Эфиопия: христианство, ислам, иудаизм. 1.9 Эпоха судей, или эпоха раздробленности

Эфиопия: христианство, ислам, иудаизм

1.10.1 Восстановление иерархических структур

На всём протяжении эпохи раздробленности различные местные правители пытались захватить власть на всём пространстве Эфиопского нагорья, однако только в середине 19 века это удалось одному из них.

В период между ноябрём 1852 года и февралём 1855 даджазмач Каса-Хайлу из района Квара провёл четыре крупных битвы, окончившихся изгнанием его главных противников на севере и в центре Эфиопии. Его коронация в качестве «Царя царей» Теводроса Второго в феврале 1855 года символизировала начало новой эпохи в истории Эфиопии. Впервые за более чем сто лет один человек соединил воедино высшие царские прерогативы с реальной политической и военной силой. Конечно, многие районы были ему подчинены лишь частично, а важный округ Шоа фактически оставался независимым на всём протяжении правления Теводроса. Однако его правление проходило под знаком возрождения государственной централизации.

Тот факт, что Каса выбрал себе в качестве царского имени Теводрос, не был случайным. Апокалиптическое средневековое произведение мессианского характера под названием Фехра Иясус пророчествовало о том, что именем христианско-мессианского вождя, который принесёт полное спасение, будет Теводрос. Согласно этому пророчеству, Теводрос должен в будущем «править в Абиссинии в течение тысячи лет. В его эпоху придет конец всем войнам, и каждый человек удостоится полной меры счастья, изобилия и покоя». Своим духовным взором Каса-Хайлу видел себя воплотителем этого пророчества. Более того, «избранник Божий» Теводрос был предназначен, согласно той же традиции, править не только в Эфиопии, но и во всём мире, и в особенности в Иерусалиме. Он должен был осуществить эфиопское христианское изречение: «Муж – Эфиопия, а невеста – Иерусалим». Своими словами современный император Теводрос сформулировал это, когда писал английской королеве Виктории: «Но Господь создал также и меня, поднял из праха и вернул империю под моё правление. Он дал мне силу и позволил мне встать на место, на котором стояли мои предки». Видя в такой форме свою роль и свою страну, Теводрос следовал за тем, что впитал с младенческих лет, грустных лет его воспитания монахами в Квара на основе учения эфиопской религии.

Теводрос Второй – защитник христианства. На фоне изображения Святого Георгия, сражающегося с драконом. Наверху: символ «Соломонова Ордена», знак, созданный по инициативе Теводроса.

Иллюстрация 67. Теводрос Второй – защитник христианства. На фоне изображения Святого Георгия, сражающегося с драконом. Наверху: символ «Соломонова Ордена», знак, созданный по инициативе Теводроса.

В соответствии со своими государственно-христианскими воззрениями, он был предназначен сам вернуть славу прошлого на её место и возвестить эру гармонии между государством и церковью.

В более практическом плане его режим стоял перед задачей проведения важных реформ, среди которых – создание чиновничества на государственной службе и национальной армии. Теводрос пытался также изменить как частную жизнь христиан своей страны, так и сами церковные институты. Он вел аскетическую жизнь и отвергал многожёнство. Пытаясь осуществить пророчество о начале эры гармонии между церковью и государством, он заключил союз с абуной Салама. В награду за верность абуны, и, похоже, против собственного желания, император поддержал борьбу последнего с католическими миссионерами. Жюстен де Якобис был выслан из страны, большая часть созданного им была уничтожена. Теводрос принял теологическую доктрину унионистов, признаваемую также египетскими епископами, выступил против последователей противоположных богословских школ, как ункционистов, так и благодатников. И в этом вопросе он предоставил свою военную силу в распоряжение абуны.

В пику католикам, в первые годы своего правления Теводрос улучшил позиции миссионеров-протестантов. Хотя им было запрещено обращать в свою веру православных эфиопов, протестантов радушно встречали в стране, как носителей знаний о новой технологии. Их миссионерскую энергию император направил на деятельность среди нехристианских групп в Эфиопии – эфиопских евреев (Бета Исраэль) и оромо. Чтобы избежать повторения горького опыта с иезуитами, все те, кого протестантские миссионеры уже успели обратить в свою веру, обязаны были официально присоединиться к эфиопской православной церкви. Вместе с тем, несмотря на эту формальную декларацию, «перекрещенцы» создавали ядра местных протестантских общин. Более того, протестанты, согласно традиции этой конфессии, обучали чтению и письму на амхарском языке, на нём же изучались книги Святого Писания. Это было мероприятием огромного охвата и доселе невиданного влияния, значение которого существенно превосходило чисто количественные показатели привлечения новых прихожан. Это была своего рода мини-реформация в Эфиопии, которая сделала священные тексты доступными и понятными и для тех, кто не принадлежал к духовному сословию, владевшему языком геэз. Этим протестантские миссионеры открыли не только новые пути к Богу, но также и новые пути культурной и социальной мобильности.

10.1.1 Падение Теводриса

Очевидно, в первые годы после восшествия Теводроса на престол у эфиопских христиан были достаточные причины чувствовать, как будто пророчество, касающееся его правления, действительно осуществилось. Его воцарение вернуло покой и порядок в большинство районов страны. В его реформах была заложена надежда на лучшее будущее для крестьян. Однако у Теводроса не хватало политического чутья, он основывал свои планы и деятельность больше на неуравновешенных внутренних побуждениях. В конечном итоге эти недостатки и привели к его падению.

Несмотря на его первые успехи, его власть над большинством частей страны была зыбкой и зависела от его возможности содержать сильную национальную армию. Доходы от налогов давали не более чем частичное решение этой проблемы, а дополнительное налогообложение, установленное им, привело только к растущему отчуждению со стороны крестьянства. Как дополнительное средство, император обратился к церкви и попытался инициировать в ней финансовую реформу.

В начале своего правления новый император хотел править церковью теми же методами, при помощи которых он разбил своих политических врагов. Как «избранник Бога» он верил, что имеет право на особое отношение со стороны духовенства, и пытался воспользоваться своими особыми прерогативами в качестве реального главы церкви. Он приказал оставить для нужд каждой из церквей определенный земельный надел, облагаемый налогами. Размер этого надела был урезан так, что его должно было хватать для содержания всего лишь двух священников и трех членов низшего клира. Высвободившиеся таким образом церковные земли он приказал разделить среди крестьян, платящих налоги, или других представителей духовенства, при условии, что они будут обрабатывать их и платить налоги подобно остальным гражданам страны. Эти его указания наткнулись на серьезное сопротивление, были осуществлены только частично и возбудили против него враждебность духовенства.

Конфликт Теводроса с духовенством не ограничился только финансовой сферой. Хотя император и хотел, насколько это возможно, оставить теологические вопросы в ведении абуны, но уже вскоре оба этих упорных в своих взглядах деятеля вступили в серьезное столкновение по всем вопросам. Теводрос опасался вторжения египетских мусульман в страну и сомневался в верности абуны. Вскоре представился случай, реализовавший эти подозрения и приведший к роковым последствиям.

Во время визита египетского патриарха в Эфиопию в 1865 г., высокий гость предложил прислать египетских военных для обучения и модернизации эфиопской армии. Теводрос увидел в этом предложении подрывные намерения и угрозу для своей страны. Стоило патриарху Кириллу попросить осмотреть эфиопские войска, как он и абуна Салама оказались в под домашним арестом по подозрению в шпионаже в пользу Египта. Только после вмешательства местного духовенства они были освобождены, и патриарху было позволено вернуться в Египет. Хотя абуна Салама и продолжал реально сохранять свои полномочия, его отношения с Теводросом так и не наладились. Глава церкви с этого времени превратился в одного из самых открытых и резких критиков императора. Когда их отношения окончательно испортились, в 1864 г. император заточил абуну в темницу, где тот и умер в 1867 г.

В последние годы своего правления Теводрос отказался от всяких попыток убедить духовенство добровольно принять его идеи. Вместо этого он действовал с помощью силы, не зная сдерживающих факторов. В 1864 и 1866 гг., к примеру, его люди ограбили церкви в Гондаре, и их сокровища, главным образом церковная утварь и книги, оказались в царском дворе. Ограбление церквей Гондара крепко отпечаталось в памяти духовенства, и оно отомстило, оказав моральную поддержку многочисленным местным силам, объединившимся против императора. Вклад духовенства в падение императора был более чем существенен.

Император Иоханнес Четвёртый и его печать (на ней надписи на геэзе: «Царь царей Иоханнес, царь Сиона Эфиопии», и на арабском: «Царь царей Эфиопии»).

Иллюстрация 68. Император Иоханнес Четвёртый и его печать (на ней надписи на геэзе: «Царь царей Иоханнес, царь Сиона Эфиопии», и на арабском: «Царь царей Эфиопии»).

Падение Теводроса было прямо связано с дополнительным религиозным аспектом, который мы уже упоминали, а именно – с политикой императора по отношению к протестантским миссионерам. В октябре 1863 г., когда Теводросу стало известно, что Генри Аарон Стерн и Розенталь, два протестантских миссионера, действовавшие среди эфиопских евреев, позволили себе пренебрежительные высказывания о нем, он заключил их в тюрьму. Его гнев на миссионеров слился с разочарованием по поводу того, что европейские христианские державы, и в первую очередь Британия, не откликнулись на его просьбу о помощи в создании в его империи современного централизованного государства. Через несколько месяцев после заточения Стерна и Розенталя, их судьбу разделили и остальные миссионеры. Только в 1868 г. британский экспедиционный корпус под командованием сэра Роберта Нэпира смог освободить императорских узников. Покинутый своим народом и своей церковью, Теводрос не вынес поражения и покончил с собой.

 

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий