Галичане

 Василь Расевич

В последнее время информационное пространство Украины заполонили, как правило, очень спекулятивные сообщения и статьи об отличиях между «галичанами» и «схидняками». Нужно так понимать, что к инструментарию современных методов политической борьбы добавился очень весомый и эффективный фактор – околоисторические баталии, а точнее информационные войны на темы истории.

Такую избыточную заинтересованность историей в украинском обществе частично можно понять, поскольку модерную политическую нацию без исторической памяти невозможно представить. Но попытки выстроить национальную идентичность, доминирующей составляющей которой была бы историческая память, также являются очень рискованными. Есть угроза, что память о прошлом может заступить перспективу будущего и окунуть общество в обсуждение сложных исторических вопросов, вместо выработки стратегии и тактики развития. Тем более, что для украинцев история является наиболее уязвимым местом, где возможные не только смелые интерпретации, но и масштабные манипуляции.

Современные политтехнологические методы, которые применяются в «исторических войнах», невзирая на свою манипулятивность страдают на избыточные обобщения и приписывание огромным коллективам поведенческих черт, характерных для отдельных индивидуумов. Здесь имеется в виду наделение отдельных народов особенными характеристиками, как честность, героизм, способность к самопожертвованию и тому подобное. С такой же легкость отдельным нациям могут приписывать ленность, способность к измене, жестокость. Галичанам всегда приписывались какие-то невероятные свойства и способности, но, вне дефиниции, «галичан» трудно было, так сказать, «зафиксировать» в реальной жизни. Поскольку многомерность этого явления скорее напоминала ртуть, которая при наименьшем касании рассыпается на мелкие частицы. Галичане в действительности почти всегда были такими себе аморфной группой, которую выделяли другие путем «инаковости». На пути к формированию полноценной галицкой идентичности как правило возникало очень много препятствий и общегосударственного, и внутринационального характера. Длительное время галичане оставались русинами, потом смогли превратиться в политических украинцев. Именно это изменение и постоянная конкурентная борьба с поляками стали наибольшим препятствием на пути формирования отдельной галицкой идентичности. Но больше всего помешала пойти своим отдельным путем консолидация с украинцами из российской Украины и попытки выстроить с ними мощную платформу для государства Украина.

Галичане почти никогда не представляли из себя отдельную самодостаточную группу. Их внутренняя слабость часто выводила на первый план принцип ориентации на более «зрелую» и мощную силу. Для москвофилов такой силой однозначно была Россия, а для украинофилов – Надднепрянщина. За то, что галичанам удалось сохранить при наихудших обстоятельствах свою национальную отдельность, они однозначно должны благодарить Греко-католическую Церковь. Ни для кого из исследователей не является тайной, что после присоединения этих территорий к Австрии в 1772 г. русинское население впервые было втянуто в большую политику. Вена не доверяла старой польской элите, а потому пытался всячески ограничить ее влияния в коронном крае. Для этого использовались разнообразные методы. Самой распространенной была политика замены старой польской администрации выходцами из Богемии и Моравии, для которых не чужими были славянские языки, и которые в то же время были вышколенными австрийскими бюрократами. Этот эксперимент не был до конца успешным потому, что через поколение эти богемские бюрократы успели породниться с местными поляками и плениться, исключение составляли только немцы-протестанты.

«Верхушечной» перестройки оказалось недостаточно для того, чтобы более полно контролировать присоединенную территорию и уменьшить возможность прямого давления поляков на имперскую столицу. Нужны были более масштабные и более глубокие мероприятия. Именно тогда в имперской столице появляются планы определенной «гармонизации» края, которые в действительности были попыткой внедрить систему противовесов в галицкую политику. Такой противовес избыточным амбициям поляков мог составить достаточно численный народ – русины. Правда, кроме своей плененной церковной иерархии этот крестьянский народ ничем особенно не выделялся от польских крестьян. Для того, чтобы русины могли «гасить» избыточные польские амбиции, нужно было провести просто титанический труд для создания среди них ведущего интеллигентного слоя, сформировать в них полноценную социальную структуру.

Первые мероприятия в этом направлении отразились юридическим утверждением национального названия «русины» (латинизирован вариант немецким языком — die Ruthenen) и изменением статуса униатской церкви, которая благодаря австрийцам стала называться Греко-католической. Мало того, отныне кандидат мог быть висвячен в священника только по окончании университетских студий. Действующие священники начали получать постоянную государственную плату, что сделало их менее зависимыми от местных обстоятельств. Поскольку греко-католические священники имели право жениться и иметь семьи, а своим детям могли обеспечить намного лучшие условия, дав им образование, то фактически Греко-католическая Церковь в прямом понимании этого слова «родила» будущую светскую украинскую элиту. В будущем дети священников становились адвокатами, журналистами, учителями, а в политическом плане нередко даже социалистами-радикалами. То есть упреки отдельных современных политиков от истории в потому, что галицкие украинцы являются искусственным творением и «австрийской интригой», не выдерживают ни одной критики. Никто никого не придумывал, никто никого не создавал. Здесь может идти речь только об изменении обстоятельств из неблагоприятных в условиях Речи Посполитой на более позитивную конъюнктуру в государстве Габсбургив.

То, что формирование модерной национальной идентичности у галицких русинов происходило вокруг их религиозно конфессиональной принадлежности, обусловило ее ультраконсервативний характер. Светское и церковное достаточно тесно переплеталось в жизни галицких русинов, а священники становились не только духовными проводниками, но и политическими авторитетами и в известной мере репрезентантами государственной власти. Структура раннего политического движения русинов очень легко накладывалась на церковную иерархию, а решающее слово оставалось за митрополитом и епископами. Определенного веса священникам в глазах крестьян добавляло также то, что они более длительное время оставались своего рода «глашатаями» власти, знакомя в церкви крестьян с последними указами и административными распоряжениями австрийской власти.

Социальная однородность, поскольку среди русинов не было, ни аристократов, ни предпринимателей, ни даже больших помещиков, способствовала вначале формированию у них ощущения единства по двум критериям: принадлежность к крестьянству и к Греко-католической церкви. Именно поэтому более длительное время революционное движение поляков крестьяне воспринимали как намерения «польских господ» заставить «хорошего цесаря» опять повернуть кабалу. Приметным в этом ключе является поведение русских крестьян во время революции в 1848 г. Хотя русины также воспользовались революционными событиями, создав свои первые политические организации во главе с Главным Русской Радой, но в основной своей массе выступили как контрреволюционная сила. Объяснение такому поведению простое, потому что революционной силой были поляки. По целому краю распространились слухи, что польские «господа» восстали против цесаря, чтобы опять повернуть барщину. По отдельным переводам, которые подтверждают частично архивные материалы, русины сформировали свой отдельный батальон, который должен был отправиться в Будапешт на помощь правительственным войскам, чтобы вместе придушить революцию. Услышав о такой верности к правящей династии, мама молодого Франца Йосифа – эрцгерцогиня София вышила собственноручно хоругвь для этого батальона, на которой желтыми и голубыми нитями вышила слова: «Только верность ведет к победе».

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Галичане”

  1. Украина давно стала посмешищем для всей Европы со своими учебниками истории, в которых гордо для внутреннего употребления и зомбирования молодежи, утверждается о 140 тыс. летних украинцах.

    Это еще не предел, укристорики выяснили, вернее отодвинули украинскую историю на миллион лет дальше.

    Чем к большей разрухе приводит правление очередного и продажного «старшины», тем больший предлог для гордости малоумного населения необходимо сочинить.

    Глаза-то у Сирка можно одолжить!

    malech.ru/4/durdom.html

Оставить комментарий