История Закавказских Молокан и Духоборов

И.Я. Семенов

Предисловие

История Закавказских Молокан и Духоборов Русские сектанты — молокане и духоборы, пересе­лившиеся с середины XIX века из различных губерний России в Закавказье, стали неотъемлемой частью этничес­кой палитры этого региона. Изучение причин их исхода из родных мест, их учения, быта, социально-экономического положения, взаимоотношений с местным населением и т.п. представляет значительный интерес как с точки зрения истории русского сектантства, так и с точки зрения поли­тики царизма в отношении окраин Империи и этнической истории Закавказья.

Молокане

Но, к сожалению, до сих пор очень мало популяр­ной, широкодоступной литературы по указанным вопро­сам, в частности о сути их учения, сходства и различий между молоканами и духоборами, а также о причинах и мотивах их отхода от русской православной церкви. В этом смысле заслуживает внимания и одобрения небольшая по объему, но весьма содержательная работа И.Семенова «История Закавказских молокан и духоборов». Автор проделал большую работу и сумел доступно изложить суть молоканства и духоборчества, основные догмы и принципы их вероучений, осветить характерные черты их образа жизни и т.д.

Уверен, что внимательный читатель найдет много интересного для себя в этой нужной и полезной работе.

Профессор Николай Оганесян,
директор  Института востоковедения
Национальной академии   наук Рес­публики Армения.
10 июня 2001 года, г. Ереван

От Автора

Сектантство — обособленные религиозные группы, оппозиционно настроенные к господствующей церкви и выражающие социальный протест определенные группы населения.

В России сектантство или, как его называли, русская ересь появилась уже вскоре после принятия христианства и становления православной церкви и стало разрастаться в XIV — XVI веках. Однако русские ереси тогда еще не организовались в массовое движение и подав­лялись соединенными усилиями светских и духовных феодалов. Особенно широкое распространение сектантское движение получило, начиная со второй половины XVIII века, когда шел процесс разложения феодальной системы и усиления господства царского самодержавия и право­славной церкви.

Спасаясь от церковного и полицейского произвола, русские сектанты сыграли большую роль в хозяйственном освоении многих глухих, отсталых регионов обширной Российской империи, распространившись в своем дви­жении из центральных губерний далеко в Сибирь, Алтай, Закавказье, Среднюю Азию, Бессарабию и Дальний Вос­ток. Они не только приспосабливались к местным, незна­комым им условиям и этническому окружению, но и ока­зывали весьма благотворное влияние на культурное и хо­зяйственное развитие регионов их поселения.

Интересен тот факт, что независимо от территорий, на которых селились сектанты, они нередко оказывались впереди и в выращивании урожаев, и в оснащении земледелия   техникой,  и    в   культуре   животноводства   и некоторых сельскохозяйственных культур.

Чем объясняется единодушно отмечаемое исследо­вателями дореволюционного сектантства хозяйственное рвение подавляющего большинства сектантов?

Этот феномен привлекает многих исследователей истории сектантства в России и протестантизма в странах Западной Европы, корни у которых одни и уходят да­леко в средние века, в период зарождения буржуазии и отмирания феодализма. Еще кальвинизм и лютеранство объявили деловые успехи критерием нравственного образа жизни человека и даже знамением его предызбранности к «вечному спасению», осудив как грех празднолюбие и тунеядство. Религиозные общины протестантов и русских сектантов регулировали не только духовную жизнь своих членов, но и бытие. Они одно­временно являлись и хозяйственными организациями, одни в большей степени, другие в меньшей. Их деятель­ность, прилежание, благоразумие каждого отдельного верующего находились под контролем религиозной об­щины, стимулировались и корректировались ею.

Но это не исключало расслоения сектантских общин на богатых и бедных, что порождало классовое противо­стояние между «верхами» и «низами»,заставляя «верхуш­ку» вводить в сектах дисциплинирующие уставные прави­ла, а вероучения подвергать догматической обработке.

Одними из самых значительных сект, широко расп­ространившихся не только по территории Российской империи, но и в США, Канаде, Мексике, Австралии явля­ются духовные христиане, называемые молоканами и духоборцами (духоборами). Их трудолюбие, быт, терпе­ние, чистота нравов привлекали симпатии многих передовых людей, таких как В.Т.Короленко, В.В.Вере­щагин, Л.Н.Толстой, Г.И.Успенский, В.Д.Бонч-Бруевич и другие. История и судьба сторонников этих двух сект схожа во всем. Между ними имеется немало общего, генетические и духовные истоки у них одни и те же. Но суть основ их вероучения различна, что и является причиной их неприязни друг к другу.

Учение духоборцев утверждает три духовных начала — память, разум и волю которые называют Богом-отцом, Богом-сыном и Богом-духом, то есть отец -память, сын — ум, Дух святой — воля. Бог один в этой тройке. Отличительным характером их учения является откровение от Святого Духа, мысль о внутреннем совер­шенстве духа есть главная основа догматического и нравст­венного их учения. П.В.Веригин, руководитель духобор­цев в конце XIX и начале XX века, писал: «...Бог есть жизнь и присутствует во всем существующем... Понимая Бога как самую жизнь, сущую и единую во всем прояв­ляющуюся, мы смерти телесной не должны страшиться... Человек есть часть одного целого в мире. Бога мы также представляем, что он есть любовь, с помощью которой дер­жится все существующее.»1

У молокан понимание Бога основано на Библии, как у православных. Для них Бог является Богом в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух. Иисус

Христос у молокан является сыном божьим, а у духо­борцев — историческим лицом, лучшим человеком, возве­денным в ранг божества.

Молокане утверждают, что вера духоборцев в могущество души явно противоречит Святому Писанию. Если для духоборцев ветхозаветные и новозаветные книги не имеют никакого значения, а главнейшим источником веры для них служит «откровение», то для молокан Библия является единственным и боговдохновенным источником веры и знание Библии служит важнейшим свидетельством религиозного совершенства верующего. Идея построения «царства божия» на земле по принципу равенства и общности имущества у молокан пользовалась меньшей популярностью, чем у духоборцев. Молоканство, в отличие от духоборства, широко распространилось не только среди крестьян, но и среди купечества и мещанства.

История Закавказских Молокан и Духоборов

О молоканах и духоборцах имеются публикации в специальной литературе.   Однако они   неизвестны ши­рокому читателю и   поэтому иногда приходится слышать высказывания,  которые   весьма   далеки    от   истины   и вызывают недоумение. Поэтому здесь ставилась задача — на основе обобщения  имеющейся литературы, архивных материалов и   периодических изданий,   а также личных наблюдений, кратко осветить   историю появления  моло­канской и   духоборческой сект, а также основные поло­жения и  догматы их вероучения, рассказать о тяжелой участи, выпавшей на долю сторонников этих религиозных течений и   в доступной форме все это донести  до инте­ресующегося этим читателя. В работе использованы фото­графии  автора и  Р. Мангасаряна. При   этом преследо­валась   также   цель   проследить   социальную природу   и религиозные истоки   русского сектантства, положившего начало   появлению     таких   массовых   религиозных  дви­жений, как молоканство и духоборчество. Здесь затронута также   тема   союза   православия с самодержавием  в преследовании  и  ликвидации  инакомыслящих,   которые немедленно объявились с  первых же лет появления на Руси    официальной   религии    -    христианства.   Жизнь создана так, что там, где есть убеждение,   там бывают и сомнения, там где есть закон — там же имеют место и его нарушения.

Борьба с инакомыслящими господствующими пра­вительствами и церковью велась веками и, когда изу­чаешь историю религии, прежде всего, бросаются в глаза огромные жертвы, которые человечество приносило в защиту своих убеждений. Люди всегда искали в вере духовную поддержку, возможность забыться, уйти от мира сатаны, рабства и  насилия. Они  искали  такую религию,  которая им в этом поможет и будет отвечать их чаяниям. Поэтому были так живучи и близки многим слоям насе­ления учения сектантов разных толков, которые мечтали о том, чтобы перекроить жизнь, уничтожить неправду, спло­тить всех людей в единую братскую семью и тем самым утвердить «род на земле». Способ осуществить свою мечту они видели в том, чтобы изобрести «простую веру, без всякого обмана».

Секты молокан и духоборцев носили активный характер, они не мирились с тяжелой действительностью, а пытались ее перестроить и возродить «божию правду», извращенную в действительности. Все это помогало им найти широкое понимание и поддержку среди угнетен­ного крестьянства царской России. Хотя секты «духовных христиан» как себя называли молокане, окончательно сформировались во второй половине XVIII века, их истоки уходят далеко в средние века удельно-феодального пери­ода Руси. Предтечей «духовных христиан» являлись неко­торые религиозные течения, как России, так и Запада. Идеи их не исчезали с распадом и отмиранием религиоз­ных направлений и движений, а передавались из поколе­ния в поколение, дополняясь, обогащаясь и транс­формируясь в новые широкие религиозные вероиспо­ведания, с помощью которых народ пытался реализовать свою мечту о светлом будущем не только в потустороннем мире, но и в реальном бытии.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий