История Закавказских Молокан и Духоборов

Продолжение. Начало Здесь

И.Я. Семенов

III. Молокане в Закавказье

История Закавказских Молокан и Духоборов В начале ХIХ века Россией началось освоение Закавказья, территорию которого занимали земли Гру­зинского царства, множество мусульманских ханств, вассальных Персии, а также несколько регионов Восточной Армении, находившихся под игом Турции.

В 1801 году, когда Грузия добровольно вошла в состав Российской империи, туда был введен значительный контингент российских войск. В период русско-персидских (1804—1813 гг.) и русско-турецких (1806—1812 г.г.) кампаний воинские части были значительно пополнены.

Первый поход русских войск на Эривань состоялся в 1804году, а второй — в 1808 году. И лишь третий поход в 1827 году увенчался успехом — крепость Эривань была взята и такие крупные регионы Восточной Армении, как Эриванское      и  Нахичеванское ханства, были присоединены к России. Первый военный гарнизон в армянских краях появился сразу же после присоединения Грузии к России. Он был размещен в провинции Ширак (Шурагель). Казаки, посланные сюда, основали поселок по соседству с деревней Гюмри, который превратился в пограничный пост на границе с Турцией. За все время Кавказской войны пост в Гюмри играл роль передового военного бастиона российских войск. Отсюда генерал Паскевич выступал па завоевание Эривани, а затем — Карса и Эрзерума. Гюмри превратился в важную крепость. R 1836 году здесь побывал император Николай I, после чего фортификационные работы еще более усилились и деревня Гюмри, разросшись, превратилась в город Александрополь, ставший крупным стратегическим центром России на Кавказе, где уже появились гражданские лица русской национальности.

Было решено на присоединенных землях создать  русские поселения, жители которых могли бы с оружием в  руках, защищая  свое имущество, помогать  в освоении края. Это давало возможность сократить численность оккупационной армии и снизить огромные расходы на ее содержание, доведя ее численность до размеров обычных военных гарнизонов. Рано или поздно необходимо было военную оккупацию края заменить полным и мирным владением завоеванных с таким трудом земель.

Одновременно это давало возможность решить вonpoc  удаления из России «особо вредных сект» и изоляции от них православного населения. И уже в 1831 году и Карабахской провинции возникло первое поселение духоборов из донских казаков — село Кизил-Кишлак. Через год в Нахичеванской губернии появилось первое молоканское село Базарчай.

Еще раньше в Закавказье обосновались немецкие колонисты,  которые,   приехав   в   Грузию  в    1817    году, поселились    в    нескольких    колониях    Тифлисской  и Елисаветопольской   губерний.   В    1830 составляло   примерно   2000   человек. Все они были протестантами и искали здесь мира, душевного спокойствия и второго пришествия Христа, которое по пророчеству их проповедников должно было произойти   в 1836 году в районе горы Арарат.   Аналогичные слухи   были   широко распространены   и    среди   молокан, а также  духоборов. Поэтому   на   Кавказ   наряду   с   ссыльными    сектантами, немало   прибывало   и    добровольцев.   Это   тогда   вполне устраивало администрацию Закавказья, которая создавала благоприятные   условия   переселенцам, обеспечивая   их значительными   наделами   земли  и  освобождая на первое время   от   налогов.   При   этом   правительство  руководст­вовалось   не   только   внешнеполитическими, но   и    эконо­мическими   соображениями.  В России   зарождался капи­тализм, которому  необходимы были   рынок и   ресурсы, а следовательно,   необходимо  было  осваивать   и   развивать присоединенные районы.   Здесь же происходили   межэт­нические стычки   между татарами, курдами   и   армянами. России   приходилось   вести   постоянную    борьбу   как  с внешними противниками в лице Турции   и   Персии,   так и внутренними   группировками, поддерживавшимися  этими государствами.

Генерал Ермолов, бывший тогда управителем Кавказа и главнокомандующим кавказским корпусом, по­вел жесткую политику против произвола ханов и беков, ввел русское управление и суд, окончательно превратив завоеванные края, населенные преимущественно мусуль­манским и армянским населением, в российские провин­ции.

Разместив военные гарнизоны в пунктах, имеющих стратегическое значение, Ермолов на первых порах стал создавать военные поселения (тогда их называли   штаб-квартирами),   где   солдаты   помимо   несения   воинской службы имели   свое крестьянское хозяйство и  семью. Из внутренних губерний России   стали   завозить для солдат невест.   Появились чистые, благоустроенные поселения с православными    храмами    и    обустроенным   хозяйством. Этим Россия давала понять  всем,    что она на Кавказ пришла не временно. Наряду с этим не упускалась из виду и возможность привлечения сюда русских переселенцев из числа сектантов.   Их стали   расселять на магистральных направлениях,  имеющих   стратегическое   значение   для России.  Одна волна селилась по трассе,    которая затем стала   основным    торговым    путем    между    Россией   и Персией: Тифлис — Елисаветполь (Гянджа) -  Казах — Дилижан -  Еленовка (Севан) — Ахта  (Раздан).

Другая волна расселялась по другой стратегически важной трассе следования русских войск на Турцию: Тифлис — Александрополь (Гюмри) — Карс — Эрзерум. Здесь помимо сектантских создавались православные села из числа военнослужащих и казаков (Джалалоглу, Камен­ка, Русские Гергеры, Новопокровка, Привольное).

Русские селились, главным образом, в местах, природно-климатические условия которых были схожи с теми, которые они оставили в России. В 1835 году появилось  молоканское  поселение   Еленовка  (Севан), в 1842   году  -    Никитино   (Фиолетово), в   1846 году — Воронцовка    (Ташир),   в    1847    году    -     Воскресенка (Лсрмонтово) и другие.

В 1841—1845 гг. на территории  Ахалцихского уезда Тифлисской    губернии     появились    девять    поселений досланных  сюда из Таврии   духоборов.  Таким  образом, появление   русских   населенных  пунктов  в   Закавказье  в основном  приходится  на 30-40-е годы XIX  века,    когда здесь появилось более тридцати чисто русских поселений. Следует   отметить, что   отвоеванные   у   Турции    и Персии  земли   Восточной Армении,  были  слабо заселены и   сюда просилось  казачество, но правительство  России поручило полковнику Лазареву, армянину по происхож­дению, заняться    проблемой    заселения    этих    земель армянским населением, для чего тот обратился к армянам, проживающим в Персии   и   Турции, с призывом пересе­ляться в Эриванскую и   Нахичеванскую губернии.

К при­зыву Лазарева присоединилось и   руководство армянской церкви   во главе с ее патриархом Нерсесом Аштаракеци, приветствовавших  появление русских   в Армении.  В течение трех месяцев сюда из Персии   перебралось 8 тысяч семейств общей численностью около 40000 человек. Спустя короткое   время, после  заключения   с  Турцией  Адрианопольского мира, сюда перебралось еще 13000 армянских семейств   из   Эрзерума,   Баязета   и    других   турецких территорий. Общее число переселившихся  из Персии   и Турции за 1828—1829 гг. армян достигло 105000 человек1.

                      В ходе дальнейших русско-турецких войн в 1853—1856гг. и 1877—1879 гг. кампания по переселению армян из Турции    в   Закавказье, преимущественно   в   Эриванскую губернию и   на Черноморское побережье Кавказа продол­жалась и носила широкий размах. Заселением русскими и армянами завоеванных земель Россия намеревалась окон­чательно закрепить за собой эти края.

В результате репрессивной политики правительства Николая I   по   отношению  к   сектантам,  в   Закавказье оказался значительный набор  различных сект: молокане, духоборы, хлысты, субботники, скопцы и   многие другие. Им были   отведены значительные наделы земли. Первое время   им    приходилось   очень   трудно.    Дикий   край, непривычный    климат    (особенно    в    Шемахинской    и  Елисаветпольской    губерниях),   лихорадка    и     другие болезни, хищнические   набеги    татарского   и    курдского населения сплачивали  сектантов и   заставляли   прибегать к взаимовыручке и   артельному труду. Сознание ответст­венности    перед   семьей,  стремление   быстрее   развить хозяйство,  требовало   трудолюбия, экономии    во   всем, трезвости   и   добросовестности   в  работе.   Эти   качества сектанты  сохранили   до  настоящего  времени   и   потому многие   хозяйственные    руководители   ценят    их    как хороших, добросовестных  работников.   Эти   же  качества помогли им довольно быстро встать на ноги и обзавестись крепким   хозяйством.   Сооружались   добротные   дома   и хорошо организованные усадьбы. Занятием вначале была разработка   земель   и    хлебопашество, чему   научила   их исконная родина. Затем началось занятие скотоводством, пчеловодством, ремеслами    (плотничанье, выделка   кож, кузнечное   дело   и   др.), извозным   промыслом.   Русские успешно   выращивали    картофель,      капусту,  разводили сады.

Часть молокан, поселившаяся в Тифлисе особой слободкой, стала весьма полезной в обслуживании городского хозяйства и его зажиточного населения (извозчики, дворники, домработницы и т.п.).

За короткий период в руках русских людей сосредоточилась перевозка грузов по трассе Джульфа -Ереван — Тифлис. Они перевозили не только хлопок и сельхозпродукты, но и керосин, соль, обслуживали внешнюю торговлю между Россией, Персией и Турцией в пределах Эриванской, Елисаветпольской губерний, Карсской области и других Закавказских регионов. Их более удобные, быстрые четырехколесные повозки, а зимой сани, имели преимущества перед традиционными двух­колесными арбами местного населения и позволяли им делить многодневные дальние рейсы аж до Владикавказа. Проживая вдоль магистральных стратегических трасс, они выполняли работы по их содержанию и ремонту. Во время русско-турецкой войны молокане и духоборы помогали делать переправы и доставлять провиант для действующей армии.

Зажиточность   стала   возводиться   в   ранг   добро­детели, что   еще   больше   стимулировало   трудолюбие   и бережливость. Не следует зариться на чужое,  не укради, не  ссорься   с   окружающими, помоги    ближнему   -    вот основные принципы, которые провозглашались в их среде. Каждая община решала у себя все хозяйственные вопросы, следила за поведением и образом жизни каждого ее члена,  распределяла земельные наделы между  семьями, регули­ровала отношения как внутри   ее, так и  с правительст­венными   органами.   Община строго  следила за сохран­ностью выделенного правительством земельного фонда и  сбором податей, которые устанавливались государством из расчета количества всей выделенной общине земли. Правом на пользование   землей   имели    только   члены   сельской общины, которая могла принять или не принять пришлых со стороны. При приеме в общину учитывалась не только возможность надела землей просителя, но и   его индиви­дуальные   качества   (трудолюбие, поведение, характер   и т.п.).   Продавать земельные наделы строго запрещалось, разрешалось свободные участки   лишь сдавать в аренду. Продавать  и передавать можно было лишь дома с усадьбой и    постройками, скот   и    т.п.   Трудолюбие   и    разумное хозяйствование не могло не сказаться на экономике реги­онов их проживания. Только в одном Лорийском регионе спустя два десятка лет после прибытия русских, в их селах  действовало уже несколько десятков сыроделен, где вырабатывалось около десяти тысяч пудов сыра и  1-2 тысячи пудов масла. Администрация края и местное начальство, видя   громадную пользу, приносимую трудолюбивым   и трезвым   населением,  а   также   не   имея   возможности осуществления    строгого    контроля    за    перемещением переселенцев, глядело сквозь пальцы на тот факт, что у молокан установились тайные сношения с родиной, откуда потянулись к ним беглецы, укрываемые ими  и, когда кто-либо из молокан умирал, на его место подставляли одного из беглых, присваивая ему имя умершего. Таким образом в официальных списках у молокан умерших никогда не значилось. Иногда случались казусы, когда при проверках оказывалось, что приемный беглец, включенный в списки вместо умершего сына, вдруг оказывался старше «своих родителей».

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий