Эфиопия: христианство, ислам, иудаизм

2.3.3.2 Проникновение оромо в Эфиопию и их частичное обращение в ислам

В 18-м веке картина развития ислама в Эфиопии стала более разнообразной. Наряду с джабарти, т.е. мусульманами, говорившими на местных семитских языках, складывалась еще одна мусульманская община, в которую вошли представители другой этнической группы – оромо. Именно им предстояло в Новое время стать опорой ислама в Эфиопии.

Первоначально оромо обитали на юго-востоке Африканского Рога, в районе, лежащем между реками Уаби-Шэбэлле и Джубба, и говорили на языке оромо, который относится к группе кушитских языков. Уникальна выработанная оромо общественная организация. Они жили родовым строем, разделяясь на полусотню племен. Все племена придерживались устоявшейся системы общественно-политического равенства, носившей название «гада». Это слово означает социо-возрастную категорию, группу сверстников, включающую восьмилетний период. Члены третьей гада (в возрасте 16-24 лет) были воинами, четвертой – пастухами, пятой – вождями, шестой – советниками и т.д. Благодаря такой системе в племени обеспечивалась стабильность, вместе с тем смена поколений создавала тот избыток энергии, который давал импульс для распространения активного кочевого образа жизни. В ходе многовековых контактов с сомалийцами оромо сохраняли свою обособленность и отказывались принимать ислам. Сомалийцы и эфиопы называли оромо словом «галла». Это название, которое было более распространенным до эфиопской революции 1974 г., восходит, согласно преданию, к отказу оромо принять ислам: они «сказали нет» (гал ла на местном диалекте арабского языка ).

В конце 15 – начале 16 века началась миграция племен оромо, что было связано с давлением со стороны сомалийцев, которые объединились и значительно усилились в правление Махфуза и Граня. По-видимому, оромо двинулись сначала на юг, пройдя по территории современной Кении, а затем на земли, занятые племенами сидамо, где прежде располагались княжества Ифат и Адаль. В ходе этих странствий оромо переняли у сомалийцев коневодство и создали свою конницу. После ослабления и падения Граня племена оромо, почти не встречая сопротивления, расселились по обширной территории. Одна их часть осела на юго-западе, а другая на юго-востоке Эфиопского нагорья. Императору Галавдевосу не удалось остановить их продвижение, и оромо овладели районом города Харар (1567 г.), вытеснив наследников Ахмада Граня в расположенный среди пустыни оазис Ауса, в земле племен афар (1577). До 19 века оромо оставались верны своему племенному строю, своим языческим верованиям и системе гада. Тем не менее они постепенно подпадали под влияние политических установлений сидамо, чья культура, как мы помним, восходила к исламским княжествам и династиям.

В то время как большая часть племен оромо расселялась на землях сидамо, лежавших на юге тогдашнего Эфиопского царства, остальные двинулись на север и вторглись в самую сердцевину христианских владений. Три племени оромо – волло, яджу и райя – проникли во второй половине 16 века на территорию между Шоа и Тигре. Эфиопские негусы, правившие после Граня, не могли собрать значительных сил, чтобы отразить нашествие оромо или нанести им поражение. Благодаря превосходству своей конницы, оромо смогли создать свою автономию в центре Эфиопии. Около ста лет они еще сохраняли систему гада, затем она стала распадаться ввиду перехода оромо к оседлому образу жизни, связанному с земледелием. В течение 18 века племена оромо усваивали ислам. Соприкоснувшись с джабарти, эти языческие племена переняли их веру, причем в предпочтении ислама христианству проявились независимость и самобытность оромо среди христианской империи. Ислам, воспринятый племенами оромо, обитавшими в центральной части Эфиопии, весьма существенно развивался (мы вскоре вернемся к этому вопросу), однако не настолько, чтобы обеспечить им единство или религиозные связи с другими мусульманами. Оромо продолжали сохранять свой язык, племенные различия и даже внутриродовое соперничество. Оромо были первым мусульманским образованием, добившимся политической автономии в Эфиопии, и автономия эта становилась все более заметной по мере ослабления власти христианских негусов. Вместе с тем ислам способствовал постепенному размыванию системы племенного равенства у оромо.

Иллюстрация 120. Ислам, мусульмане и Эфиопия в 16 веке.

Иллюстрация 120. Ислам, мусульмане и Эфиопия в 16 веке.

В середине 18 в. среди оромо уже существовала развитая княжеская иерархия. В племени волло возникло шесть соперничавших за власть династий (наиболее значительной из них была династия Вара-Химану). Племенные вожди восприняли ислам как средство укрепления своего политического влияния. Они назначали религиозных руководителей и судей, наделяли их землями, а в дальнейшем опирались на них. Среди религиозных авторитетов волло особенно выделялись местные суфийские шейхи, некоторые из них даже совершали паломничество, хадж, в Мекку, где набирались премудрости. Шейхи Мухаммад аш-Шафи бен Аскари Мухаммед из района Кало (ум. 1806) и его духовный преемник Джамаль ад-Дин Мухаммад (ум.1882) распространяли среди волло идеи суфийского братства аль-Кадирия, а шейх Хадж Бушра Мухаммад (ум. 1863) – братства ал-Саманийя.

Представление о жизни племен оромо группы волло, в том числе об их внутренней раздробленности, можно почерпнуть из отчетов майора британской армии Харриса, который посетил Шоа в 1840 году. Он, в частности, обращает внимание на отсутствие внутреннего единства в мусульманском племени и на его дерзкое поведение по отношению к христианам.

«Хотя они не подчиняются непосредственно Гондару, они, однако, оказывают столице военную поддержку всякий раз, как к ним обращаются за помощью. Воины волло – это становой хребет клонящейся к закату империи. Если бы все эти фанатичные племена объединились, они могли бы угрожать самому существованию христианской Эфиопии, но к счастью, они совершенно раздроблены этим соперничеством и личными распрями, которые так ослабляют и язычников [племена оромо] на юге. Они ненавидят христиан и неверных со всей религиозной одержимостью и безжалостно убивают их при любой возможности, хотя разделяют свойственные последним предрассудки и обычаи... Благодаря сношениям с северным государством, они продвинулись на более высокую ступень развития, нежели их собратья на юге. По большей части они проводят время в непрестанном повторении молитв. Они беспредельно верят в то, что страна их никогда не будет завоевана теми, кто не относится к последователям Пророка»5.

Племя яджу даже создало нечто вроде своего княжества, которое на протяжении определенного периода господствовало над обширными территориями, где проживало христианское население. Стремясь получить признание среди мусульман, династия Бану-Гвангул возводила свою родословную к одному из мусульманских мудрецов, сопровождавших Ахмада Граня, – шейху Амару. Представители этой династии носили титулы, заимствованные из эфиопской иерархии. Основатель династии рас Али Первый умер в 1785 г., а его преемник рас Гугса в 1825 г. С 1831 по 1853 г. во главе династии стоял Рас Али Второй. Он стал самым сильным из властителей центральной Эфиопии «периода судей». Он притязал на владычество над всей страной и с этой целью для видимости даже перешел в христианство, хотя никто из его приближенных не отказался от ислама.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий