Эфиопия: христианство, ислам, иудаизм. 1.5 Ранняя эпоха Соломонидов (1270—1468): золотой век церкви и государства

1.5.3.1 Святость субботы, Богоматери и креста

К моменту своего восхождения на престол Зар’а Я‘коб, очевидно, уже симпатизировал евстафианам и их позиции по вопросу субботы. Как искушенный политик он чувствовал, что евстафианское течение, сумевшее выжить и даже процветать на протяжении 100 лет сопротивления, не может быть подавлено с легкостью. В то время, пока официальные главы церкви пытались подавить обычай соблюдения субботы, Зар’а Я‘коб в своих посланиях, адресованных эфиопской общине в Иерусалиме, призывал ее праздновать как субботу, так и воскресение. Он выделял крупные пожертвования евстафианским монастырям и явно покровительствовал священникам, поддерживавшим соблюдение субботы. Он сам подавал пример другим.

Изображение Марии и Иисуса на стене одной из церквей на озере Тана – мотив Девы и Сына Божьего являлся во все времена одним из центральных в эфиопской живописи. Иллюстрация 36. Изображение Марии и Иисуса на стене одной из церквей на озере Тана – мотив Девы и Сына Божьего являлся во все времена одним из центральных в эфиопской живописи.

Эфиопы в Иерусалиме

Первое свидетельство об эфиопских паломниках в Иерусалиме мы находим в двух письмах, отправленных в Рим христианами, находившимися в Святом городе между 386 и 412 годами. До 13 века накопились лишь немногочисленные дополнительные свидетельства. Однако, начиная с последних лет эпохи крестоносцев имеется множество документальных свидетельств, представленных разными типами источников, о существовании в Иерусалиме общины эфиопских монахов. К этим источникам относятся письма эфиопов и послания императоров, записки мусульманских и европейских путешественников и описания прочих паломников. Все обращали внимание на присутствие этой особой группы. В 1237 г., например, эфиопский монах в Иерусалиме пытался добиться себе должности абуны. В 1290 г. эфиопский император Ябаха-Цийон (1285—1294) отправил дары и послания своим подданным в Святом городе. Из нескольких источников нам известно, что в конце 14 века эфиопам уже принадлежали два придела в Церкви Гроба Господня и что два эфиопских монаха были членами смешанной монашеской общины, избравшей эту церковь местом своего проживания. Они даже заняли заметное место в некоторых церковных церемониях. В годы правления мамлюков в Египте (1250—1517), вследствие опасений властителей этой страны по поводу возможного перекрытия Нила эфиопским императором, паломники из Эфиопии, державшие путь, как правило, через Египет, пользовались особым статусом «находящихся под опекой», освобожденных от дорожных пошлин. Однако, с падением мамлюков и приходом османского правления статус эфиопов в Иерусалиме стал снижаться. Особенно он упал после мусульманского завоевания Эфиопии ( об этом позже) во время Ахмада ибн Ибрагима Граня (1529—1543). Эфиопская община все более и более сокращалась, и в конце концов стала довольствоваться одним нищим монастырем Дейр эс-Султан, к которому мы ещё вернемся.

Страница из церковного календаря, рукопись из монастыря Дабра Хайк. Иллюстрация 37. Страница из церковного календаря, рукопись из монастыря Дабра Хайк.

В отличие от последовательной поддержки евстафиан, отношение Зар’а Я‘коба к проалександрийской монашеской общине (т.е. более близкой к представителям христианской ортодоксии, таким, как египетский абуна, посланный из Александрии) было более сложным. С одной стороны, он почитал их центральный монастырь Дабра Ацабо. Он изменил имя этого монастыря на Дабра Либанос, в память об одном из самых знаменитых святых Эфиопии, и поднял его статус выше всех остальных эфиопских монастырей. С другой стороны, он поставил этот монастырь под пристальный царский контроль и отверг монастырскую пропаганду против соблюдения субботы. В 1490 г. Зар’а Я‘коб попытался прекратить распри между монастырями. Он созвал церковный Собор под собственным руководством и навязал монахам и абуне взаимное примирение, официально установив порядок соблюдения субботы.

.Эфиопские кресты для религиозных процессий  Эфиопские кресты для религиозных процессий  Эфиопские кресты для религиозных процессий  Эфиопские кресты для религиозных процессий

Эфиопские кресты для религиозных процессий  Эфиопские кресты для религиозных процессий  Эфиопские кресты для религиозных процессий  Эфиопские кресты для религиозных процессий Иллюстрация 38. Эфиопские кресты для религиозных процессий

Усилия Зар’а Я‘коба привести к единству церкви не ограничивались только разрешением спора по поводу соблюдения субботы. Дополнительно к этому он поощрял распространение культов, связанных с двумя очень важными христианскими символами: Девой Марией и крестом. Хотя эти символы и представляли собою существенные составляющие эфиопского христианства с его начального момента, ныне он удостоились, под патронажем Зар’а Я‘коба, небывалого акцента и важности. Как уже упоминалось, еще отец Зар’а Я‘коба, Давит, начал перевод «Чудес Марии». Однако, при правлении самого Зар’а Я‘коба к деятельности в литературной сфере прибавились также обрядовые и художественные элементы. По инициативе императора в церковный годовой календарь был включён цикл из 33 праздников, связанных с Девой Марией, часть из которых была ежемесячными, а часть годовыми. Император отлично понимал также силу воздействия изобразительного искусства и выделял средства на создание большого количества икон Богоматери. Крест также стал в его время темой, широко проявлявшейся в народном искусстве.

Различные орнаментированные типы этого центрального символа христианства, получившие свое оригинальное оформление и развитие, носили на церковных празднествах; они широко распространились также в качестве личных украшений, носимых на цепочках на шее или вытатуированных на коже.

Эфиопский календарь – распорядок жизни христианина.
Месяцы в году.
Мэскэрэм............. 11-12 сентября – 10 октября.Тэкэмт............. 11 октября – 9 ноября.Хэдар............. 10 ноября – 9 декабряТэхсас............. 10 декабря – 8 января.Тыр............. 9 января – 7 февраля.Йекатит............. 8 февраля – 9 марта.

Мэгабит............. 10 марта – 8 апреля.

Миязия............. 9 марта – 8 мая.

Гэнбот............. 9 мая – 7 июня.

Сане............. 8 июня – 7 июля.

Хамле............. 8 июля – 6 августа.

Нэхасе............. 7 августа—5 сентября.

Пагомен............. 6 сентября – 10-11 сентября.

 

Празднование Маскаля (Праздник Креста), Макале, Тигре, конец 19-го века. Иллюстрация 39. Празднование Маскаля (Праздник Креста), Макале, Тигре, конец 19-го века.

Главные церковные праздники. Гена(Рождество) – 29 Тэхсас ( 7 января)Темкат( Крещение) – 11 Тыр (19 января)Абий Цом ( Великий Пост) – 49 дней, дата не постоянна и зависит от даты Пасхи.Хамамат( Святая Неделя) – согласно расчету, дата не постоянна.Тенсаэ (Пасха) — согласно вычислениям, дата не постоянна.

Феласта (Успение) – 16 Нэхасе (22 августа).

Маскаль (Обретение Честного Креста) – 17 Мэскэрэм (27 сентября).

Танцы в день святого Габра-Манфас Кеддус, Тигре, 1971   Иллюстрация 40. Танцы в день святого Габра-Манфас Кеддус, Тигре, 1971

Дни месяца, на которые приходятся повторяющиеся праздники:1 — Рождество Богородицы3 — Прославление Богородицы5 — Святой Габра-Манфас Кеддус7 — Святая Троица10 — Святой Крест

12 — Святой Архангел Михаил

14 — Святой Абба Арагави

16 — Завет Милосердия

17 — Святой Абба Герима

19 — Святой Архангел Гавриил

23 — Святой Георгий

27 — Спаситель мира

28 — Авраам, Исаак, Иаков

29 — Рождество

1.5.3.2 Второй епископ, литературная деятельность, распространение веры

Инициативы Зар’а Я‘коба были не по нраву духовенству. Движение с центром в Тигре, во главе которого стоял Абба Эстифанос, открыто отвергло предложенные императором новшества. Несмотря на то, что стефаниты подчеркивали, что их протест не направлен против культа Богородицы или Креста, а лишь против императора, они были ославлены как «враги Девы Марии». Да и сам Зар’а Я‘коб не прощал тех, кто вставал на его пути. Эстифанос и его сторонники были разбиты и изгнаны. Только в начале 16 века их потомки были снова приняты в лоно церкви.

Дополнительным аспектом вмешательства Зар’а Я‘коба в церковные дела были его попытки определить рамки христианской ортодоксии и выкорчевать то, что виделось им как ересь и обычаи, связанные с язычеством. Литературные произведения, написанные им самим и созданные по его заказу, были напрямую направлены против не признающих его сект. Другие произведения, написанные в его время, такие как «Послание о вочеловеченииа» и «Меч Троицы», представляли собою полемические сочинения или молитвы против колдовских обычаев и суеверий.

Чтобы увеличить количество священников и дьяконов на службе церкви, Зар’а Я‘коб потребовал из Египта дополнительных епископов. Коптский патриарх (по причинам, которые мы здесь не рассматриваем) согласился и прислал ему двоих. Тем самым Зар’а Я‘коб записал на свой счет исключительный успех. Ни один из его предшественников и потомков не удостоился более чем одного епископа – абуны. Присутствие второго епископа увеличивало возможности поссвящения в сан местного духовенства и усиливало его влияние. Зар’а Я‘коб серьезно заботился о распространении христианства. Угрожая лишением сана, он требовал от священников добираться до самых глухих мест его царства, чтобы обслуживать там религиозные потребности жителей. С помощью увеличения числа праздников и постов, а также строгого наблюдения за их соблюдением, Зар’а Я‘коб способствовал внедрению христианства и включению его в ежедневный, еженедельный и ежемесячный распорядки обыденной жизни верующих. Он требовал от христиан ношения креста на одежде, изображения его на имуществе и даже татуировки его на теле. Это делалось также и для того, чтобы отличить христиан от окружающего их населения и осложнить тем из них, кто недавно принял христианскую веру, отступление от неё.

Рукопись из одного из монастырей в Тигре. Иллюстрация 41. Рукопись из одного из монастырей в Тигре.

 

Назад                                                            Вперёд

  Источник: Открытая электронная библиотека академической книги

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий