Эфиопия: христианство, ислам, иудаизм. 1.5 Ранняя эпоха Соломонидов (1270—1468): золотой век церкви и государства

1.5.2 Император Давит (Давид) и перенесение «честных древ Святого Креста»

Вследствие того факта, что император Давит (1380—1412) не оставил после себя никакого документального рассказа о своих деяниях, существует тенденция игнорировать его в пользу его великого деда Амда-Цийона, и его сына, может быть еще более великого, Зар’а Я коба. Однако, пристальное изучение его достижений показывает, что он был одним из наиболее выдающихся вождей в истории Эфиопии. Таким образом можно утверждать, что впечатляющие достижения Зар’а Я коба в большинстве своём базировались на основах, заложенных Давитом. В течение эпохи своего правления Давит начал перевод важной христианской книги «Чудеса Марии», сочинения, которое в его эфиопском варианте существенно усилило легитимность царского дома.

К заслугам Давита присоединяется также перенесение в Эфиопию «честных древ Святого Креста», а также мощей некоторых святых монахов. История перенесения «честных древ Святого Креста» связана со сложной системой внешнеполитических отношений между Эфиопией, Египтом и коптским патриархом. Сразу после восшествия на престол Давиту стало известно, что мамлюкский султан Египта арестовал патриарха. Экспедиционный отряд эфиопской армии вторгся в пределы Египта в районе Асуана и не выходил оттуда до освобождения главы церкви. За это Давит попросил у патриарха древо честнуго Креста Господня, находившегося, по утверждению коптов, в их общине. С эпохой правления этого царя связно, как видно, и начало широкого культа икон в Эфиопии. Давит признал право на существование за евстафианами и пытался, хотя и без успеха, вернуть их, не прибегая к насилию, в лоно канонического и государственного консенсуса. Эпоха его правления была также и эпохой впечатляющих литературных достижений.

Святой Марк переписывает Евангелие, фреска 14-го века, остров и церковь Дабра Марьям, озеро Тана. Иллюстрация 34. Святой Марк переписывает Евангелие, фреска 14-го века, остров и церковь Дабра Марьям, озеро Тана.

Рукопись 14-го века, монастырь Койаста, Тигре. Иллюстрация 35. Рукопись 14-го века, монастырь Койаста, Тигре.

Она известна, в особенности, благодаря сочинениям очень значительного богослова Гийоргиса из Саглы, который в дальнейшем потерял благосклонность власти, ибо его теологические воззрения столкнулись со взглядами его царственного покровителя (к этому мы еще вернемся далее). Давит также впервые установил связи с христианской Европой, отправив в Рим первое официальное эфиопское посольство в 1402 г.

Его сын и наследник престола, Йицхак (1413—1430) продолжил начатые отцом контакты с Европой, но во всех других сферах, относящихся к интересующим нас вопросам, отошел от его пути. Он восстановил доброе имя Гийоргиса из Саглы и возобновил преследование евстафиан. Йицхак усилил также притеснения мусульманских и иудейских групп. После его смерти и последовавших за ней четырех лет нестабильности, трон захватил его брат, младший сын Давита, Зар’а Я‘коб.

1.5.3 Религиозный национализм Зар’а Я‘коба

Император Зар’а Я‘коб считается наиболее выдающимся правителем всей эпохи Соломонидов. Его попытки интегрировать завоеванные земли, ассимилировать их население в эфиопскую христианскую культуру и создать прочную опору как для церкви, так и для государства превзошли все предпринятое его предшественниками и потомками. Зар’а Я‘коб пытался централизовать политическую и религиозную властные структуры в своем царстве. Он видел в церкви и христианстве главные инструменты для сплочения государства и развития национального эфиопского единства.

Зар’а Я‘коб с юношеских лет готовил себя к роли образцового христианского царя. Согласно традиции, он уже в молодые годы получил интенсивное христианское воспитание. Он хорошо понимал, насколько для церкви важна реформа и единство, и активно действовал в этом направлении. Он не только действовал как большинство правителей, но объединил в себе функции царя и священника. Как писал его летописец: «Наш царь вёл все дела церкви.» Перед лицом необходимости справиться церковными проблемами Зар’а Я‘коб использовал стратегию, ориентированную на три направления: разрешение региональных споров, предпочтение общеэфиопских символов и обрядов за счет местных сект и углубление политической и моральной преданности верующих.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий