История Закавказских Молокан и Духоборов

Продолжение. Начало Здесь

И.Я. Семенов

II. Формирование молоканства в широкое религиозное движение русских крестьян

История Закавказских Молокан и Духоборов Принято считать, что молоканство, как широкое религиозное движение, появилось в Тамбове во второй половине XVIII века, хотя, как уже отмечалось, оно зародилось намного раньше. В Синодальных указах Тамбовской консистории от 1768 и 1769 годов указывалось, что при допросах молокане уже в 1765 году заявляли, что их вера принята ими от предков, которые испытали много невзгод в борьбе за свои убеждения. Сторонники этого вероисповедания тогда еще не назывались молоканами, а именовали себя «духовными христианами», утверждая, что «Бог есть дух».

В народе же их называли по разному: «щельниками», «иконоборцами», «духовщиной», «фармазонами»1 и т.п.

Лишь в начале второй половины XVIII столетия тамбовское общество приверженцев этого движения получило название «молокане» и тамбовская консистория в своем донесении Святому Синоду в 1765 году эту секту уже упоминала под наименованием «молокане». Такое название сектантам было дано за то, что они не придерживались установленных церковных постов и потребляли в постные дни скоромное и преимущественно молоко, как наиболее распространенный в крестьянской среде продукт питания.

Хотя название это мало объясняло сущность новой секты «духовных христиан», тем не менее оно прочно закрепилось за ними и сохранилось до настоящего времени.

Большой вклад в распространение учения молокан и объединение их в одно большое религиозное движение внес С.Уклеин, который многими почитается как основоположник молоканства.

Семен Матвеевич Уклеин был дворцовый крестьянин села Уварово Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, который, будучи портным, постоянно ходил по селам в поисках заказов. Познакомившись в с. Горелое с дочкой духоборческого проповедника Побирохина, он отрекся от православия, женился на ней и стал активным помощником тестю в пропаганде идей духоборцев. В дальнейшем он отошел от духоборчества, перешел в давно существовавшую на Тамбовщине молоканскую секту и, будучи грамотным и хорошо знающим святое писание человеком, сделался ведущей фигурой движения. Он объединил молоканские общины Тамбовской губернии под своим началом, избрал себе 70 помощников и занялся систематизацией и формированием нового учения строго в соответствии со Святым писанием. Основой учения провозгласил первоначальное христианство, не искаженное вселенскими соборами. Он не отрицал ни таинств, ни постов, ни обрядов, отвергнув только монашество и внешний храмовый культ с его мощами, крестами, иконами и драматическим богослужением. Он признал догмат троичности и некоторые постановления Моисеева закона (запрещение есть свинину и рыбу без чешуи). Учение провозглашало равенство всех людей, объявляло войну, военную службу и присягу богопротивными действиями, призывало признавать только те повеления властей, которые не противны Божественным законам.

Учение утверждало, что православная церковь отошла от заповедей Иисуса Христа и что истинная Христова церковь существовала всего только четыре века, пока вселенские соборы и учителя церкви произвольным толкованием Библии не извратили Христово учение.

В настоящее время, утверждало учение, истинную христову церковь составляют только духовные христиане, которые не приемлют ни преданий, ни постановлений соборных, ни писаний церковных учителей, а исповедуют только то, чему учит Библия. Они-то и получат от Сына Божия вечное спасение. Поэтому необходимо стремиться к достижению нравственного совершенства, поклоняться только Духу Божьему, ибо Бог есть Дух.

Уклеин полагал, что духовная безобрядная евангельская религия есть истинная христианская религия, которой суждено, наконец, явиться в России среди суеверия и невежества неграмотного народа.

Видя, что учение пользуется успехом в народе он решил заявить о себе открыто, как о новом мессии, для чего окруженный своими 70-ю учениками торжественно, с пением псалмов, вошел в город Тамбов.

Здесь он был арестован полицией и заключен в тюрьму, где содержался до тех пор, пока не отказался от новой веры. Выйдя на свободу, он тайно снова принялся за прежнее. Дабы избежать постоянно установленного за ним надзора, он перебрался в соседнюю Воронежскую, а затем Саратовскую губернию. Здесь быстро получил такое же широкое признание и молоканское вероисповедание стало завоевывать не только крестьянские массы, но и мелкое духовенство, купечество, ремесленников, бродяг и др. Так, в городе Моршанске Тамбовской губернии молоканские проповеди вел сам городской голова Швецов, а по губернии в числе проповедников числились купцы и другие зажиточные люди, имевшие влияние на других.

Такой успех был обусловлен также наличием в Воронежской и Саратовской губерниях большого количества сторонников учения «жидовствующих», которых официально называли «субботниками», появившихся здесь еще в XVI-XVII веках. Из членов этой-то секты и явились первые прозелиты молоканства и духоборчества в этих краях, так как учение субботников во многом совпадало с учением Уклеина, о чем он знал, и потому именно здесь рассчитывал на успех своих проповедей.

Определив идею и систему молоканского вероучения, ее духовное направление, Уклеин стал создавать систему богослужения и обрядов. Он ревностно заботился о введении хорошего пения, для чего на мотивы народных песен перелагались псалмы, назначались специальные певчие и все богослужение, в основном, ограничивалось чтением и пением псалмов, а также толкованием святого писания.

Энергичная натура и непоколебимая вера в свое особое предназначение повлекли Уклеина в южные регионы России, в Екатеринославскую, Астраханскую губернии, на Дон и даже на Кавказ. Всюду его проповеди имели успех и рождали большое количество поклонников, которые в свою очередь принимались за распространение этого нового религиозного учения. Правительство и православная церковь преследовали проповедников и сторонников нового вероисповедания, потому они вынуждены были скрываться.

Все нижнее Поволжье в основном было заселено казаками и раскольниками, людьми оппозиционно настроенными к правительству и церкви. Здесь же жила и языческая мордва. Местность была заражена вольномыслием, а потому учение молокан имело здесь благоприятную почву. Жива была еще здесь и память о Стеньке Разине, о горячих днях борьбы за волю и правду.

Аналогичная ситуация имела место и в других, упомянутых выше, регионах империи. В каждом регионе Уклеин приобрел много активных помощников и последователей, которые, следуя его примеру, распространяли новое учение, пробуждая в людях вопросы об отношении к богу, правительству и церкви, к ближнему и т.п. С Библией в руках они появлялись в селах, на хуторах, в рыбачьих артелях и т.п., заводили разговоры о вере. При этом начинали читать Библию и толковать те места, на коих утверждалось их учение. Активными поборниками и пропагандистами, которые приобрели известность, были Семен Швецов, крестьяне Афанасий Никитин, Никифор Васильев и многие другие, отличавшиеся своей начитанностью, хорошим знанием святого писания, а также горячим желанием отыскать божью истину для народа.

Хочется особо остановиться на вопросе: а почему именно Тамбовская губерния стала колыбелью формирования и широкого становления молоканства и духоборчества? Причина кроется в ее историческом состоянии, географическом и экономическом положении, что не могло не сказаться на формировании религиозных настроений и взглядов населения.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий