Иисус Христос (продолжение)

Анри Дидон

Книга первая. Происхождение Иисуса

Глава третья. Рождество Христово. Бегство в Египет

Анри Дидон, Иисус Христос Новое событие в истории Иудеи, случившееся в 747—749 гг. римской эры, привело в движение все население маленького царства Ирода, восточных провинций и различных присоединенных и подвластных государств великой империи.

Август получил от сената подтверждение своего императорского достоинства на десять лет, из которых пять только что миновало (746 г.)1. Он произвел перепись римских граждан даже в таких городах, как Антиохия, Берит в Сирии и Таре в Киликии, только жители которых пользовались правом называться римскими гражданами. В третий раз закрываются врата храма Януса. Никогда еще такой абсолютный мир и покой не царили повсеместно в великой империи, и властелин мира старается воспользоваться им: он составляет инвентарь своих безграничных владений, как обыкновенный богатый помещик, и измеряет свои земли, как опытный и экономный фермер. Он пересчитывает своих подданных и союзников; устанавливает календарь и отмечает свои доходы в счетных книгах, которые отрывками дошли и до нас. Он приказал произвести поголовную перепись жителей своих провинций, а также союзных или же подвластных ему государств. Иудея, управляемая Иродом, также должна была подчиниться императорскому эдикту.

Факт этот был не раз опровергаем. Критика сделала все возможное, чтобы уличить в анахронизме св. Луку2, единственного автора, упоминающего о переписи в провинциях и в Иудеи. Но беспристрастный историк не должен вторить тем, кто оспаривает свидетельство третьего Евангелия3.

В царстве Ирода перепись была произведена как и в прочих римских владениях. Этот обходительный правитель, политика которого всецело заключалась в постоянном угождении Августу, и на этот раз не противился воле властелина. Всем евреям было отдано приказание записываться, каждому по месту рождения, и принимать присягу в верности цезарю и царю4.

Вот что было причиной путешествия Марии и Иосифа в Вифлеем. Иосиф родился в этом маленьком городке5, и должен был идти туда записываться. Очевидно, как Иосиф, так и Пречистая Дева видели перст Божий в непредвиденном случае, который привел их как раз в то место, где по свидетельству пророков должен был родиться Спаситель Израиля. Несмотря на приближение родов, несмотря на зимнее время и трудности пути, Святая Дева последовала за Иосифом.

Вифлеем лежит в трех- четырехдневном расстоянии от Назарета, если идти прямым путем через Изреельскую равнину, самарийские и иудейские горы, через Гинею, Вифулию, Сихем, Летону, Вефиль, Телль-эль-Фуль, Иерусалим и Рефаимскую долину. Караваны беспрерывно следуют здесь одни за другими. Простой народ ходит пешком, но в Иудеи редко встретишь семью, у которой не было бы осла; это неутомимое и крайне умеренное животное довольствуется весьма малым, возит на себе домашний скарб, запасы и одежду своего господина: это выезд бедняка.

Под сенью вечнозеленых дерев, выбирая место поближе к какому-нибудь источнику, делаются во время пути остановки. В дождливые периоды, вечером, после захода солнца, путники останавливаются при въезде в селения в караван-сараях, где находят приют и люди и их животные. На следующее утро, с зарей, все снова пускаются в путь, распевая псалмы, в которых говорится о Иерусалиме и о доме Иеговы, и таким образом пробираясь от одного привала к другому, достигают цели своего путешествия.

Так шли и Иосиф с Марией в сопровождении всех тех, кого эдикт Августа призывал, подобно им, в Вифлеем или же в какой-нибудь другой иудейский городок.

Вифлеем6 лежит в двух милях к югу от Иерусалима, за Рефаимской долиной, в самом сердце Иудейских гор. Он расположен на вершинах двух холмов, соединяющихся между собой в виде полумесяца. Глубокие долины изолируют ее со всех сторон от окружающего; средняя, самая плодородная из них, Уади-эль-Каррубэ, сдавленная двумя окраинами полумесяца, круто спускается вниз, и идущие террасами стены, сдерживающие землю, придают ей вид громадного амфитеатра, вечнозеленого, сплошь покрытого виноградниками, масличными, фиговыми, миндальными и рожковыми деревьями. На севере и западе горизонт замыкается горами, высящимися над Вифлеемом, а на юге и на востоке открывается безгранично-чудный вид. Вот ржаное поле, где подбирала колосья моавитянка Руфь, а рядом с ним, на небольшой возвышенности, деревушка Вефсур, где находилось гумно Вооза. Далее стелется пустыня Иудейская со своими серыми песчаными высотами, похожими на гигантские кучи серого пепла. Солнце золотит эту пустыню, но ничто не зреет на ее бесплодной почве. Позади, в пропасти, над которой точно крепость высится голубовато-фиолетовая масса Моавитских скал, Мертвое море прячет свои синие воды. На юге горделивым конусом возвышается одинокая гора: это Иродиум, место, где пожелал быть погребенным и уснуть вечным сном престарелый Ирод.

Такова маленькая страна, видевшая рождение Давидово и куда в описываемое нами время толпами стеклись его потомки.

Все дома переполнены народом. В деревенской гостинице, «диверсориуме», о котором упоминает св. Лука, негде упасть яблоку. Когда Мария и Иосиф пришли в Вифлеем, для них нигде больше не было места. Они вынуждены были искать убежища в одной из пещер, в углублении скалы; такие пещеры часто встречаются в Палестине на склонах известковых холмов. Одна из них называлась яслями, или стойлом; она находилась на окраине, обращенной к Хеврону, и служила убежищем для животных.

Сюда-тο и зашли бесприютные путники, здесь-тο, в этом убогом убежище должен родиться Сын Давидов, Тот, Которого Ангел Божий возвестил Его Матери как Святого, Сына Божия, Спасителя и наследника вечного престола. Евангелие передает этот первейший и важнейший исторический факт возвышенными, но вместе с тем такими простыми словами, как будто дело идет о последнем из вифлеемских простолюдинов: «Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице»7.

Как непорочно зачала Святая Дева, так же непорочно было и ее разрешение. Это явствует из Евангелия: Она не знала ни страданий, ни слабости наших матерей. Она сама приняла Своего Сына, Сама положила Его в импровизированную колыбель. Христианская вера стоит коленопреклоненной перед этой женой и ребенком, Которого Она держит у своей груди. Взирая на Них, она поучается кротости, нищете, самоотвержению. Из этой неизгладимой сцены являются для нее вечно новые видения, никогда ее не утомляющие, неистощимые в своих достоинствах, прелести и красоте.

Событие это произошло в темную декабрьскую ночь, в месяц Тэвэт по еврейскому календарю, и никто не был при этом, никто ничего не знал, кроме самого Иосифа и Марии. Маленький, крепко спавший городок не подозревает рождения Того, Кому суждено еще более Давида обессмертить его. Но Дух Божий бодрствует над пещерой и над одинокой колыбелью: Он приведет к ней своих избранников.

От Него все исходит. Те, кого Он озаряет —видят, кого призывает — слышат, а те, кого Он не коснулся, пребывают во мраке и бессознательности.

У подножия Вифлеема, несколько далее Вефсура,—в той самой равнине, где расстилались ржаные и ячменные поля Вооза, а Руфь из Моавии подбирала колосья,—пастухи пасли свои стада.

На Востоке пастухи представляют собой низший класс земледельческого населения; это —слуги слуг. Владелец поля не работает сам; у него есть наемные хлебопашцы, работники и пастухи, которые смотрят за его стадами. С первыми дождями земля, на которую впоследствии упадут семена, покрывается травой и цветами, и стада питаются этими первыми побегами.

И вот в одну чудную ночь, когда пастухи Вефсура по обыкновению сторожили стада, сидя вокруг огней, внезапно их осиял яркий свет с небес; они вскочили, испуганные, и вдруг увидели перед собой Ангела Господня:

«Не бойтесь,—сказал он им,—я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенцав пеленах, лежащего в яслях8.

И в тот же миг громкие голоса раздались с небес. Множество бесплотных небесных сил вместе с Ангелом славословили Господа и пели:

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение»9.

Мир божественных сил содрогается при рождении Иисуса. Ничто в нашем мире не совершается без решения свыше; земные явления не что иное, как отголоски небесных непроницаемых событий. Вся будущность мира, вся тайна этой божественной колыбели заключается в двух великих словах: слава и мир; слава —Господу, и мир —людям. Отныне земля, не познавшая Бога, имеет сына, Который возвестит нам Его имя и восстановит Его царство. Человечество, отданное в жертву суровому закону разрушения, неизбежному при борьбе за существование, узнает закон мира, так как оно будет управляться законами любви.

Ангелы удалились и скрылись в глубине небес. Тогда пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь».

Они поспешно отправились в Вифлеем и нашли Марию, Иосифа и Новорожденного Младенца, лежащего в яслях.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий