Эфиопия: христианство, ислам, иудаизм. 1.9 Эпоха судей, или эпоха раздробленности

Эфиопия: христианство, ислам, иудаизм

Опираясь на Книгу Судей (21:25), где сказано: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что хотел», период ослабления центральной власти называют в Эфиопии «Эпохой судей».

1.9.1 Внутренний раскол и теологические распри

Такла-Хайманот Второй (1769—1777) захватил престол после того, как его отец, Иоханнес Второй, был отравлен всего лишь несколько месяцев после восшествия на трон. Однако в то время личность императора и его качества не имели большого значения. «Царю царей» Эфиопии в ту эпоху была оставлена не более чем представительская функция, и границы его власти могли расширяться и сужаться в зависимости от капризов местных властителей, боровшихся между собою за реальную власть. Пост императора, правда, существовал, овеянный славой наследия Соломонидов, но политическая власть перешла в руки региональных правителей и военачальников. Бесконечная борьба между ними создала новую реальность нестабильности и гражданских войн.

Для широких масс городского населения и крестьян Эпоха раздробленности была временем страданий и тягот. Непрерывные военные столкновения ещё более отягощали их жизнь, и без того достаточно тяжелую. Отсутствие безопасности, бедность и сокращение населения характеризуют эту эпоху, в особенности в районах, прилегающих к Гондару, который не раз переходил из рук в руки и подвергался разграблению. Упадок императорской власти привёл не только к разрушениям и утрате многих произведений искусства предыдущих эпох, но и к прекращению императорского патронажа над творцами культуры и её хранителями. Некоторые из первых императоров этой эпохи успели ещё построить ряд церквей, но их вклад в культуру, по сравнению с их предшественниками, был невелик и улетучился при их преемниках.

Иисус и ангел, фреска 18-го века из церкви Вокро Маскала Кристос, Ваг

Иллюстрация 61. 1. Христианское искусство «Эпохи Судей».  Иисус и ангел, фреска 18-го века из церкви Вокро Маскала Кристос, Ваг.

 Адам и Ева, изгоняемые из Рая, церковь Мадхана Алам, Секута, Ваг.

Иллюстрация 61.2  Адам и Ева, изгоняемые из Рая, церковь Мадхана Алам, Секута, Ваг.

В такой ситуации христианство уже не могло играть роль цементирующего фактора для государства, оно само переживало упадок и раскалывалось изнутри.

Ещё во времена расцвета Гондара его правители не смогли обуздать христологические распри в церкви. Теперь же они расцвели пышным цветом и превратились к концу 18 и началу 19 века в фактор, который ещё более усилил областную политическую раздробленность. Споры между унионистами (тавахдо) и ункционистами (кебат) усилились начиная с 1763 года в связи с появлением новой богословской позиции, ещё более крайней, чем предшествовавшие. Новая группа монахов-раскольников извлекла на свет ныне версию, которая была распространена, как видно, и раньше, представив в её в виде новой христологической доктрины под названием «Сын по благодати» (Йа-Цега Лидж). Приверженцы этого течения («благодатники») утверждали, что положение Сына и Спасителя было обретено Иисусом только через благодать Святого Духа. Таким образом, можно проследить, что они явно склонялись к признанию иерархической структуры Святой Троицы, основанной на соподчинении.

Более того, они утверждали, что Иисус рождался трижды (сост ледат – «три рождения»): в первый раз – от Отца прежде всех веков, во второй раз – воплощение Его во плоти в утробе Девы, и в третий раз – через действие Святого Духа, и это было уже во время его крещения в Иордане. Ункционисты и унионисты признавали только два Его первых рождения.

Церковь Чалкот Селасе

Иллюстрация 62. Церковь Чалкот Селасе, построенная одним из влиятельных феодалов «Эпохи Судей», Рас Вальда Селасе, в Тигре. Дни политической раздробленности и внутрихристианских распрей не ослабили, а может быть даже и укрепили саму христианскую веру и способствовали расширению опорных позиций Церкви.

И вот таким образом, на фоне политического упадка центральной власти оформились сразу три раздельных христологических концепции, каждая из которых ставила своей задачей борьбу за верховенство в эфиопской церкви, раскалывая её ещё более:

1.Ункционисты (кебат), считавшие, что Иисус стал «сыном естества» Бога посредством помазания Святым Духом.

2.Унионисты (тавахдо), утверждавшие, что Иисус являлся «сыном естества» Бога вследствие единства в Нём божественной и человеческой сущностей*.

3.«Благодатники» (цегоч), полагавшие, что Иисус стал Сыном Божьим через благодать божью, нашедшую на Него во время Его третьего рождения, было ли это во время нисхождения на него Святого Духа и помазания Им или во время Его зачатия, то есть во время Благовещения, или же во время Его крещения Иоанном Крестителем.

Как в прошлом, так и ныне, эти теологические доктрины слились с напряжёнными отношениями между регионами и ещё более обострили их, внеся в их вражду религиозную окраску. Не раз из того или иного района изгонялись священники, взгляды которых противоречили принятым в нём концепциям. К примеру, когда «благодатнический» правитель Бегемдера изгнал из своего округа ункционистов, в отместку за это правители Годжама и Тигре изгнали «благодатников», проживавших у них. Сам округ Тигре раскололся на унионистский лагерь в центральных районах и ункционистский на севере. Даже монастыри, примыкавшие к Дабра Либанос, встали на путь раскола. В то время как монахи этого центрального монастыря, находящегося в Шоа, горячо поддерживали «тавахдо», учение, остававшееся наиболее близким александрийской догме, другие монахи в Шоа последовали за концепцией «трёх рождений». Вражда между группами вырастала до полнейшего разрыва между ними. Сторонники каждой из враждующих сект отказывались причащаться совместно со своими противниками, иногда даже отказывались хоронить своих умерших на одном кладбище. Известно, например, по меньшей мере об одном случае, когда в церкви были построены два алтаря, каждый из которых
обслуживал одну из враждующих групп.

 

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий