Эфиопия: христианство, ислам, иудаизм. 1.11 Хайле Селассие – «лев атакующий» из колена Иуды

1.11.3 Восстановление и реформа

По возвращении Хайле Селассие из изгнания в 1941 г., император нашел церковь и аристократию в состоянии тяжелого упадка. Взяв инициативу в свои руки, он начал незамедлительно действовать по восстановлению религиозных и общественных учреждений, лично руководя осуществлением своих планов. В ноябре 1942 г. император издал указ, касавшийся большинства сфер жизни и деятельности церкви. Он ввел новую систему в финансовую сферу и создал механизмы, существенно ограничившие автономию духовенства.

 Церковь Святой Марьям Цийон (Сионской Богоматери)

Иллюстрация 84. Церковь Святой Марьям Цийон (Сионской Богоматери) построенная Хайле Селассие в Аксуме. Строительство началось после освобождения Эфиопии и завершилось в 60-е гг. 20-го в.

Хайле Селассие с абуной Базилиосом

Иллюстрация 85. Хайле Селассие с абуной Базилиосом. С момента его назначения в качестве эфиопского абуны и до революции 1974 г. церковь оказывала полную поддержку императору.

Этот указ определял правила регистрации земель, принадлежавших церкви, создал в ее рамках центральное учреждение, занимающееся финансовыми вопросами, обязал церковь платить налоги. Он предъявил также некоторые требования в области религиозного образования и подготовки духовенства. Император также взял себе право утверждать или отклонять кандидатуры священников, избранных церковными советами. Одновременно с этим он лишил церковь полномочий осуществлять судопроизводство в сферах, не касающихся религиозных вопросов. Это были смелые, даже революционные реформы, которые, тем не менее, не были полностью претворены в жизнь вследствие различных препятствий и затруднений, с которыми сталкивалась императорская власть в различных округах, и ввиду противодействия духовенства. В провинции Годжам, например, церкви и монастыри продолжали пользоваться прежними льготами в области налогообложения и администрирования.

Хайле Селассие заново инициировал контакты с Александрией по поводу автономии. Стареющему абуне Кериллосу было позволено вернуться в Эфиопию в 1942 г., однако Хайле Селассие принял твердое решение, что это будет последний иноземный епископ во главе эфиопской церкви. В 1948 г., после нескольких тяжелых раундов переговоров, едва не зашедших в тупик, с руководством коптской церкви и с правительством Египта было достигнуто соглашение. Было решено, что абуна Кериллос назначит новых эфиопских епископов, а после его смерти его место займет эфиопский абуна, который будет назначен коптским патриархом. Так, после смерти Кериллоса, в Каире 14 января 1954 г. главой эфиопской церкви был назначен ычеге Габра Георгис. Он получил звание и имя – абуна Базилиос. Вместе с ним было назначено 14 епископов в 14 провинций страны. Был также назначен еще один эфиопский епископ вне страны – в Иерусалиме.

абуна Базилиос, первый эфиопский глава церкви

Иллюстрация 86. Впервые в истории. 1959 г.: абуна Базилиос, первый эфиопский глава церкви (кроме эпизода в период итальянской оккупации) впервые благословляет на родной земле архиепископов и епископов.

Хотя этот шаг в сторону независимости был принят с радостью большинством местного духовенства, он имел также весьма парадоксальный, с их точки зрения, результат – он в еще большей степени усилил зависимость церкви от государства. В прошлом назначение египетского абуны, несмотря на многочисленные ограничения, не зависело от императора. Теперь, несмотря на то, что было принято решение о процедуре назначения абуны в Египте, и о том, что он примет официальное назначение от коптского патриарха, сам выбор, тем не менее, находился в руках императора. В 1959 г. была ликвидирована даже символическая связь с коптской церковью, и было постановлено, что эфиопская церковь сама будет избирать себе главу.

Власть императора над церковью укрепилась еще более с провозглашением конституции в 1955 г. С одной стороны, было заявлено, что эфиопская православная церковь является официальной религией в стране, но с другой стороны, укрепилась
императорская – национальная, государственная и политическая – власть над церковью. Конституция наделила императора правом законодательной власти в вопросах, касающихся церкви, кроме вопросов теологии и внутренней жизни монастырей. Она также наделила его правом назначать епископов, включая самого абуну.

После окончания итальянской оккупации иностранным миссионерам было снова позволено вернуться в Эфиопию, но теперь их деятельность находилась под строгим надзором. Основной целью этого надзора было предотвратить миссионерскую пропаганду среди православных, а также предоставление для деятельности миссионеров строго определенных территорий по утверждению министерства просвещения.

1.11.4 Единство, стабильность и разногласия

Главной целью в планах Хайле Селассие относительно реформы церкви было ее превращение в инструмент в руках властей, эффективное средство, гарантирующее стабильность власти и единство страны. В этом плане ему удалось добиться лишь частичных успехов.

После возвращения императорской власти Хайле Селассие добивался включения бывшей итальянской колонии Эритреи в состав Эфиопии, расширив тем самым ее границы. Одним из главных инструментов для осуществления этой цели была эфиопская православная церковь. О деятельности правительства Аддис-Абебы среди христиан Эритреи, которая проводилась местным духовенством, пишет английский наблюдатель: «К 1942 году каждый священник уже стал пропагандистом на службе эфиопского дела. Каждая деревня превратилась в центр эфиопского национализма, а религиозные народные праздники, как например Праздник Креста (Маскаль), стали мероприятиями, во время которых открыто демонстрировался эфиопский патриотизм. Монастыри и деревенские церкви украшались эфиопскими флагами, а все церемонии и молитвы содержали абсолютно ясную идею»2. Проводимая линия, в сочетании с разными другими средствами, способствовала успеху императорской власти. В 1952 г. Эритрея стала частью Эфиопии в рамках федерации, а в 1962 г. была полностью присоединена как одна из провинций империи.

Поддержка церкви имела решающее значение также и во время попытки переворота в 1960 г. В декабре этого года, в то время, когда император совершал длительную поездку по Западной Африке и Южной Америке, группа его приближенных, включая главнокомандующего личной охраны императора, главу полиции и главу секретной службы, попыталась захватить власть.

Несмотря на то что поначалу казалось, что переворот удался, заговорщики довольно быстро лишились поддержки. Не только отборные части сил безопасности отказались присоединиться к восставшим, но и абуна Базилиос, верный сторонник Хайле Селассие, однозначно заявил о своей поддержке императора. В своем обращении, которое он обнародовал через день после начала переворота, он обратился «к эфиопским христианам и ко всем народам Эфиопии», осудил заговорщиков и призвал всех проявить верность императору. Уже на следующий день заговорщики оказались в изоляции. В течение короткого времени часть из них погибла в бою, а остальные были схвачены и казнены.

Однако как в прошлом, так и теперь, когда Хайле Селассие был в пике своего могущества, духовенство продолжало действовать не только в интересах централизации государства, но и как представители местных интересов в округах. Так, например, когда в Годжаме в 1968 г. вспыхнуло восстание, оно получило поддержку со стороны местного духовенства. Восстание началось с бунта крестьян против попытки ввести новый сельскохозяйственный подоходный налог, и духовенство присоединилось к нему как из собственной заинтересованности в местной автономии, так и из традиционной солидарности со своим районом.

Четырьмя годами раньше около 300 священников этого района прибыли в Аддис-Абебу, пытаясь вернуть себе свои права и статус – предоставление услуг в области культа и судопроизводства взамен права не платить налоги и взимать плату – статус, который постепенно был урезан при режиме Хайле Селассие. В 1968 г., когда восстали крестьяне, к ним примкнуло духовенство и поддержало бунтовщиков. Несмотря на то, что восстание в Годжаме было подавлено, эти события стали важным знаком на будущее.

Назад          Начало                 Далее

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий