Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч. 2

II.1. В Иконии, где Павел возвещал Слово Божие 

Церковь Св. Петра в горе Крестовой Церковь Св. Петра в горе Крестовой
Переезд на автобусе из теплой Антальи через заснеженные в марте Таврские горы в сторону Коньи (в древности – Икония; греч. – Иконион) – столицу одноименной провинции в средней части Анатолии – длится более пяти часов.

В утомительной поездке в голову приходят всякие мысли, например, о дорогах в новозаветные времена, по которым из Атталии сначала в Антиохию Писидийскую, а позже — в Иконию направлялись Павел и Варнава. В древности здесь, конечно, не было мощеных дорог и, вероятно, нашим путникам приходилось пользоваться старыми, разбитыми и без покрытия узкими дорогами, проложенными через горы. А если где-то возле городов и были хорошие участки, то они мостились булыжником или специально вытесанными каменными блоками (2, с 252). Вряд ли святые апостолы имели в своем распоряжении колесницу, запряженную лошадьми, или повозку с крупным рогатым скотом и массивными деревянными колесами. Скорее всего, Павел и Варнава шли пешком, а главным средством их передвижения были верблюды кочевников или ослы.

При приближении к месту назначения в сознании автора этих строк город Икония, обладающий древней историей, ассоциировался со словом «икона». Однако православных паломников в этом современном мусульманском мегаполисе ожидает некоторое разочарование. Во-первых, в открытом всем ветрам городе, расположенном на бескрайнем Центрально-Анатолийском плато, в середине марта еще прохладно и не цветет абрикосовое дерево. Во-вторых, за исключением построенной в 1910 году католической церкви в честь святого апостола Павла на улице Mimar Muzaffer Cad.32, не имеется сегодня каких-либо христианских памятников или даже оставшихся от них развалин. Множество архитектурных строений, исторических и культурных ценностей относится в основном к различным периодам эпохи сельджуков, поэтому сам город Конья как родина мистического суфизма интересен только тем специалистам, кто изучает или начинает знакомиться с исламом.

В центре городе повсюду можно видеть много приезжих мусульман, которых привлекает здесь местный Музей Мевлана, где находятся гробница выдающегося персидского поэта-суфия Мевланы Джалал ад-Дин Мухамада Руми (известного обычно как Руми или Мевляна (1207 — 1273), якобы благосклонно относившегося к христианским монастырям, и множество исламских экспонатов, старинных Коранов, ваз, ковров, музыкальных инструментов, предметов быта первых дервишей. В городе некоторое время жил и персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог Омар Хайям (1048—1131), знаменитый во всём мире своими четверостишиями «рубаи».

На улицах Коньи хочется отвести взгляд от остроконечных минаретов и разноцветных мечетей и мысленно погрузиться в прошлое, чтобы совершить воображаемое путешествие по новозаветной Иконии. Город и в древние времена располагался на плодоносной равнине, откуда хорошо просматривались невысокие горные цепи — отроги писидийско-киликийского Тавра. Историки по-разному трактуют принадлежность этого города к тем или иным провинциям Малой Азии. У одних авторов встречаешь, что в те времена, когда в Иконии проповедовал апостол Павел, город входил в римскую провинцию Галатия (2, с. 262), a у других — Ликаонию (Лиаконию). Ликаония располагалась к западу от Каппадокии и к югу от центральной пустыни. С 25-гo года до РХ эта земля вошла в состав римской провинции Галатия и ее столицей первоначально был город Икония или Икониум. Ликаонское наречие (Деян 14:11), предполагают филологи, было некоторой ветвью древне-ассирийского наречия, а, может быть, и „ломаным греческим языком“. Галатия же получила свое название от народа кельтского племени – галлов. Около 280 года до РХ они вторглись в Малую Азию, где смешались с коренным населением и получили название «галатов» или «галлогреков». Они имели долгое время самостоятельность, но после 26-го года до РХ все изменилось: Галатия стала зависимой от Рима областью. Евангелие проповедовалось в ней Павлом незадолго до его первого путешествия в Европу. Некоторые из посещаемых Павлом городов были расположены как раз в южной части Галатии – Антиохия Писидийская, Листра и, возможно, Дервия (2, с. 257). К первым христианам этих городов, по-видимому, и было адресовано послание Павла к Галатам. Галатия была также одной из областей, которым было адресовано Первое послание Петра (Там же). После вторичного пребывания (Деян 18: 23) в «стране Галатийской» Павел позднее послал к ним своего друга по римской тюрьме Крискента (2 Тим. 4 :10).

1-е Путешествие ап. Павла 1-е Путешествие ап. Павла

В иудейской синагоге Иконии Павел и Варнава «говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов». Однако Павел столкнулся здесь и с ожесточенным неприятием своей проповеди (Деян 13:51; 14:1-6; 19:22; 2 Тим 3:11). Неверуюшие иудеи и язычники воздвигли такое гонение на Павла и Варнаву, что им пришлось уйти от упорствовавших в неверии в Христа жителей города. Однако они не пали духом и, как писал в своем труде «Толкования на деяния святых апостолов» богослов и толкователь Священного Писания — блаженный Феофилакт Болгарский, «учителей гнали, а они радовались: такова сила Евангелия». При следующем посещении Иконии Павел поставил там пресвитеров (Деян 14: 21-23). В сносках к «Житиям Святых. Месяц сентябрь» у святителя Дмитрия Ростовского (1651 -1709) со ссылкой на «Церковную историю» ( книга 7-я, глава 6-я) Евсевия Кесарийского (ок. 263—340) можно встретить упоминание о том, что позже в Иконии как «главном городе Ликаонской епархии проходил собор по вопросу о крещении еретиков».

Античный город Икония связан с именами многих христианских святых. Легендарной его жительницей является святая первомученица и равноапостольная Фекла (30-е годы I века— II век). Память этой святой совершается в Православной Церквии 24 сентября / 7 октября, в Католической Церкви — 23 сентября.

Святая Фекла  Святая Фекла

Единственным источником сведений о жизни Фёклы является апокриф под названием «Деяния Павла и Фёклы». Святая дева родилась в знатной семье и выделялась своей красотой. Услышав в городе проповедь Павла о Спасителе, 18-летняя Фекла, уже обрученная знатному юноше, возлюбила Господа и решила не вступать в брак и посвятить свою жизнь Богу. Родители Феклы не смогли принудить дочь к замужеству. Ее обручник пожаловался на Павла правителю города, который заключил апостола в темницу. Примечательно, что в апокрифе «Деяния Павла и Феклы» можно прочитать несколько строк о портрете пребывавшего в Иконии Павла: «…И увидел он Павла шествующего, мужа низкорослого, лысого, с ногами кривыми, с осанкою достойною, с бровями сросшимися, с носом немного выступающим, полного милости; и то являлся Павел как человек, то ангела имел обличье» (См.:11).

…Фекла ночью тайно убежала из дома, подкупила тюремных стражей и проникла к узнику в темницу. Три дня она сидела у ног Павла, внимая его отеческим наставлениям. Пропавшую Феклу вскоре обнаружили и насильно привели домой. Суд приговорил Павла к изгнанию из города. Мать Феклы не смогла более влиять на дочь и в исступлении потребовала от судьи смертного приговора непокорной дочери. Фекла, приговоренная к сожжению, взошла на костер, но его пламя не коснулось ее. Неожиданный с небес ливень погасил костер. Мучители в страхе разбежались. Фекла, хранимая Господом, покинула город и с помощью одного юноши-христианина отыскала Павла, cкрывавшегося со спутниками в пещере недалеко от города. Вместе с ними Фекла прошла с проповедью Евангелия до Антиохии Сирийской. Здесь она подверглась преследованиям некоего сановника Александра, пленившегося ее красотой. По благословению апостола Павла, Фекла поселилась в пустынных окрестностях Селевкии ( по другим данным – около селения Маалулы в 55 километрах к северо-востоку от Дамаска) и прожила там долгие годы, проповедуя Слово Божие и исцеляя больных молитвой. Когда Фекла была уже 90-летней старицей, на нее ополчились языческие волхвы за то, что она безмездно лечила больных. Из зависти к Фекле они подослали к ней наемников, но расступившаяся гора навсегда сокрыла ее. Часть мощей святой Фёклы находится на острове Кипр.

В III-м веке в Иконии жила святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, день памяти которой православные отмечают 28 октября.

 Святая великомученица Параскева Cвятая Параскева

В богатой и благочестивой семье, где выросла Параскева, особенно почитали день страданий Господних — пятницу, поэтому и родившуюся в этот день дочь назвали Параскевою, что в переводе с греческого и означает — Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. За исповедание христианской веры озлобившиеся язычники подвергли ее страшным мучениям и отсекли ей голову.

Уроженцем Иконии был и святой мученик Маркиан († 258; день памяти — 13 июля), еще в молодом возрасте своей проповедью обративший ко Христу многих язычников. Идолопоклонники подвергли его телесному наказанию, а затем послали его в Каппадокию — к другому суровому правителю. Здесь в страданиях Маркиан оставался непоколебимым в своей верности Христу, за что его казнили, отрубив голову.

Здесь проповедовал святой Амфилохий, епископ Иконийский (около 340 — после 394 года), современник и друг великих вселенских учителей — святого Василия Великого и Григория Богослова. Он был родом из Кесарии Каппадокийской, что неподалеку от Иконии. С 374 года он стал епископом Иконии и первым митрополитом провинции Ликаония. В 376 году на соборе в Иконии защищал учение о Божественной природе Святого Духа, а в 381 году присутствовал на Втором Вселенском соборе, в 390 году председательствовал на соборе в памфилийском городе Сида. Память святого Амфилофия отмечается 23 ноября / 6 декабря.

В Иконии при императоре Аврелиане пострадали за Христа святой преподобномученик Конон и его 12-летний сын, носивший то же имя ( день их памяти — 29 мая). В городе молились святые мученики Иулита и ее сын-отрок Кирик, которые в годы гонений христиан при Диоклетиане (284 — 305) ушли в города Селевкию и Тарс. Там около 305 года они были представлены на суд правителя Александра и мученически пострадали за Христа. По преданию, их cвятые мощи были вынуты из земли нетленными, исполненными благоухания и подающими больным исцеления.

В Иконии жил преподобный Харитон Исповедник († ок. 350 года), которого в исповедническом подвиге укреплял благодатный пример уроженки его родного города — святой Феклы. В восьми километрах к северо-западу от Коньи между селениями Ak Yokus и Sille (1, c.42) сохранился построенный в 274 году в скалах монастырь святого Харитона. В IX столетии в монастыре появился святой источник, тогда же вырубили новую церковь и часовню (там же). По преданию, поэт-суфий Мевляна был свидетелем некоего чуда, произошедшего в монастыре, называемом теперь на турецком языке «AkMonastir» («Белый монастырь»).

 Монастырь святого Харитона Монастырь святого Харитона

Сведения о святом Харитоне, память которого в Православной и Католической Церквах совершается 28 сентября, известны из различных вариантов его жития. В своём родном городе он пострадал во время гонений на христиан при императоре Аврелиане (270—275). После длительных мучений Харитона заключили в темницу, откуда он был освобождён в правление императора Тацита. Получив свободу, он отправился в паломничество на Святую Землю, где основав несколько монастырей, скончался в глубокой старости и был погребен в Фаранской обители.

Недалеко от Коньи находится ныне турецкая деревня Siyata ( в прошлом – Силле/Sille), где более восьми столетий, до 1922 года совместно с турецким населением проживали и православные греки. По сохранившемуся преданию, причиной бывшего мирного сосуществования греков и турков был завет самого Мевляны, посетившего однажды христианский монастырь святого Харитона. Греки из Силле молились в основанной, по преданию, в 327 году церкви, посвященной равноапостольной царице Елене. Здание этой церкви, несколько раз в XIX веке перестроенное и отреставрированное, сохранилось до наших дней, но на входных ее дверях уже много лет висит замок.

 Церковь святой равноапостольной царицы Елены Церковь святой равноапостольной царицы Елены

После 1924 все греческое население покинуло деревню, и в настоящее время церковь не имеет купольного креста и стоит заколоченной. Ее толстые стены сохранили в некоторых местах трещины, образовавшие от землетрясений, достаточно часто происходящих на территории Турции и вызывающих панику среди населения.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий