Эфиопия: христианство, ислам, иудаизм. 1.6 Иерархия и институты

1.6.1.2 Священники

Институциональная слабость абуны, тот факт, что он был единственным епископом, а иногда и его отсутствие вообще, прямым образом отзывались на качестве духовенства. Усилия предотвратить нехватку духовных лиц, которая должна была возникать в случае отсутствия абуны, привели к закреплению обычая посвящать в сан священников и дьяконов детей. Вследствие этого посвящение в священники и продвижение в церковных чинах не было, как правило, связано с успехами в учёбе или с глубиной веры, а всего лишь с семейной традицией священничества. Ограниченное образование, которое получал дьякон или священник, частенько получалось не благодаря организованной системе просвещения, а имело источником личное обучение одним из членов семьи. Из-за того, что большинство священников были женаты и имели семьи, они являлись неотъемлемой частью местного общества, лишь немногим отличаясь от своих мирских соседей. Священникам при справлении помогали дьяконы (которые иногда сами становились священниками), а также дабтара, люди, получившие подготовку в литургическом пении и ремесле переписчика святых книг.

Настоятель монастыря в Тембене, Тигре.

Иллюстрация 44.1. Настоятель монастыря в Тембене, Тигре.


Настоятель монастыря в Тембене, Тигре.

Иллюстрация 44.2. Монахи в Шоа.

 

1.6.1.3 Монахи

Единственной группой в церкви, имевшей достаточный уровень независимости и образования для того, чтобы выступать в качестве истинных представителей христианства, были монахи. Монахи не несли на себе бремени заботы о семье и других мирских забот, поэтому они могли посвятить себя посту, молитве и учению.

Многие монахи получали положение в сан священников до или после принятия монашеского обета. Как правило, священнический сан не был обязательным условием для того, чтобы стать монахом. В отличие от весьма централизованной системы посвящения в священники, ситуация с монашеством была гораздо менее жесткой. Любой игумен, а на практике любой монах мог принять монашеский обет от верующего. Даже расцветшие в средневековье монашеские движения не были организованы в конкретные структуры и в этом плане совершенно не были похожи на монашеские ордена в западном христианстве, такие, как бенедиктинцы или появившиеся позже доминиканцы или францисканцы. Начиная с 15 века, настоятель монастыря Дабра Либанос в провинции Шоа выполнял функции ычеге, то есть главы всего духовенства и монашества Эфиопии. Нередко именно он, а не абуна, был советником императора и его правой рукой в вопросах религии. Однако, он не обладал сколько-либо значительным прямым влиянием на руководство различных монастырей.

Многие монастыри связали себя с царским двором и давали императору поддержку в вопросах веры и культа, однако не меньшее их число сохранили свою независимость и предпочли связать свою судьбу с местными правителями. Как мы уже видели, монастырские движения, опиравшиеся на местную базу, такие, как движение в Шоа (под водительством монастыря Дабра Либанос), евстафиане и стефаниты, неоднократно представляли собою угрозу прерогативам центральной власти, как императора, так и абуны.

Иногда местные лидеры, проигравшие в общей политической гонке, считали за лучшее найти прибежище в монашеской жизни. Эти «неудачники» иногда расширяли ряды монастырей и даже усиливали тенденцию к самостийности и бунту против центра. Число монахинь, как правило, было значительно меньше числа монахов. Многие из монахинь были вдовами, принявшими решение посвятить себя вере по смерти их мужей. Хотя и существовали отдельные женские монастыри, обычно они примыкали к группам мужских монастырей.

1.6.2 Религиозные обряды

Возведение в священнический сан в эфиопской церкви, также как и в других церквах, является одним из семи христианских таинств. Другие таинства – это крещение, причастие, исповедь, венчание, миропомазание и елеосвящение. Использование двух последних из поколения в поколение постепенно уменьшалось, и они удостоились меньшего внимания в исторических источниках. Первые же три, напротив, на практике, тесно связаны друг с другом.

1.6.2.1 Крещение

Обряд крещения и наречения христианским именем проводится у эфиопских христиан на сороковой день после рождения сына и на восьмидесятый – после рождения дочери. Широко распространено обрезание мальчиков на восьмой день, хотя оно не является обязательным и не носит характера религиозного обряда.

До крещения как ребенок, так и его мать считаются ритуально нечистыми. В этом вопросе, как и во многих других случаях, эфиопский обряд основывается на указаниях Ветхого Завета. В периоды массовой христианизации, как например во время завоеваний, само собою, было распространено также крещение взрослых. Крещение производится троекратным погружением во имя Отца, Сына и Духа Святого. Оно символизирует также три дня пребывания Иисуса во гробе. Принимающий крещение (или его крестный отец, если речь идет о младенце) провозглашает свое отречение от Сатаны и заявляет о вере в Святую Троицу.

1.6.2.2 Исповедь

Только прошедшие обряд церковного крещения могут причаститься. Однако они обязаны (кроме детей) исповедаться перед причащением. Хотя исповедь существовала еще с первых лет церкви, принято приписывать её введение заслугам Зар’а Я‘коба. Ему же приписывается постановление о том, что у каждого христианина должен быть свой священник для исповеди.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий