Иисус Христос (продолжение)

В этом повелении полностью выразился тиран: злобный, свирепый, кровожадный.

Холм, на котором покоится Рахиль, был весь залит слезами и кровью. Долины огласились отчаянными воплями и жалобами матерей. Надо знать, что такое траур на Востоке, надо слышать вопли и рыдания над свежевырытыми могилами для того, чтобы представить отчаяние этих женщин, не в силах утешиться в смерти своих детей. Умертвив всех грудных младенцев в Иерихоне, Ирод успокоился. Он думал, что уничтожил в самом зародыше все возраставшие народные надежды.

Но он ошибался.

Ироду удалось только озарить кровавым ореолом колыбель Иисуса. Теперь его сопровождает целая фаланга безгрешных, невинных мучеников. За этими невинно избиенными последуют целые легионы других жертв. Путь Христа среди человечества —кровавый путь. Все, кто пожелает следовать за Христом, подвергнется убийственному преследованию в этом ужасном мире, где никому не оказывалось такого сильного сопротивления, как самому Богу.

Иисус избежал ярости Ирода.

По уходе волхвов Иосиф снова получил во сне повеление Божие. Тот же голос, который говорил с ним во сне накануне его брака, сказал ему и теперь:

«Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его»33.

Иосиф встал, взял Младенца и Мать Его и ночью бежал в Египет.

Евангелия ничего не говорят нам ни о каких бы то ни было инцидентах во время этого продолжительного путешествия, ни о том месте, где поселились беглецы. Упоминается только время, которое они прожили в Египте: они пробыли там до самой смерти Ирода.

В противоположность Евангелиям, легенды дают свободный полет своей фантазии, и апокрифы полны самых чудесных описаний, относящихся к этому периоду изгнания Младенца Иисуса. Хищные звери, львы и пантеры, по их словам, делаются при Нем смирнее ягнят; пальмы склоняют пред Ним свои вершины, на пути Его внезапно вырастают цветы, среди дикой пустыни вдруг начинает бить ключ, чтобы Он имел возможность утолить жажду, дорога сокращается, пространства исчезают, идолы падают и разбиваются при Его приближении, бесы обращаются в бегство, бесноватые излечиваются, и Божественный Младенец не перестает являть вокруг Себя чудеса, свидетельствующие о том, что Он —Бог34.

История не может допустить этих странных рассказов; они никогда не были освящены Церковью. Предания, относящиеся к глубокой древности и сохранившиеся в Церкви Коптов в Египте, сообщают, что Святое семейство остановилось под сикоморами Гелиополиса, близ источника Матареи, и вначале жило в предместье Мемфиса в старом Каире. Там и теперь еще стоит древняя церковь, выстроенная в память пребывания в этом месте Иисуса. За ней смотрят копты-христиане и всегда укажут в подземелье на три арки, посвященные Иисусу, Марии и Иосифу.

Бегство в Египет не только спасло жизнь Иисуса от угрожавшей ей опасности, оно восстановило также вокруг Него и Его имени тишину, которой уже не суждено нарушиться до наступления великой борьбы.

Звезда волхвов исчезла, пророческие голоса смолкли, небеса закрываются; смиренная семья затерялась в толпе, и только отец и Мать хранят тайну Иисуса, как глубоко сокрытое сокровище.

В следующем (750—51) году Ирод умер. Тем не менее Иосиф, поселившийся со своей семьей в еврейской колонии в Мемфисе, по-видимому, не спешил вернуться в Иудею. Только по новому слову Божию он опять решился возвратиться в землю Израильскую и перешел границы Египта с Матерью и Младенцем. Но узнав, что Архелай, новый царь Иудейский, продолжает нечестивую и гнетущую политику своего отца, Иосиф предпочел не селиться в Иудее35.

Галилея и Перея были сравнительно в лучших условиях. Тетрархом их был другой сын Ирода, Антипа36. Этот правитель отличался мирным характером и любил пышность. Он задумал построить два города, Тивериаду и Юлию, и старался кротостью, либеральным образом правления, постройкой роскошных публичных зданий и другими материальными выгодами привлечь к себе как можно более жителей из соседних провинций.

Иосиф снова увидел сон, в котором ему было велено вернуться в Галилею. Он вернулся в Назарет и снова поселился в нем. В этой-то маленькой стране, презираемой всеми евреями до такой степени, что у них даже существовала пословица, гласящая, что от Назарета не может быть ничего доброго,—Иисус будет возрастать в неизвестности. Он будет называться Назарянином. Название это37 напоминает мысль и одно из выражений, свойственных пророкам, когда они говорят о Мессии: «Вот Муж, имя Ему ОТРАСЛЬ»38. «Восставлю Давиду Отрасль праведную»39,— сказал еще раньше Иеремия. А Исаия первый возвестил, что «произойдет отрасль от корня Иесеева»40

И действительно, давал ли когда-нибудь не только корень Давидов, но и весь род человеческий, такой же, подобный Иисусу Назарянину чудесный и цветущий отпрыск?41

Примечания:

1.  См. Приложение А
2.  Лука, II 1, 2.
3.  См. Приложение А.
4.  Древн., XVIII, 2, 4.
5.  Лука, II, 4.
6.  По-еврейски: Бет-Леем —д омх ле ба
7.  Лука, II 6, 7.
8.  Лука, II, 10-12.
9.  Лука, II, 14.
10. Лука, II, 15-17.
11. Левит, XII, 3.
12. Исход, XIII, 2. Чис., XVIII, 15,16.
13. Левит, XII, 6-8.
14. Лука, II, 26 и след.
15. Лука, И, 29 и след.
16. Лука, II, 34, 35.
17. Лука, II, 36 и след.
18. Лука, II, 39.
19. Матф., И, 22.
20. Иоанн, IV, 22.
21. Иоанн, 1,46.
22.  Чис., XXIII, 7; Исаия, XII, 2; Иеремия, XLIX, 28; Иезек., XXV, 10.
23.  См. Приложение А
24.  Чис., XXIV, 17.
25.  Матф., II, 2.
26.  Михей, V, 2.
27.  Матф., II, 8 и след.
28.  Матф., II,11.
29. Древн., XV, 1
30. Древн., XV, 9.
31. Древн., XVI, 18.
32. Древн., XVII, 6.
33. Матф., II, 13.
34. Евангелие Иосифа Древодела, Евангелие Арабское и др.
35. Древн., XVII, 13.
36. Древн., XVII, И.
37. По-еврейски ≪Нетцер≫ (незер) — отпрыск, цветок.
38. Захар., VI, 12.
39.  Иерем., XXIII, 5. XXXIII, 15.
40.  Исаия, XI, 1.
41.  Иеремия и Захария вместо слова «Нетдер» употребляют слово «Тецмах».  Разница только в выражении, смысл же остается один и тот же.

Назад    Начало   Вперёд

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий