Истоки раскола Русской Православной Церкви на «Советскую» и «Катакомбную»

Арестованный и сосланный в ужасныя и кошмарныя условия коммунистической каторжной ссылки, митрополит Петр, несмотря на невероятно тяжкия пытки, остался твердым до конца, до самой своей мученической кончины исповедника за Православную Русскую Церковь (в 1936г.).

После ареста местоблюстителя Патриаршего Престола, митрополита Петра, «заместителем местоблюстителя» оказался митрополит Сергий Нижегородский ( Страгородский). Он был указан самим митрополитом Петром, как один из возможных кандидатов, если не смогут фактически стать на эту высокую должность намеченные другие иерархи (митрополит Агафангел, митроп. Кирилл, архиеп. Иосиф или митроп. Михаил Экзарх Украины).

  Митрополит Сергий оказался более «гибким», мягко выражаясь, политиком и дипломатом, чем Святейший Патриарх Тихон и митрополит Петр.

Учёный монах, в прошлом – видный церковный синодальный деятель царскаго режима, бывший ректор Петербургской Духовной Академии, сначала Архиепископ Финляндский, а затем митрополит Нижегородский, автор учёной богословской диссертации: «Православное учение о спасении», одно время уклонившийся в обновленчество, но потом раскаявшийся, митрополит Сергий, к моменту занятия им высокаго поста «заместителя местоблюстителя Патриаршаго Престола», — был достаточно популярен в среде епископата, священства и мирян.

Впрочем, были хотя и единичные, но веские голоса, предупреждавшие о внутреннем личном неполном духовном благополучии новаго Главы Православной Церкви.

Так, например, знаменитый Оптинский старец Нектарий, в беседе с проф. В.Л. Комаровичем, в 1927 году, сказал: «Митрополит Сергий – обновленец». Когда профессор Комарович ему возразил: «Что Вы, батюшка о. Нектарий, ведь митрополит Сергий давно покаялся и отошел от обновленчества», — то о. Нектарий ответил многозначительно (и пророчески, как и многое, что он говорил). «Да, покаялся, но яд в нем сидит».

Диссертация митрополита Сергия «О спасении» вызвала в свое время резкую рецензию ученейшаго епископа Виктора Острогорскаго (викарий Вятский).

В 1905 г. митрополит (тогда еще епископ) Сергий, на одном из молебнов в Петерб. Дух. Академии (ректором которой он одно время был), произнес проповедь, в которой, между прочим, сказал несколько слов о том времени, когда гражданские законы перестанут быть защитой и крепкой стеной для Церкви Русской и когда, как он выразился, «потребуют от нас не красивых фраз, не заученных силлогизмов, а духа и жизни; потребуют веры и пламенной ревности, проникновенности духом Христовым… Ответим ли мы на эти вопросы, выдержим ли огненное испытание-искушение, устоим ли на этом поистине Страшном Суде».

Через 20 слишком лет эти времена наступили, и митрополит Сергий был поставлен перед лицом действительно «огненнаго» испытания-искушения.

В 1926 г., несмотря на давления советской власти, митрополит Сергий написал вполне приемлемое для верующих «Воззвание», которое, именно, поэтому, не удовлетворило советскую власть.

Но вот 16 (29) июля 1927 г. Появляется новое «Воззвание», обращенное ко всем членам Православной Русской Церкви от имени митрополита Сергия и временнаго «Патриаршаго Синода».

Вступительная статья в «Известиях» (официоз правительства СССР), предваряющая эту декларацию митрополита Сергия и характеризующая ее, гласила: «Дальновидная часть духовенства (т.е. обновленцы) ещё в 1922 г. Вступила на этот путь».

«Настроение известных церковных кругов»- говорилось в декларации, «тормозило усилия св. Патриарха Тихона установить мирныя отношения Церкви с сов. Правительством».

«Нужно не на словах, а на деле показать», говорилось дальше в декларации, «что мы можем быть верными гражданами Советскаго Союза, лойяльными к советской власти».

«Наш долг в том, чтобы обнаружить солидарность с этой властью».

«Мы должны показать, что мы – с нашим Правительством».

«Мы должны сознавать советский союз нашей гражданской Родиной, радость и успехи которой – наши радости, а неудачи – наши неудачи».

«Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь бедствие и просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами, как удар, направленный в нас».

В конце декларации митрополит Сергий призывает «выразить всенародную благодарность Сов. Правительству за внимание к нуждам православнаго населения».

Декларация эта вызвала глубочайшее потрясение всего Православнаго мира.

Со всех концов русской земли раздались голоса протеста духовенства и мирян.

На имя митрополита Сергия посылалась масса «Посланий», в копиях, распространяемых по всей стране. Авторы «посланий» умоляли митрополита Сергия отказаться от выбраннаго им гибельнаго пути.

Послания были написаны из разных епархий: Ленинградской, Московской, Киевской, Ярославской, Черниговской, Вятской и др., из Сибири, Соловецкаго концлагеря и т. п.

Наиболее горячия послания были написаны: епископом Виктором Вятским (который первый выступил с обличением митроп. Сергия), архиепископом Пахомием Черниговским и епископом Дамаскиным (его викарием), митрополитом Кириллом Тамбовским, митрополитом Иосифом Ленинградским, епископом Димитрием Гдовским, епископом Серафимом Угличским, протоиереем проф. Ф.К.Андреевым, профес. М.А.Новоселовым и др.

Епископ Дамаскин напр., в своем послании писал так: «За что благодарить? За храмы попираемые отступниками? За то, что погасла лампада преп. Сергия? За то, что драгоценные для миллионов верующих останки преп. Серафима, еще ранее останки св. Феодосия, Митрофана, Тихона и Иосафа, подверглись неимоверному кощунству? За то, что замолчали колокола Кремля? За кровь митрополита Вениамина и других убиенных? За что?!…»

«Митрополит Сергий и члены его Синода имеют возможность заседать в Москве»- пишет епископ Дамаскин в другом месте своего послания – «Они в Москве… Но Первосвятитель Русской Церкви, митрополит Петр, уже не первый год без суда, обречен на страшное томительное заточение…Они в Москве.…Но митрополит Кирилл, потерявший счет годам своего изгнания, на которое он опять таки обречет без суда, находится ныне, если только он еще жив, на на много сотен верст за пределами полярного круга… Митрополит Арсений, поименованный среди членов Синода, не может приехать в Москву и в пустынях Туркестана, по его словам готовиться к вечному покою…»

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий