Эфиопия: христианство, ислам, иудаизм. Раздел первый. 1.2 Эфиопия до принятия христианства

Продолжение. Начало Здесь

1.2.1 Воцарение Аксумской династии

Эфиопская история началась в древнем царстве Аксум (под этим именем известны как царство, существовавшее на нагорье Тигре на севере Эфиопии, так и его столица – город Аксум). Аксум был колыбелью эфиопского государства, именно в нем впервые оформились основные составляющие его культуры. Начальный этап истории и истоки этого царства все еще недостаточно ясны. Вместе с тем результаты современных исследований позволяют реконструировать большую часть внутренних процессов и внешних влияний, создавших условия для расцвета достаточно развитых культуры и политической структуры Аксума.

 Символ Аксума – стоящий до сих пор обелиск, возвышающийся на высоту 21 метра (фотография конца 19-го века). Внизу: развалины дворца и остатки трона из эпохи расцвета Аксумского царства. Иллюстрация 6. Символ Аксума – стоящий до сих пор обелиск, возвышающийся на высоту 21 метра (фотография конца 19-го века). Внизу: развалины дворца и остатки трона из эпохи расцвета Аксумского царства.

Принято считать, что предшествующая аксумской эпоха в истории Эфиопии началась около пятого века до н. э. Имеются четкие археологические свидетельства, относящиеся к этой эпохе, свидетельствующие о сильном южноаравийском влиянии на народы, проживавшие в северной части эфиопского нагорья. Йеха, наиболее известный доаксумский памятник, был святилищем, построенным в пятом или четвертом веке до н.э. В нем хорошо прослеживаются черты, сходные с постройками той же эпохи из Южной Аравии. В нем были найдены также ряд надписей на южноаравийском языке, написанных южноаравийской письменностью. Аналогичные данные о влиянии мигрантов из Южной Аравии были выявлены также и в религиозных верованиях и общественно-политических формах, которые царили в эту эпоху. Свидетельства южноаравийского влияния были настолько убедительны, что многие исследователи были склонны видеть в нем основной определяющий фактор истории Аксума. Они анализировали доаксумскую культуру, по сути, как результат влияния с другого берега Красного моря. Только самые современные исследования сдвинули угол зрения ученых в сторону имманентных, внутренних аспектов этой культуры.

Древнее святилище в Йеха Иллюстрация 7. Древнее святилище в Йеха

Так, к примеру, сейчас нам стало ясно, что уже в третьем веке до н.э. прослеживается уменьшение роли внешнего влияния и увеличение веса внутреннего вклада в развитие Аксума. Язык письменности, например, к этому времени все более отдаляется от собственно южноаравийского, и наблюдаются изменения в политической терминологии, привнесённой из Южной Аравии. Наряду с этим ясно также, что в этот период развивавались культурные и торговые связи, направленные в другую сторону, связи с народами, населявшим долину Нила, и в особенности с нубийским царством Мероэ.

Примеры языкового влияния – справа налево: иврит, амхарский, древний геэз, древний южно-арабский (сабейский) алфавиты.  Иллюстрация 8. Примеры языкового влияния – справа налево: иврит, амхарский, древний геэз, древний южно-арабский (сабейский) алфавиты.

В течение первого века н.э. Аксумское царство уже заканчивает процесс своего формирования. Мягкий климат, легко обороняемые природные границы, близость к источникам сельскохозяйственной продукции и природным ресурсам, упадок южноаравийских царств – все это позволило правителям Аксума взять под контроль большую часть общерегиональной торговли в бассейне Красного моря. На протяжении семисот последующих лет их влияние ощущалось не только на севере Эфиопии, но и в уже упомянутых нами окружающих ее странах – Мероэ в бассейне Нила и во многих частях Южной Аравии. В третьем веке н.э. Аксумское царство уже приобрело такую известность, что персидский «пророк» Мани (216-276 гг. н.э), написавший книгу «Главы», включил в неё следующее высказывание: «В мире существуют четыре великих царства. Первое из них – это царство Вавилона и Персии, второе – Римское царство, третье – царство аксумитов и четвертое – царство Силаус» (очевидно, имеется в виду Китай).

Аксумское государство, несмотря на то, что оно сохранило многие из культурных составляющих от предшествовавших ему эпох, при своём рождении возвестило появление и ряда качественно новых элементов. Во втором веке н.э., например, появилась собственно эфиопская, пока еще консонантная (т.е. включающая только согласные, без знаков для гласных, которые будут добавлены позднее) письменность. Вначале эта письменность использовалась только для коротких эпиграфических надписей, но постепенно начала применяться также и для написания более длинных текстов. Ранее упомянутый язык геэз, передаваемый этой письменностью, стал языком священных писаний эфиопской церкви. На протяжении древней аксумской эпохи было также широко распространено использование южноаравийского и греческих языков. Греческий являлся, как видно, господствующим в сфере международной торговли и дипломатии языком. Так, известно, что им владел Зускалес, правивший в Аксуме в конце первого века.

В области архитектуры и керамики также наблюдаются явственные различия между памятниками периода расцвета Аксума и находками, относящимися к более ранней эпохе, в которых заметно прямое влияние Южной Аравии. Как видно, и религия также претерпела заметные изменения. Несмотря на то, что южноаравийское мужское божество Аштар и упоминается в аксумских надписях, рядом с ним расцвела вера в троицу местных божеств: Михрама, Бахра и Медера. В первые века новой эры (но еще до христианизации самого Аксума) начали ощущаться новые внешние влияния на религиозную жизнь царства. Первым из них было влияние иудаизма.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий