Эфиопия: христианство, ислам, иудаизм

Эфиопия: христианство, ислам, иудаизм

2. Эфиопия и ислам

2.3 От «Граня» к «Судьям»: атака – эфиопизация – вызов

Период с начала 16-го и до середины 19-го века, то есть до начала нового времени, представлял собою запутанную и долгую главу в истории отношений ислама и Эфиопии. Мы снова подчеркиваем, что темой нашего изучения является не столько «ислам в Эфиопии», сколько «ислам и Эфиопия». И в данной главе в значительной степени процессы, происходившие на Африканском Роге, рассматриваются в тесной связи с отношениями между эфиопскими христианами, местным исламом и исламом Ближнего Востока.

Выше мы уже представили характерные особенности этой тройственной динамики. Каждый раз, когда усиливалось влияние Ближнего Востока и участие тяготеющего к политической унификации ислама, усиливался уровень политического единства среди мусульман Африканского Рога, а с ним и вызов христианскому государству. В периоды спокойствия, напротив, усиливались тенденции к сосуществованию в рамках господствующей в эфиопском государстве христианской культуры.

В начале обсуждаемой в данном разделе эпохи, в течение большей части 16-го века, атака ислама на Эфиопию происходила по двум направлениям. Приход к власти оттоманской династии на Ближнем Востоке, её новые глобальные империалистические устремления и духовный подъем, охвативший в то же время исламских ученых на юге Аравийского полуострова, совместно создали почву для религиозно-политического революционного взрыва среди мусульман Адаля и его соседей. На краткое время между 1529 и 1543 годами местные мусульмане объединились и подвергли разрушению христианскую Эфиопию. Однако сотрудничество между турками-османами и вождем антиэфиопского джихада Ахмадом Гранем было поверхностным и временным, а политическое единство мусульман Африканского Рога быстро рухнуло. Как в дни начала ислама, так и теперь, во второй половине 16-го века, ближневосточный ислам снова «оставил» Эфиопию в покое и позволил ей прийти в себя. Исламские правители Ближнего Востока вплоть до начала 19 века больше не интересовались Африканским Рогом и своими братьями по вере, жившими там. Да и сама Эфиопия ослабла за годы исламского завоевания и не смогла вернуться к тому расцвету, который она переживала при Соломонидах. С середины 16-го века и в последующие 100 лет представители новой этнической группы – оромо – постепенно начали проникать в южную часть Эфиопского нагорья, а часть из них – даже и внутрь самого христианского царства. В рамках этого и на фоне политического и культурного переворота, который переживали они сами, оромо создали несколько новых княжеств, а часть из них приняла ислам. Однако как создание княжеств оромо, так и проникновение части оромо в центр Эфиопского нагорья не привели к объединению мусульманской общины. Верно обратное: при отсутствии поддержки ближневосточного ислама, даже и в 18 веке в мусульманском обществе Африканского Рога продолжались тенденции дробления. Мусульмане не перешли на арабский язык и остались разделенными своими языками, племенной системой и районами проживания. Вместе с тем, усилилось их стремление к включению в общеэфиопскую реальность и культуру и к формированию своей идентичности в качестве «эфиопских мусульман». Однако в первой половине 19-го века межрегиональная динамика снова привела к новому и неожиданному повороту. Политические и духовные структуры ислама снова возродились к жизни в своих центрах в Египте и на Аравийском полуострове. Под прямым влиянием возрождения ближневосточного ислама как в бассейне Нила, так и на Красном море, резко увеличилось количество мусульман в самой Эфиопии и на её границах. В то время как Эфиопия в качестве христианского государства все больше слабела, – в «эпоху Судей» (1769—1855 гг.) – институт императорской власти упал на самый низкий уровень – ислам, как местный, так и внешний, снова бросал ей политический вызов.

Иллюстрация 114. Мусульманская месть христианам.

Иллюстрация 114. Мусульманская месть христианам.

Стенная роспись в одной из церквей на озере Тана. Объединение мусульман Африканского Рога в 16-ом веке под предводительством Ахмада ибн-Ибрагима Граня и под влиянием возрождения политических форм ислама на Ближнем Востоке, а также захват мусульманами Африканского Рога христианского царства были и остаются до наших дней апогеем истории эфиопских мусульман.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий