История Закавказских Молокан и Духоборов

Продолжение. Начало Здесь

И.Я. Семенов

VII. Духоборы

История Закавказских Молокан и Духоборов  В первой половине XVIII века в России появилось новое религиозное течение, которое в принципе тогда было сходным с молоканским учением. Сторонники этого религиозного направления получили название «духоборы» («духоборцы»).

Но, если в молоканстве религиозный рационализм, зревший в течение нескольких веков в России, остался в прежнем, «чистом» виде, где Библия и разум лежали и основе религии, то у духоборов русский религиозней рационализм смешался с мистицизмом некоторых западных сект, таких как квакеры, анабаптисты, меннониты и др.1    От них духоборы заимствовали идею о внутреннем совершенстве Духа и веру во внутреннее просвещение от Бога-слова, обитающего в душе каждого человека.

По учению духоборов, Бог един в трех лицах: Бог-Отец — память. Бог-Сын — разум, Святой Дух — воля. В своих суждениях об Иисусе Христе, об оправдании верою, о внутреннем слове, о будущем воскресении и в правилах нравственности, духоборы повторяют квакеров. Как и квакеры, духоборы не дают присяги властям, отрицают все формы насилия, в том числе и воинскую службу, не снимают головных уборов ни перед кем, честны в труде и в быту и т.д. В то же время учение духоборов в основных своих принципах сохранило религиозный рационализм,  существовавший и широко распространившийся среди русского крестьянства в XVIII веке, который являлся основой вероисповедания молокан.

Духоборы признавали священное писание, но с некоторыми оговорками. Они утверждали, что Дух прос­вещает человеческий разум и   помогает раскрыть тайный смысл священного писания.  Истолкованное при   помощи Духа писание становится руководящей нормой.

«Все творения Господни прекрасны, благи и невинны суть и точно и единственно на утехи и удовольствия человеку созданы», но на деле ими владеют и наслаждаются не все, а лишь «забывшие в сердцах Господа», которые стараются «побольше награбить и захватить бы славы и всех благ мира в руки своя...

.Духоборы в Канаде

Отсюда вся злая в мире».  Это зло мира и должны уничтожить духоборы, как «истинные и воистинные люди». Человек вообще по своей природе есть «чудное, дивное творение Божие», ибо в нем пребывает душа, которая есть «ум небесный», «ум божественный». Но действие этой души проявляется в достойных того людях, которые знают и соблюдают «закон Бога».

Эти избранные люди, конечно, духоборы; борьба за «дух» должна привести их к обладанию «всеми творениями Господ­ними», к пользованию всеми «утехами и удовольст­виями».2

Все члены секты разделялись на две группы: «лю­дей истинных», к которым относится духоборческая масса, и «людей воистинных», к которым относятся духо­борческие вожди и пророки. Эти последние – «столпы до небес», «Христы». Христос и есть божественный разум, который впервые явился в лице Иисуса, в котором обитал как душа в теле, но затем не вознесся на небо, а продол­жает пребывать на земле. Вместилищем души Иисуса на земле являются праведники и духоборческие пророки, «столпы до небес». Так, один из пророков духоборов, некто Савелий Капустин, заявлял: «Я действительно Христос, ваш Господь, падите ниц передо мною и обожайте меня.»3  Духоборы утверждали, что "царство «Божие посреди нас», и что поэтому они являются истинным Божиим родом.

Общественное богослужение у духоборов было упрощено и рационализировано на протестантский манер и состояло в пении и чтении псалмов и стихов, но и заключение обязательно поминались «святые родители» и основатели секты. Духоборы отвергали иконы, мощи, крест, отрицательно относились к культу христианских святых и т.п. Одновременно они верили в заклинания и молитвы в форме заговоров. Духоборческое учение передавалось из поколения в поколение только в устной форме, ибо любая запись, по мнению основателей секты, искажала боговдохновленное слово. Псалмы заучивались наизусть с самого раннего детства, поэтому ведущая роль в сохранении традиций и религиозном воспитании принадлежала женщине.

Духоборы не совершали бракосочетаний в молит­венном доме, весь брачный обряд сводился к обычному свадебному обеду.

Они считали, что сейчас «царствует Вавилон», и что их царство наступит только после «последнего суда», где в роли судей выступят все порабощенные и  угнетенные. После «суда» будет новое небо и новая земля, исчезнет иерархия, все будут равны и станут полны совершенного разума.

Известно, что духоборы появились в первой половине XVIII века в Москве. Затем их учение было перенесено в Украину, подальше от верховной государст­венной и церковной властей. Особенно широкое распрост­ранение оно получило в Екатеринославской губернии сре­ди казачьего населения, которое после ликвидации в 1775 году Запорожского войска в царствование Екатерины II было до крайности стеснено и разорено раздачей казачьих земель помещикам. Здесь главным пропагандистом и руководителем духоборчества стал Силуян Колесников.

Духоборчество также распространилось среди Донских казаков, в Харьковской, Херсонской, Воронежс­кой, Тамбовской, Астраханской, Саратовской губерниях и даже в Финляндии.  Особенно значительной секта духоборов была в Тамбовской губернии, где ее руководителем стал Илларион Побирохин, крупный скупщик шерсти из тамбовских однодворцев, пользующийся разъездами по торговым делам для пропаганды этого учения. Побирохин приобрел много последователей, организовал новые общины и, объявив себя Христом, выбрал из активных своих учеников 12 «апостолов», которые и составили со­вет по управлению всеми общинами духоборов. Карьера Побирохина окончилась, когда он со своими «апостолами» был арестован и сослан в Сибирь. Его последователи были вновь объединены крестьянином Савелием Капус­тиным, который отличался хорошим знанием Библии и тоже выдавал себя за Христа.

Сторонники духоборческого движения с самого начала подверглись преследованиям и гонениям со стороны правительства и православной церкви. Их отправляли в Сибирь, на послушание в монастырь, на фортификационные работы, на каторгу и т.п. Избавление пришло лишь в 1801 году с восшествием на престол Александра I, который издал манифест об амнистии пострадавшим за религиозные убеждения и разрешил им вернуться к своим домам. Тогда Харьковские духоборы обратились к правительству с ходатайством о поселении их в одном месте, где они могли бы, трудясь на земле, опять стать на ноги. Правительство в это время как раз занималось заселением пустынных, но плодородных степей на юге Украины, куда уже перебирались немецкие колонисты из Западной Пруссии, именуемые меннонитами.4 

В   1802   году    последовал   императорский   указ, которым   пустопорожние   места   по   речке   Молочной   в Мелитопольском уезде Таврической губернии отводились для расселения духоборов и молокан. При этом правительство преследовало три основные цели: первая — освоение пустующих земель, вторая — изоляция этих сект от православных поселян России, и третья — облегчение надзора за этими сектами.

Плодородные земли, благоприятный климат и трудолюбие позволили духоборам и молоканам быстро достичь высокого благосостояния. Здесь не последнюю роль сыграло и общение с немецкими колонистами,  от которых молокане и духоборы переняли многое, и также сделались искусными земледельцами. Секты жили в разных поселениях, т.к., несмотря на то, что в их веро­исповедании   было  много общего, особой симпатии   они друг к другу не питали. Так, прибывшие на место поселе­ния раньше, духоборы выражали сильное недовольство, когда в 1803 — 1805 гг. на Молочные Воды стали пере­селять молокан из Тамбовской и Орловской губерний.

Вслед за первыми поселенцами на Молочные Воды добровольно потянулись духоборы из многих губерний России и уже к 1818 году здесь насчитывалось 9 больших духоборческих сел: Терпение, Богдановка, Троицкое, Новоспасское, Тамбовка, Родионовка, Ефремовна, Кирил­ловка и  Горелое.

.    

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий