История Александрийской Православной Церкви. Часть IΙ-я

Арабское завоевание Пиренейского полуострова

Период арабского владычества (642-1517).

Арабское завоевание стало тяжелым ударом для Александрийского патриархата. Вся его каноническая территория оказала под иноземным и иноверным владычеством. C этого момента Александрийская Церковь всегда находилась в чуждом религиозном и культурном окружении.

Формально египетские христиане не только сохранили свободу вероисповедания, но и получили широкое самоуправление. Взамен они должны были платить достаточно обременительные налоги в государственную казну. При этом число православных уже в VII в. заметно сократилось, что не замедлило сказаться и на уменьшении числа епархий. Особенно серьезное давление арабы оказывали на православных (мелькитов), рассматривая их как «пятую колону» византийского государства на своей территории. Отношение к коптам1 у завоевателей на первых порах было совсем иным: они дали им возможность захватить многие храмы и монастыри синодитов. Драматизм ситуации усугублялся тем, что в течении 75 лет у православных Египта не было возможность избрать патриарха (650-727 гг.). После того как Византия усилила боевые операции против арабов, в Египте начались жестокие гонения против христиан (на сей раз под ударом оказались и общины коптов). Положение Церкви улучшилось в царствование византийского императора Льва Исавра, которому после успехов в противостоянии с арабами с позиции силы удалось добиться поставления на Александрийскую кафедру патриарха. К началу правления нового предстоятеля Церкви Космы (727-767) в Александрии у православных оставался всего один храм. За короткий срок патриарх смог возвратить несколько церквей, воодушевить свою паству и исправить тяжелое финансовое положение Александрийской Церкви. Преемники Космы продолжили его политику по возрождению Церкви, при этом сохраняли тесную связь с другими Православными Церквями.

Положение христиан в Египте по-прежнему находилось в прямой зависимости от отношений между арабами и Византией. Немаловажными факторами были и отношения к православным тех или иных халифов или местных властителей. В IX в. Церковь подвергалась гонениям (847-861). Были уничтожены многие храмы и монастыри (также провозглашалась программа их полного закрытия), а христиан обязали носить особую отличительную одежду, как знак бесчестия. Также запрещался колокольный звон и употребление вина даже в литургических целях.

В X в. положение Церкви было относительно спокойным. Правителем Египта был выходец из греков Аль-Катиб-Аль-Руми, благоволивший к христианам и сделавший им значительные послабления. Он же заложил новую столицу Египта город Аль-Кахира (современный Каир), куда вскоре была перенесена и резиденция православного патриарха. Среди церковных деятелей этого периода особо следует отметить замечательного патриарха Евтихия (933-940). Врач по образованию он был также известен как автор многих трудов по медицине, истории и богословию. Особую известность приобрела «Хронография», которая может считаться первой официальной историей Александрийского патриархата. Некоторые ученые указывают на Евтихия как на реорганизатора знаменитой и уникальной Патриаршей Библиотеки.

Аль-Хаким
Аль-Хаким

С началом XI в. Церковь вступила в новый продолжительный период гонений, связанных с правлением жестокого халифа Аль-Хакима. Он обрушил свой гнев не только на христиан, но и на иудеев и даже некоторых мусульман. Патриарх Феофил II (1010—1020) вынужден был бежать в Константинополь, где пытался найти поддержку и просить посредничества у императора Василия II. При этом ему удалось примирить императора с патриархом Сергием. Это событие имело такое большое значение для жизни Византийской империи, что предстоятелю Александрийской Церкви было дарован титул «Судия Вселенной», который он сохраняет до настоящего времени. Также он получил право ношения двух епитрахилей и митры.

Начавшиеся в конце XI в. крестовые походы ухудшили и без того непростое положение Александрийского патриархата. Латинское вторжение вызвало волну исламского фанатизма, повлекшую для христиан Египта новые репрессии. Что касается самих крестоносцев, то они смотрели на православных как на еретиков и относились к ним с не меньшей жестокостью чем к мусульманам. В 1219 г. на канонической территории Александрийского патриархата была основана кафедра латинского патриарха Александрии. Впрочем его влияние в последующие годы было минимальным, а миссия католиков сколь-либо видимых результатов не принесла.

Провозглашение Флорентийской унии.
Провозглашение Флорентийской унии.

По отношению к Римской Церкви Александрийский патриархат следовал той же жесткой линии, что и Иерусалимский и Антиохийский патриархаты. Александрийский патриарх Афанасий II (1276 — 1316) председательствовал на Константинопольском соборе, осудившем латиномудрствующего патриарха Иоанна и решения унионального собора 1274 г. Патриарх Филофей (1435—1459) в письме к императору Иоанну Палеологу отверг Флорентийскую Унию, а в 1443 году принимал участие в Иерусалимском соборе, признавшем флорентийский компромисс недействительным. Патриарх Марк VI (1459—1484) присутствовал на большом Константинопольском соборе (1482- 1484), вновь отвергнувшем Флорентийскую унию. Он также вел борьбу с латинскими проповедниками в Сирии и на островах Эгейского моря.

В период арабского владычества центром жизни Патриархата стали монастыри Святого Саввы в Каире и Святого Георгия. Многие патриархи вынуждены были проводить большую часть времени в Константинополе. Там же теперь, как правило, осуществлялось их избрание, при этом непременным условием для прохождения кандидатуры было ее одобрение арабскими властями. Порой патриарх оставался единственным епископом в некогда могущественной Александрийской Церкви, а число верующих к XIII в. сократилось с 300.000 до 100.000 человек. К концу арабского владычества православных на территории Александрийского патриархата оставалось всего несколько тысяч человек.

На уровне патриархии был предпринят ряд попыток облегчить тяжелое положение верующих. В частности при монастыре св. Саввы функционировала лечебница и странноприимный дом. Там же была устроена школа и библиотека.

В середине XIII в. управлять Египтом стала династия Мамлюков(1250—1517). Примерно в это же время предстоятель Александрийском Церкви стал избираться не Синодом, а Вселенской Патриархией. Эта практика просуществовала вплоть до конца XIX в.

Александрийская Церковь в период турецкого господства

 Патриарх Иоаким Пани

Патриарх Иоаким Пани

После того как Египет был захвачен османами (1517), ситуация для православной Церкви претерпела значительные позитивные изменения. Новые правители были более веротерпимыми чем арабы, а в Египте положение христиан отличалось в лучшую сторону по сравнению с Малой Азией и Балканами. Патриархом Александрии в этот период был замечательный пастырь Иоаким Пани (1487—1567), прославленный Церковью в лике святых. Сразу после завоевания Египта на встрече с султаном Селимом I ему удалось добиться предоставления фирмана, даровавшего ему множество прав и привилегий и обеспечивавшего Церкви мирное развитие. Патриарх получил абсолютную власть над митрополитами, епископами, низшим клиром и монахами; обладал судебной властью и правом решать бракоразводные дела и имущественные споры без вмешательства местных гражданских властей. Важной привилегией стало право свободного передвижения по территории патриархата и разрешение на восстановление храмов без санкции государства. Также на территории Египта была запрещена латинская пропаганда.

В первые годы Османского владычества в Александрийской Церкви было шесть храмов и два монастыря: св. Саввы в Александрии и св. Георгия в Каире. В последнем размещалась резиденция патриарха, который, однако, большую часть времени проводил в Константинополе, где пытался найти деньги на нужды Александрийской Церкви. Такая оторванность от паствы была вызвана суровой необходимостью: из-за малочисленности александрийских христиан и многочисленных накопившихся долгов Церковь постоянно находилась в тяжелейшем финансовом положении.

Общие трудности и нахождение под иноземным владычеством усилили связь Александрийской Церкви с другими Восточными патриархатами. Активную поддержку православию в Египте оказывали фанариоты, лоббировавшие интересы Александрийского патриархата при Османской Порте.

В период Османского владычества началось сближение Александрийского патриархата с единоверной Россией. Русские цари никогда не отказывали своим православным братиям в помощи, оказывая им дипоматическую и экономическую поддержку.

Святитель Мелетий (Пигас).

Святитель Мелетий (Пигас).

Этапным для египетского православия стало патриаршество Мелетия Пигаса. Для просвещения клира он основал при александрийском монастыре святого Саввы училище, а для обучения мирян школу в Каире. Отремонтировал немногочисленные правосланые храмы и успешно боролся с латинской пропагандой. Деятельность Мелетия приобрела общеправославный масштаб: он оказал помощь православным России и Польши в их противостоянии навязываемой им Унии и серьезно влиял на жизнь Константинопольского патриархата.

Преемники Мелетия Кирилл Лукарис, Герасим I (1677—1688), Митрофан Критопулос (1636—1639), Иоанникий (1645—1657), Паисий (1657—1677), Парфений I (1677—1688) и Герасим II (1688—1710) пытались решить проблемы египетской Церкви, ища поддержки у Вселенского Патриархата и единоверной России. Были организованы православные общины (греко- и арабоязычные), способствовавшие самоорганизации и взаимной поддержке православных между собой. Большое внимание патриархи уделяли пастырскому окормлению православных в Северной Африке, Судане, Эфиопии и других отдаленных от Александрии регионах. Они помогали им консолидироваться в общины, поддерживали финансами и духовной литературой. Направляли миссионеров, священников и учителей.

Предстоятели Александрийской Церкви заботились о развитии контактов с европейскими державами, стремясь обеспечить египетскому православию международную защиту2. Также удалось создать сеть образовательных учреждений на территории Каира, Александрии и других египетских городов. В целом положение патриархата в XVIII претерпело значительные изменения к лучшему.

1 Ненавидящие византийцев копты встречали арабов как освободителей.

2 В качестве показательного примера можно привести контакты патриарха Самуила (1710—1723) с английской королевой Анной Стюарт.

Афанасий Зоитакис

Начало

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий