Эфиопия: христианство, ислам, иудаизм. 1.4 Упадок Аксума и подъём царства Загве

1.4.1 Упадок и распад

Аналогично ситуации с каждым широким историческим явлением, нельзя свести к какой-либо одной исключительной причине то, что привело к упадку Аксумского царства.Аксумский обелиск

 

Иллюстрация 24. Огромный упавший аксумский обелиск – рядом с тем, что стоит до наших дней (см. илл. 6). Еще один обелиск был снят итальянскими фашистами в 1937 г. и перевезен ими в Рим.

Весь комплекс соединившихся вместе политических, экономических, социальных и экологических факторов потряс основы, на которых держалось эфиопское государство той эпохи.

В последней четверти шестого века персы Сасаниды бросили вызов эфиопской гегемонии в Южной Аравии и уничтожили её к концу этого века. Одновременно с этим для Аксумского царства стали менее доступны также и внешние рынки и понесла урон свобода мореплавания по Красному морю. Этот урон стал ещё более ощутим с возникновением ислама в начале седьмого века. Ислам изолировал Аксум и блокировал его в экономическом и культурном аспектах. Правители Аксума наткнулись также на всё более множащиеся внутренние проблемы – от вопросов защиты порядка в стране и до необходимости сохранения объема торговли предназначенной для экспорта продукцией: деревом, слоновой костью, скотом и золотом. С ослаблением торговли жители Аксума были вынуждены все более и более заниматься сельским хозяйством, но и это не улучшило их положение. Недостаток осадков, повторяющиеся засушливые годы, сменяющиеся годами наводнений, смывавших плодородную почву, приводили ко всё большему углублению кризиса в экономической области.

Упадок Аксума был постепенным. Он не привел к внезапному исчезновению его династии или к ослаблению христианского влияния на Эфиопском нагорье. Изменения начались первоначально в плане географическом. Ряд источников свидетельствуют о том, что начиная с седьмого века центр тяжести этого христианского государства постепенно стал смещаться к югу. В связи с этим все эфиопские источники описывают время властвования правителя Дагна-Джана в девятом веке как эпоху военных захватов и распространения христианства на юг. Этот дальновидный правитель намеревался не только установить политический контроль над такими областями на юге как Бегемдер, Амхара и даже Шоа, но и поощрять в них христианское поселенчество и распространение учения Христа. Согласно одному из источников, «во время его правления он привел 150 священников из Аксума в Амхару и поселил их там. Когда он вышел из Тигре, с ним были 60 алтарей (табот)». Таким образом, культура христианства выжила и даже распространилась на те области, которые не попали под ее влияние ранее. 

Евангелие 11-го века, хранящееся в монастыре Абба Герима в Тигре.

Золотой оклад Евангелии

Иллюстрация 25. Наверху: одно из Евангелий 11-го века, хранящееся в монастыре Абба Герима в Тигре. Внизу: золотой оклад книги. Несмотря на упадок Аксума, как государства, и ослабление Церкви, как института, христианство продолжало распространяться в стране.

Однако, несмотря на успехи церкви в девятом веке, начало десятого века не было особенно благоприятным. Аксумское царство, бывшее её опорой, с трудом поддерживало собственное существование. Хотя царь и продолжал восседать на троне в своей столице, но реальная власть перешла в руки одного из его вельмож, и анархия разрасталась все более и более. Арабский историк Ибн Хаукаль описывал это так: «Земля Хабаш (Абиссиния) уже на протяжении многих лет управляется женщиной: она убила царя Хабаша, носившего прозвище Хасани. Ныне же она безраздельно правит как в своих землях, так и в областях, принадлежавших Хасани, на юге земли Хабаш».

Вдобавок к этим процессам политического упадка конфликты внутри церкви, а также между Аксумом и Александрией, привели к тому, что абуна не посылался в Эфиопию в течение 50 лет. В его отсутствие, разумеется, прекратилось рукоположение новых священников. Один из последних царей Аксума, очевидно Сайфа-Ар’ад (977-1005), так описывал правителю Нубии Георгию угрозу самому существованию эфиопской церкви в это время: «Я опасаюсь, что христианская вера исчезнет и прекратит существовать в нашей среде, ибо шесть патриархов сидели (в Александрии) и совсем не обращали внимания на нашу землю, и (земли эти) остались без пастыря, епископы и священники наши умирают, а церкви разрушены…» К счастью, благодаря вмешательству Георгия был послан новый епископ и снова воцарился порядок. Более того, в округе Ласта была сделана попытка влить новый дух жизни в христианство под покровительством новой династии.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Эфиопия: христианство, ислам, иудаизм. 1.4 Упадок Аксума и подъём царства Загве”

  1. admin:

    На сайте asptur.com интересная подборка «Эфиопия. Подземные храмы Лалибелы»

    asptur.com/afrika/efiopiy...my-lalibely.html

Оставить комментарий