Эфиопия: христианство, ислам, иудаизм. 1.6 Иерархия и институты

1.6.2.3 Причастие

Обряд причастия, как во всех христианских церквах, был одним из главнейших составляющих в жизни православной эфиопской церкви. Особые песнопения (анафора) сопровождают этот обряд, в котором используются ячменный хлеб и вино. Он проходит в срединной части церковного здания. Порядок получения причастия прихожанами отражает систему духовной иерархии церкви: епископ, священники, дьяконы, дети, мужчины и в конце – женщины. Несмотря на то, что формально это таинство доступно для всех верующих, прошедших исповедь, на деле часто оно использовалось для выражения определённых политических и религиозных деклараций. Причащение, как и в других церквах мира, были своего рода символом легитимации и признания со стороны церкви, а отказ в оном – аналогичен наложению анафемы.

Священники могли отказать в причастии прихожанину (даже самому императору), если они считали, что он является грешником, еретиком или по какой-либо причине не заслуживающим причастия. Так, например, мятежные священники отказались допустить к причастию императора Амда-Цийона. Враждующие монастырские течения часто отказывались признавать действительность таинств противной стороны. В ходе теологических разногласий 18 и 19 веков, на которых мы еще остановимся, эти группы, разошедшиеся в христологических позициях, отказались от совместного участия в причастии. Часто величина круга причастников была материальным индикатором влияния той или иной общины или общинной подгруппы.

Поминальное шествие в память об императоре Менелике Втором, Аддис-Абеба, 1928 г.

Иллюстрация 45. Поминальное шествие в память об императоре Менелике Втором, Аддис-Абеба, 1928 г.

1.6.2.4 Браки и погребение

Освящение брака священником является одним из главных обрядов христианской общины. Однако в Эфиопии церковные свадьбы, на которых супруги получали также и причастие, были скорее исключением из правила, нежели правилом. Поскольку освященный церковью брак было невозможно расторгнуть, многие христиане предпочитали оставить для себя открытой возможность развода. Священники, имевшие право жениться только один раз, были единственной категорией населения, сделавшей церковное венчание нормой. Эфиопские императоры заключали многочисленные политические браки и содержали также наложниц при царском дворе. Среди большей части населения браки заключались через семьи, как деловая сделка, и представляли своего рода соглашение между ними.

Несмотря на то, что технически погребение не считается религиозным обрядом, часто именно оно представляет собой наиболее важное общественное событие в жизни христианской общины, собирающее вместе множество родственников и соседей. В память покойного совершаются особые церковные службы. В богатых семьях принято совершать их на протяжении 40 дней после похорон. В дополнение к этому на третий, седьмой, двенадцатый, тридцатый и сороковой дни, а также в годовщину смерти покойного проводится обряд тазкар, поминовение усопшего.

1.6.3 Пути к святости

Таким образом, церковная иерархия имела монополию на отправление основных таинств, однако прочие аспекты религиозной жизни не подвергались столь жесткому контролю. Духовенство, и в первую очередь настоятели монастырей, удостаивались признания также в качестве целителей и мудрецов, и, в силу их почетного положения, занимались также разрешением распрей и споров. Нередко возникала тесная связь христиан на местах с каким-либо конкретным священником, и он становился их наставником как в религиозной, так и в светской области жизни. В обмен на это он получал дары, пожертвования на монастырь, а жертвователи следовали его советам и указаниям. Эти представители духовенства играли также решающую роль в распространении христианства среди завоеванных народов, попавших под власть императора. В сочинениях, описывающих историю их жизни, духовные лица как правило изображаются в качестве живого свидетельства превосходства христианства, как те, кто покоряют бесов и злых духов, а также языческих жрецов.

Несмотря на то, что в эфиопской церкви никогда не был установлен механизм официальной канонизации, такой, как например в католической церкви, тем не менее, многие из эфиопского духовенства после смерти были причислены к лику святых. Эфиопские святые избирались при участии народа и в большинстве своём были признаны таковыми только на местном уровне. Лишь отдельные личности, самыми известными из которых являются Такла-Хайманот и Габра-Манфас Кеддус, удостоились признания в качестве святых на общеэфиопском уровне. Верующие в своих молитвах просили их о заступничестве в периоды кризисов, совершали паломничества к их могилам и почитали их мощи. Монастыри конкурировали между собой за право владеть мощами этих святых, и император иногда поощрял верных ему, разрешая перенесение мощей святого из непокорного монастыря в тот, который считался более достойным такой чести.

 Святой Габра-Манфас Кеддус

Иллюстрация 46. Святой Габра-Манфас Кеддус на миниатюре из ТАНАХа, 19 век.

Кресты, иконы и святая вода также считались наделенными святостью, и среди народных масс была распространена вера в их чудотворную силу. Император Зар’а Я‘коб, к примеру, резко осуждал колдовские обычаи, однако заботился о защите своего дворца, регулярно окропляя его святой водой. Крест, или даже крестное знамение, считался защитой верующего против грешников, тайных злоумышленников и разных несчастий. Начиная с 15 в. эфиопское христианство ввело обычай не только носить крест, но и татуировать его на руках и лбу.

Эфиопские христиане были строгими монотеистами, но в духе культурной гибкости, свойственной их стране, верили в то, что существуют разные пути к Богу и что к Нему можно прийти с помощью различных посредников и представителей. Ангелы небесные – как и в других районах христианского мира, – и во главе их архангел Михаил, воспринимались как те, кто непосредственно вмешивается в личную жизнь верующих. Часто молитвы направлялись не непосредственно к Богу-Отцу, а к Иисусу, Деве Марии или многочисленным святым. Таким образом, у официального духовенства не было монополии на путь к Богу. В глазах эфиопских христиан духовенство должно было удовлетворяться только частичным контролем над религиозной жизнью.

 

Назад        Начало      Вперёд

 Источник: Открытая электронная библиотека академической книги

 

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий