Этот набор звуков, по мнению участников молитвенного собрания, является свидетельством того, что человек удостоился принять духа" и теперь он пророчествует и говорит на языках всех народов. Тот, кто его пророчеств не понимает, значит тот не очистился от земной скверны и недостоин его благодати.
Общины молокан-прыгунов имелись в Закавказье, на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. После эмиграции части из них из Закавказья, они появились в США и Австралии.
Во второй половине XX столетия в течении молокан-прыгунов выделилась небольшая, наиболее фанатично преданная идеям М.Рудометкина община, членов которой именуют «максимистами».
В молоканстве со временем появился еще один толк, называемый «духовными молоканами», которые проповедовали необходимость каждодневного покаяния, а не покаяния один раз в жизни — перед смертью. Духовные молокане разделялись на признающих водное крещение (мокрые молокане) и по-прежнему отвергающих его (молокане сухие).
Молокане постоянные по своим убеждениям ближе стоят к донскому толку и придерживаются первоначального учения С.Уклеина. В отличие от донского толка они не признают водного крещения и «преломления хлеба», не были особыми сторонниками монархизма, но и не отрицали его.
Было в молоканстве и течение молокан-пресников, которые отвергали употребление в пищу всего квасного, кислого, лука, чеснока, сахара, хмеля и т.п., боясь, что такая «закваска» приведет их в «геенну огненную». При этом ссылались на слова евангелия: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Матф. XVI, 6).
Так же недолго просуществовало и течение молокан-перевоплощенцев,заимствовавших от хлыстов идею перевоплощения Христа в конкретных лицах, как например, Адам, Авель, Ной, Моисей, Иисус и др. Молокане-перевоплощенцы отрицали конец мира через второе пришествие Христа, гак как «христы будут, не переставая, приходить на землю».
У молокан тамбовского толка на молитвенных собраниях каждый вновь пришедший отвешивает всему собранию низкий поклон, потом подходит к присутствующим, к каждому отдельно, снова отвешивает глубокий поклон, говоря при этом: «Пречистому образу твоему преклоняемся, владыко»; после чего производят «святое лобзание» со словами: «целую образ твой святой, владыко».
Молокане-субботники принимают все установления молоканской веры, но отрицают праздник воскресенье, признавая только субботу, но слову заповеди пророка Моисея: «Помни день субботний, чтобы святить Бога».
Молокане, несмотря на наличие среди них большого количества толков тем не менее не теряли общения между собой и во всех «мирских» делах стойко поддерживали друг друга, иногда устраивая съезды и сходки. Взаимопомощь у них была значительно развита.
Непосредственными причинами дробления секты на толки можно утверждать следующее:
— недовольство диктаторством вождя и желание какого-либо «апостола» самому сделаться «пастырем душ человеческих»;
— расхождения в толкованиях Библии и различия в обрядах;
— влияние других вероучений;
— поиски верующими успокоения, которого они не могут найти в одной религии и ищут другую религию или организацию, где они могли бы найти то, что ищут, иногда сами не зная чего.
Такая раздробленность секты на толки и на классовый состав приводила к возникновению острых религиозных споров и противоречий, иногда вызывая волнения и недовольство особенно среди «низов» секты существующими порядками и политикой «верхов», искавших компромисса с правительством и господствующей церковью.
Этим попытались воспользоваться большевики, которые решили заняться политическим просвещением сектантов, надеясь найти среди них поддержку своей борьбы. Ленин просил у Бонч-Бруевича адреса сектантов, которым можно посылать газету «Искра». Своей статьей в журнале ''Жизнь" (издававшемся в Лондоне) в 1902 году 'Значение сектантства для современной России" Бонч-Бруевич изложил принципы работы среди сектантов:
— издание брошюр, прокламаций и т.п.;
— использование связей сектантов для распространения идей большевизма;
— создание революционных ячеек среди молоканских общин;
— направление партийных пропагандистов и организаторов в среду сектантов.
В 1901 году В.Д.Бонч-Бруевич и В.М.Величкина, в сотрудничестве с Д.А.Хилковым и другими, издавали анонимные брошюры под названием «Народные листки», которые рассылались сектантам
Вопрос о работе среди последних в 1903 году был включен в повестку дня
II съезда РСДРП, на котором намечалось разработать программу по привлечению сектантов к социал-демократии. Бонч-Бруевич подготовил доклад «Раскол и сектантство в России», зачитанный Лениным на съезде. На основании решения съезда с января 1904 года в Женеве стал издаваться социал-демократический листок для сектантов под названием «Рассвет», который выходил в виде ежемесячного журнала, тиражом в 2 тысячи экземпляров. Всего вышло 9 номеров, после, чего издание прекратили.
Работа большевиков на этом поприще не дала никаких результатов и совершенно не повлияла на идеологию молоканского вероучения, которой были чужды идеи большевизма. Значительно большим успехом у молокан пользовались идеи баптизма, который в начале XX пека быстро стал распространяться в России и даже, по мнению многих, стал серьезно угрожать существованию молоканства вообще. На IV съезде баптистских миссионеров в Киеве в 1908 г. открыто заявлялось о том, что молоканство — секта разлагающаяся, вымирающая, а потому необходимо расширять работу по привлечению молокан в баптизм.
Не помогала молоканству и активизация деятельности его вождей и идеологов, издание специальных журналов «Молоканский вестник» и «Духовный христианин», основание Общества образованных молокан, поставившего задачу исключить всякое противоречие между религией, а также наукой и преобразовать традиционное консервативное сектантство в новое религиозное направление молокан. Во время Первой Мировой войны (1914—1918 гг.) молоканская верхушка опять поддержала политику царского правительства. Вот, что писал в 1914 году журнал «Духовный христианин» в номере 8/9: «Идите, сражайтесь, завоевывайте людям вечный мир. После этой войны больше не должно и не может быть войн. Все человечество разделилось на на два лагеря. Обе части напрягают все же свои силы, чтобы это война была последняя война...»
В условиях назревания в России революции, когда велась жесткая борьба различных партий и идеологий, молоканство оставалось хотя и сравнительно многочисленной, но инертной сектой, ее руководители не могли четко определить свое место в складывающейся действительности.
По отношению к революции 1917 года молокане заняли враждебную позицию. Они выступили против политики новой власти, службы в Красной Армии, продразверстки и продналогов. Верхушка и зажиточная часть повела открытую борьбу и во многих молоканских селах стали вспыхивать восстания, имевшие целью свергнуть большевистскую власть. Особенно широкие контрреволюционные мятежи имели место в молоканских селениях Амурской и Донской областей.
До двадцатых годов XX века молокане, в отличие от других крупных сект, не имели своего центрального руководящего органа и не были объединены в единую общероссийскую организацию. Каждая община действовала самостоятельно. Поэтому в 1920 году было решено созвать I Всесоюзный съезд молокан, который, хотя и сыграл для них определенную роль, но тем не менее не смог объединить их в единый всесоюзный союз духовных христиан.
В 1923 году по инициативе Владикавказской общины был создан Всероссийский союз религиозных общин духовных христиан-молокан. Были организованы районные, окружные и краевые правления союза, создан его устав. Во главе Союза встал Центральный совет Союза, возглавляемый Н. Ф. Кудиновым, видным деятелем молоканского движения. Эти времена характерны тем, что складывающаяся в стране обстановка ослабляла позицию всех религиозных конфессий и усиливала отток верующих от религии. Молодежь стала активно включаться в новую жизнь, тогда как старшее поколение упорно придерживалось реакционных настроений и отвергало все новое.
Ненависть к большевикам, разрушителям старых устоев жизни, с укреплением позиций Советский власти стала вынужденно утихать. Молокане вынуждены были смириться с нею, чему способствовала и новая экономическая политика (НЭП). На II Всесоюзном съезде молокан, который проходил в 1924 году в Самаре, в повестку дня был включен вопрос «Об отношении к Советской власти», где молокане уже заявляли о её признании. В материалах Съезда отмечалось:"Как ныне духовные христиане подтверждают свое благожелательное отношение к Советской власти, основываясь на словах святого писания, а именно: послание апостола Павла к римлянам Гл.XIII, ст.1-4, где сказано: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо противящийся власти противится божию установлению, а противящиеся сами навлекут на себя осуждение».
В протоколах съезда подчеркивалось, что все события объясняются волей божьей согласно пророческим писаниям.
Настроение сильно изменилось уже через пару лет, когда повелась политика на ликвидацию НЭП-а и переходу к коллективизации, которую молокане не желали признавать и упорно отвергали. Это нашло свое отражение на позиции III съезда молокан в 1926 году. В их среде стали распространяться слухи о предстоящей эмиграции в Америку. Туда поедут те, кто не вступит в колхозы. Обещался бесплатный проезд на пароходе и многое другое.
Начался убой скота и умышленное сокращение сельскохозяйственного производства. При выборах в местные органы власти руководители молокан призывали их бойкотировать, заявляя, что «власть есть насилие».
Все это заставило властей перейти к репрессиям. Многие руководители общин и активисты движения были высланы на Север на вечное поселение, многие заточены в тюрьмы и т.п. Руководство молокан стало маневрировать, выдвигать предложения об организации особых «молоканских колхозов» и создании «всесоюзного сельскохозяйственного общества молокан», куда войдут эти колхозы.
Оно собрало в Самаре в сентябре 1929 года IV съезд молокан, где было принято решение: «Съезд находит необходимым приостановить временно деятельность Центросовета Союза молокан как религиозной организации и обратиться к братству с призывом принять участие в организации колхозов и переселении на свободные земли, согласно докладам с мест».3
Под свободными землями имелись в виду в основном Сальские степи (Северо-Кавказский округ), где Советское правительство предоставило молоканам земли для создания на них сельскохозяйственных кооперативов и куда затем переехали.
После ликвидации Центросовета Союза политику и руководство в молоканском движении некоторое время фактически осуществляла Пятигорская молоканская община, как наиболее активная и сильная организация. Последовавшая затем сплошная коллективизация сельского хозяйства окончательно подорвала молоканское движение, многие стали оставлять свои хозяйства и перебираться в города, пополняя ряды пролетариата и участвуя в широко развернувшейся индустриализации страны, окончательно порывая с религией. Служба в армии, участие в комсомольской жизни, учеба - все это лишало пополнения и на местах оставались предоставленные самим себе молоканские общины, основу которых составляли старики, иждивенцы, домохозяйки, инвалиды, пенсионеры и т.п. Если в 1915 году в колыбели молоканского движения - Тамбовской губернии - насчитывалось более 8000 молокан, то в 1959 году их оставалось уже 300 человек. Аналогичная динамика имела место и во всех других регионах страны.
Примечания:
1. К.Литвинов Амурские сектанты: молокане и духоборы. Христианское чтение", 1887 г., ноябрь—декабрь,стр. 550
2. И.П.Морозов... Молокане. Москва, 1931 год, стр.54
3. А.И.К.шбанов Религиозное сектантство в прошлом и настоящем.' Москва, 1973 год. стр. 152. многие малоземельные молокане из Закавказья.
Страницы: 1 2