Кипрская Православная Церковь (глава 6 -я)

Константин Скурат

6. Известнейшие Архиепископы

Кипрская Православная Церковь знает целый ряд своих Предстоятелей, которые, несмотря на трудность положения киприотов как во времена правления турок на острове, так и в период хозяйничанья там английских колонизаторов, заботились о восстановлении и украшении иконами разрушенных храмов и монастырей, вносили существенный вклад в дело сохранения и утверждения духовного просвещения, чутко относились к национальным интересам православной паствы.


В XVII столетии известен своей деятельностью Архиепископ Никифор. В 1662 г. его заботами был заложен фундамент нового кафедрального собора св. Иоанна. Под его председательством в 1668 г. состоялся в Никозии собор, который осудил основные отступления кальвинистов от Православной Церкви. Прекрасным пастыреначальником, заботящимся о своей пастве, показал себя Архиепископ Филофей (1759). Он учредил в Никозии греческую школу, в 1740 г. освятил храм во имя святого апостола Варнавы, в том же году ездил в Константинополь с ходатайством о своей угнетенной пастве. На рубеже XVIII и XIX столетий деятельнейшим Предстоятелем Кипрской Церкви был Архиепископ Хрисанф (1810). Православные греки считают время его архипастырства золотым веком Кипрской Церкви в период турецкого господства. Архиепископ Хрисанф открыл немало монастырей, разрушенных или пришедших в крайнюю ветхость, построил храмы и обеспечил их иконами. Своим добрым примером и словом он побуждал клириков делать то же.
Из Архиепископов Кипра прошлого столетия особенно известен Киприан, замученный (был повешен) вместе с другими архиереями и множеством клириков и мирян в 1821 г. за участие в греческом восстании. Киприан основал в Никозии на территории Махерского монастыря греческую школу во имя Святой Троицы (позже гимназия), которая существует и в настоящее время. Весьма ревностным деятелем на Кипре был и Архиепископ Макарий I (1865), усердно отстаивавший права и независимость своей Церкви, заботившийся о распространении образования среди кипрского народа, клира и о благоустройстве на острове школ. Более талантливых юношей он направлял в богословские школы Иерусалима, Халки и Афин. Архиепископ Софроний (1900) также был виднейшим Архиепископом Кипрской Церкви. Он отличался прекрасным даром слова и деятельным насаждением просвещения. За помощь в несчастьях и за содействие всякому доброму делу снискал общую народную любовь. Софроний управлял Церковью свыше 25 лет и за это время привел народное образование в хорошее состояние, заботился о просвещении клира, внедрил церковную проповедь в повседневную приходскую практику, добился в Константинополе снижения налогов для островитян. Его уважали и турки, и англичане. Кончина Архиепископа вызвала общее сожаление1.

В первые годы текущего столетия деятельным тружеником в духовном подъеме жизни Кипрской Церкви и национального самосознания народа явился Архиепископ Кирилл II (1909—1916). Он защищал владения Церкви, основывал школы, создавал храмы, занимался христианской миссией. При нем в 1914 г. был принят Устав Кипрской Православной Церкви, одобренный Священным Синодом и в 1952 г., который действует поныне. Его преемник Архиепископ Кирилл III (1916—1933) отличался мягким характером и строгой подвижнической жизнью. Окончил Богословский факультет Афинского университета. Став Предстоятелем, с целью подготовки образованнейших священнослужителей своей Церкви, учредил на факультете специальную стипендию для изучающих богословие клириков с острова. Архиепископ установил также особую премию, выдаваемую раз в четыре года за наиболее интересные труды по церковной или гражданской истории Кипра. Поддерживал он и стремление киприотов к отстаиванию свободы.
Виднейшим Кипрским Архиепископом нашего времени был Блаженнейший Макариос III (1977).

Макариос III родился в 1913 году в деревне Ано Панайя на Кипре в семье благочестивых крестьян. С детских лет помогал семье пасти скот, работал в поле. Получив начальное образование в родной деревне, в возрасте 12 лет поступил послушником в один из местных монастырей, где обучался в монастырской школе, а затем во Всекипрской гимназии. В 1938 г. принял сан диакона и был направлен на Богословский факультет Афинского университета, который закончил в 1943 году. Затем в течение двух лет изучал юридические науки в том же университете. В 1946 г. был посвящен в иереи и послан в США, где изучал в Бостонском университете социологию религии. В 1948 г. по возвращении на Кипр был посвящен в сан митрополита Китайского. Будучи митрополитом и секретарем, а затем председателем Совета этнархии, развил широкую деятельность за свободу и независимость киприотов. Через два года православные киприоты избрали его главой своей Церкви. В 1950 г. состоялась интронизация Архиепископа Макариоса. 13 декабря 1959 г. он был избран президентом Кипра, в феврале 1968 г. состоялось переизбрание его на этот пост, а в феврале 1973 г. Макариос был объявлен главой государства на следующий срок.

Президент Кипрской Республики Архиепископ Макариос был и лидером правительственной партии «Патриотический фронт» (создана в 1960 г.).
Архиепископ Макариос, человек редких духовных дарований, «выдающийся церковный и государственный деятель, мудрый кормчий Христовой Церкви и кипрского народа»2, все свои силы отдавал на благо Святой Православной Церкви, а также делу свободы и прогресса своего народа. Возглавлявшееся им правительство проводило политику неприсоединения к политическим и военным блокам и выступало за развитие добрых отношений с нашей страной. В интервью американской радиовещательной корпорации «Си-би-эс» Его Блаженство заявил, что усилия кипрского правительства направлены на обеспечение полной независимости Республики. «Кипр сделает все возможное, чтобы противодействовать любой попытке извне навязать ему решение (кипрской) проблемы»3.

Как Предстоятель Кипрской Православной Церкви Блаженнейший Макариос много сделал для улучшения жизни своей Церкви и возвышения ее престижа: поднял духовное просвещение, улучшил быт духовенства, проявил заботу о благотворительных учреждениях. Как национальный руководитель — этнарх — Архиепископ Макариос все свои силы посвятил делу освобождения родины.
Архиепископ Макариос был награжден Антиохийской Церковью Большим Крестом апостолов Петра и Павла, Московской Церковью — орденом святого Владимира I степени (лично вручен Патриархом Алексием I в 1964г. в Афинах), государственными орденами ряда стран. За свои труды был избран почетным доктором Богословских факультетов Афинского и Бостонского университетов и юридических факультетов Салоник и Кералы (в Индии).
«Советские люди, — говорилось в соболезновании, направленном Спиросу Киприану, — хорошо знали и ценили президента Макариоса как человека, внесшего большой вклад в создание и становление кипрского государства, сохранение и упрочение его независимости, суверенитета, территориальной целостности, проведение миролюбивой внешней политики»4.

С 13 ноября (день интронизации) 1977 г. Кипрская Церковь возглавляется Блаженнейшим Хризостомом, Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра.

Архиепископ Хризостпом родился 28 сентября 1927 г. в селении Стато вблизи Пафоса. Образование получил в родном селе, Всекипрской гимназии (окончил в 1950 г.), на Богословском и Философском факультетах Афинского университета (в 1961 г.). В 1966 г. обучался в Великобритании. Монашеское послушание проходил в Киккской обители — послушником стал в двенадцать лет. В 1951 г. рукоположен в сан иеродиакона, а в 1961 — в сан иеромонаха и возведен в сан архимандрита. В 1961 — 1966 гг. преподавал в Киккской гимназии и Духовной Семинарии имени святого апостола Варнавы философию и историю религий. В 1968 г. хиротонисан в хорепископа Кипрской Архиепископии, а в 1973 г. в митрополита Пафского — второго по положению иерарха Кипрской Церкви.

Во время посещения летом 1978 г. Русской Православной Церкви Архиепископу Хризостому был вручен диплом почетного члена Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) Духовной Академии.

Заботами Блаженнейшего Хризостома построено более 30 новых храмов. Ряд древних храмов и монастырей восстановлен (например, монастыри: св. мученицы Феклы, св. великомученика Пантелеймона, Архангельский и др.). Для пополнения монастырей Его Блаженство привез с Афона молодых иноков-священнослужителей.

Его трудами были открыты многие воскресные школы и начали действовать православные организации. Как-то: Христианские кипрские детские лагеря, Христианский союз молодежи и студентов, Христианский союз женщин, Христианский союз ученых, Корпус душепопечительства о заключенных, радиотелестанция «Логос», церковные книжные магазины и т.д.

Блаженнейший Хризостом является автором церковно-исторических и богословских монографий: «Православие сегодня и Кипрская Церковь», «Миссионерство клира», «Спасительное служение Церкви».

Его Блаженство призывает кипрский народ к восстановлению единства Кипра, продолжая миссию своего предшественника — Архиепископа Макариоса.

 

Примечания:

1.  См. о предстоятелях Кипрской Православной Церкви в XIX в. в издании А.П. Лопухина. История Христианской Церкви в XIX веке. Православный Восток. СПб., 1901. С. 330.
2.  Из телеграммы соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена //Информационный бюллетень ОВЦС МП от 18 авг. 1977 г. (№ 7). С. 1.
3.  .«Правда». 16 окт. 1971 г. (№ 289). С. 1.
Западная пресса 1975 г. так освещала деятельность Архиепископа Макариоса: «В последний год он смог укрепить свои позиции и исполняет функции президента в южной части острова, которая не занята турками. Здесь он победил своих противников, которые выступали за присоединение Кипра к Греции. Смог укрепить он и свой международный авторитет. Поддерживая арабские страны, и особенно освободительное движение палестинского народа, а также осуждая агрессивные действия Израиля, он может рассчитывать на большинство голосов в ООН». Пресс-бюллетень Средне-Европейского Экзархата Московского Патриархата. № 23/75. С. 2.
4.  «Известия». 5 авг. 1977 г. (№ 183). С. 1

 

5  Глава           Начало           Глава 7

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий