрасный духом, священнейший, он предводительствовал и верно управлял народом Божьим. Его останки после набегов неких варваров перенесены в Неаполь и водворены в церкви святой Стефании.

IX. Фортунат епископ. (Ок. 350 г.)

Он, священнейший, совершил течение жизни, непрестанно творя день и ночь святейшие молитвы, и был принят в Небесное Царство, как и вожделел. Он погребен примерно в четырех стадиях пути от города. Далее, много времени спустя, народ, прося его покровительства, вынес его из церкви, освященной в его честь, и рукой понтифика поместил его в церковь Стефании, направо от входа вверх, там, где ораторий, во главе катакомбы.

X. Максим епископ.

От начала лет своих деятельный и во всех отношениях благоразумный, он трудился на благо святой Церкви. Ибо и прежде в церкви блаженного священника и исповедника Христова Фортуната был погублен. Ныне же он веселится, легко обретя место в оратории церкви Стефании в той части храма, что у входа в святой алтарь.

XI. Зосим епископ. (Ок. 360 г.)

Был он епископом во времена Мельтиэда, папы, о котором говорилось выше, вплоть до одиннадцатого года правления папы Сильвестра и Константина императора. Этот святой Сильвестр был в изгнании на горе Серафи, а затем, вернувшись со славой, крестил августа Константина, которого исцелил Господь от проказы. Этот Константин был первым из императоров, сделавшимся христианином; он дал христианам позволение свободно собираться и строить во славу Христову базилики. Он же сам построил в Риме, где он был крещен, базилику блаженного Иоанна Крестителя, а также среди других построенных им церквей он, как это признается многими, построил базилику в городе Неаполе, что называется храмом Святого Обновления.

Во времена этого Константина возникла арианская ересь и был созван Константином для осуждения Ария Никейский Собор трехсот восемнадцати отцов, и они осудили Ария, и Фотия, и Савеллия, и последователей их.

XII. Север епископ занимал кафедру сорок шесть лет, два месяца и одиннадцать дней. (Ок. 390 г.)

Он построил четыре базилики: одну вне города близ церкви святого Фортуната и другую в городе — св. Чуда, в апсиде которой сделал мозаичное изображение Спасителя с двенадцатью седящими апостолами, под которыми были изображены четыре пророка, разделенные драгоценными видами мрамора. Исайя в оливковом венке хотел возвестить рождение Христово и Приснодевство Богоматери Марии, говоря: «Да будет мир». Иеремия принесением виноградных грозд прообразил подвиг Христов и славу страсти, ибо там говорится: «В силе твоей». Даниил, несущий хлебные колосья Господу, предвозвещает Второе Пришествие, в котором все добрые и злые будут собраны на Суд. Поэтому сказано: «И обилие». Езекия несет в руках розы и лилии, предвозвещая верным Царство Небесное, потому и написано: «В башнях твоих» (Пс. 121: 7). Ведь через розы изображается кровь мучеников, а через лилии — стойкость исповедания.

Прежде он лежал вне города в церкви, освященной и названной в его честь; ныне же упокоился в той церкви основанной в Неаполе, которую одни называют основанной Северином, другие же называют расположенный поблизости ораторий основанным святым Григорием. И учредил он монастырь святого Мартина и святого Потита мучеников. Правил же он во времена папы Сильвестра и августа Константина, и пребывал вплоть до папы Дамаса, пережив апостолических пап Марка, Юлия, Либерия, Феликса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий