II.1. В Иконии, где Павел возвещал Слово Божие
Церковь Св. Петра в горе Крестовой
Переезд на автобусе из теплой Антальи через заснеженные в марте Таврские горы в сторону Коньи (в древности – Икония; греч. – Иконион) – столицу одноименной провинции в средней части Анатолии – длится более пяти часов.
В утомительной поездке в голову приходят всякие мысли, например, о дорогах в новозаветные времена, по которым из Атталии сначала в Антиохию Писидийскую, а позже — в Иконию направлялись Павел и Варнава. В древности здесь, конечно, не было мощеных дорог и, вероятно, нашим путникам приходилось пользоваться старыми, разбитыми и без покрытия узкими дорогами, проложенными через горы. А если где-то возле городов и были хорошие участки, то они мостились булыжником или специально вытесанными каменными блоками (2, с 252). Вряд ли святые апостолы имели в своем распоряжении колесницу, запряженную лошадьми, или повозку с крупным рогатым скотом и массивными деревянными колесами. Скорее всего, Павел и Варнава шли пешком, а главным средством их передвижения были верблюды кочевников или ослы.
При приближении к месту назначения в сознании автора этих строк город Икония, обладающий древней историей, ассоциировался со словом «икона». Однако православных паломников в этом современном мусульманском мегаполисе ожидает некоторое разочарование. Во-первых, в открытом всем ветрам городе, расположенном на бескрайнем Центрально-Анатолийском плато, в середине марта еще прохладно и не цветет абрикосовое дерево. Во-вторых, за исключением построенной в 1910 году католической церкви в честь святого апостола Павла на улице Mimar Muzaffer Cad.32, не имеется сегодня каких-либо христианских памятников или даже оставшихся от них развалин. Множество архитектурных строений, исторических и культурных ценностей относится в основном к различным периодам эпохи сельджуков, поэтому сам город Конья как родина мистического суфизма интересен только тем специалистам, кто изучает или начинает знакомиться с исламом.
В центре городе повсюду можно видеть много приезжих мусульман, которых привлекает здесь местный Музей Мевлана, где находятся гробница выдающегося персидского поэта-суфия Мевланы Джалал ад-Дин Мухамада Руми (известного обычно как Руми или Мевляна (1207 — 1273), якобы благосклонно относившегося к христианским монастырям, и множество исламских экспонатов, старинных Коранов, ваз, ковров, музыкальных инструментов, предметов быта первых дервишей. В городе некоторое время жил и персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог Омар Хайям (1048—1131), знаменитый во всём мире своими четверостишиями «рубаи».
На улицах Коньи хочется отвести взгляд от остроконечных минаретов и разноцветных мечетей и мысленно погрузиться в прошлое, чтобы совершить воображаемое путешествие по новозаветной Иконии. Город и в древние времена располагался на плодоносной равнине, откуда хорошо просматривались невысокие горные цепи — отроги писидийско-киликийского Тавра. Историки по-разному трактуют принадлежность этого города к тем или иным провинциям Малой Азии. У одних авторов встречаешь, что в те времена, когда в Иконии проповедовал апостол Павел, город входил в римскую провинцию Галатия (2, с. 262), a у других — Ликаонию (Лиаконию). Ликаония располагалась к западу от Каппадокии и к югу от центральной пустыни. С 25-гo года до РХ эта земля вошла в состав римской провинции Галатия и ее столицей первоначально был город Икония или Икониум. Ликаонское наречие (Деян 14:11), предполагают филологи, было некоторой ветвью древне-ассирийского наречия, а, может быть, и „ломаным греческим языком“. Галатия же получила свое название от народа кельтского племени – галлов. Около 280 года до РХ они вторглись в Малую Азию, где смешались с коренным населением и получили название «галатов» или «галлогреков». Они имели долгое время самостоятельность, но после 26-го года до РХ все изменилось: Галатия стала зависимой от Рима областью. Евангелие проповедовалось в ней Павлом незадолго до его первого путешествия в Европу. Некоторые из посещаемых Павлом городов были расположены как раз в южной части Галатии – Антиохия Писидийская, Листра и, возможно, Дервия (2, с. 257). К первым христианам этих городов, по-видимому, и было адресовано послание Павла к Галатам. Галатия была также одной из областей, которым было адресовано Первое послание Петра (Там же). После вторичного пребывания (Деян 18: 23) в «стране Галатийской» Павел позднее послал к ним своего друга по римской тюрьме Крискента (2 Тим. 4 :10).
В иудейской синагоге Иконии Павел и Варнава «говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов». Однако Павел столкнулся здесь и с ожесточенным неприятием своей проповеди (Деян 13:51; 14:1-6; 19:22; 2 Тим 3:11). Неверуюшие иудеи и язычники воздвигли такое гонение на Павла и Варнаву, что им пришлось уйти от упорствовавших в неверии в Христа жителей города. Однако они не пали духом и, как писал в своем труде «Толкования на деяния святых апостолов» богослов и толкователь Священного Писания — блаженный Феофилакт Болгарский, «учителей гнали, а они радовались: такова сила Евангелия». При следующем посещении Иконии Павел поставил там пресвитеров (Деян 14: 21-23). В сносках к «Житиям Святых. Месяц сентябрь» у святителя Дмитрия Ростовского (1651 -1709) со ссылкой на «Церковную историю» ( книга 7-я, глава 6-я) Евсевия Кесарийского (ок. 263—340) можно встретить упоминание о том, что позже в Иконии как «главном городе Ликаонской епархии проходил собор по вопросу о крещении еретиков».
Античный город Икония связан с именами многих христианских святых. Легендарной его жительницей является святая первомученица и равноапостольная Фекла (30-е годы I века— II век). Память этой святой совершается в Православной Церквии 24 сентября / 7 октября, в Католической Церкви — 23 сентября.
Единственным источником сведений о жизни Фёклы является апокриф под названием «Деяния Павла и Фёклы». Святая дева родилась в знатной семье и выделялась своей красотой. Услышав в городе проповедь Павла о Спасителе, 18-летняя Фекла, уже обрученная знатному юноше, возлюбила Господа и решила не вступать в брак и посвятить свою жизнь Богу. Родители Феклы не смогли принудить дочь к замужеству. Ее обручник пожаловался на Павла правителю города, который заключил апостола в темницу. Примечательно, что в апокрифе «Деяния Павла и Феклы» можно прочитать несколько строк о портрете пребывавшего в Иконии Павла: «…И увидел он Павла шествующего, мужа низкорослого, лысого, с ногами кривыми, с осанкою достойною, с бровями сросшимися, с носом немного выступающим, полного милости; и то являлся Павел как человек, то ангела имел обличье» (См.:11).
…Фекла ночью тайно убежала из дома, подкупила тюремных стражей и проникла к узнику в темницу. Три дня она сидела у ног Павла, внимая его отеческим наставлениям. Пропавшую Феклу вскоре обнаружили и насильно привели домой. Суд приговорил Павла к изгнанию из города. Мать Феклы не смогла более влиять на дочь и в исступлении потребовала от судьи смертного приговора непокорной дочери. Фекла, приговоренная к сожжению, взошла на костер, но его пламя не коснулось ее. Неожиданный с небес ливень погасил костер. Мучители в страхе разбежались. Фекла, хранимая Господом, покинула город и с помощью одного юноши-христианина отыскала Павла, cкрывавшегося со спутниками в пещере недалеко от города. Вместе с ними Фекла прошла с проповедью Евангелия до Антиохии Сирийской. Здесь она подверглась преследованиям некоего сановника Александра, пленившегося ее красотой. По благословению апостола Павла, Фекла поселилась в пустынных окрестностях Селевкии ( по другим данным – около селения Маалулы в 55 километрах к северо-востоку от Дамаска) и прожила там долгие годы, проповедуя Слово Божие и исцеляя больных молитвой. Когда Фекла была уже 90-летней старицей, на нее ополчились языческие волхвы за то, что она безмездно лечила больных. Из зависти к Фекле они подослали к ней наемников, но расступившаяся гора навсегда сокрыла ее. Часть мощей святой Фёклы находится на острове Кипр.
В III-м веке в Иконии жила святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, день памяти которой православные отмечают 28 октября.
В богатой и благочестивой семье, где выросла Параскева, особенно почитали день страданий Господних — пятницу, поэтому и родившуюся в этот день дочь назвали Параскевою, что в переводе с греческого и означает — Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. За исповедание христианской веры озлобившиеся язычники подвергли ее страшным мучениям и отсекли ей голову.
Уроженцем Иконии был и святой мученик Маркиан († 258; день памяти — 13 июля), еще в молодом возрасте своей проповедью обративший ко Христу многих язычников. Идолопоклонники подвергли его телесному наказанию, а затем послали его в Каппадокию — к другому суровому правителю. Здесь в страданиях Маркиан оставался непоколебимым в своей верности Христу, за что его казнили, отрубив голову.
Здесь проповедовал святой Амфилохий, епископ Иконийский (около 340 — после 394 года), современник и друг великих вселенских учителей — святого Василия Великого и Григория Богослова. Он был родом из Кесарии Каппадокийской, что неподалеку от Иконии. С 374 года он стал епископом Иконии и первым митрополитом провинции Ликаония. В 376 году на соборе в Иконии защищал учение о Божественной природе Святого Духа, а в 381 году присутствовал на Втором Вселенском соборе, в 390 году председательствовал на соборе в памфилийском городе Сида. Память святого Амфилофия отмечается 23 ноября / 6 декабря.
В Иконии при императоре Аврелиане пострадали за Христа святой преподобномученик Конон и его 12-летний сын, носивший то же имя ( день их памяти — 29 мая). В городе молились святые мученики Иулита и ее сын-отрок Кирик, которые в годы гонений христиан при Диоклетиане (284 — 305) ушли в города Селевкию и Тарс. Там около 305 года они были представлены на суд правителя Александра и мученически пострадали за Христа. По преданию, их cвятые мощи были вынуты из земли нетленными, исполненными благоухания и подающими больным исцеления.
В Иконии жил преподобный Харитон Исповедник († ок. 350 года), которого в исповедническом подвиге укреплял благодатный пример уроженки его родного города — святой Феклы. В восьми километрах к северо-западу от Коньи между селениями Ak Yokus и Sille (1, c.42) сохранился построенный в 274 году в скалах монастырь святого Харитона. В IX столетии в монастыре появился святой источник, тогда же вырубили новую церковь и часовню (там же). По преданию, поэт-суфий Мевляна был свидетелем некоего чуда, произошедшего в монастыре, называемом теперь на турецком языке «AkMonastir» («Белый монастырь»).
Сведения о святом Харитоне, память которого в Православной и Католической Церквах совершается 28 сентября, известны из различных вариантов его жития. В своём родном городе он пострадал во время гонений на христиан при императоре Аврелиане (270—275). После длительных мучений Харитона заключили в темницу, откуда он был освобождён в правление императора Тацита. Получив свободу, он отправился в паломничество на Святую Землю, где основав несколько монастырей, скончался в глубокой старости и был погребен в Фаранской обители.
Недалеко от Коньи находится ныне турецкая деревня Siyata ( в прошлом – Силле/Sille), где более восьми столетий, до 1922 года совместно с турецким населением проживали и православные греки. По сохранившемуся преданию, причиной бывшего мирного сосуществования греков и турков был завет самого Мевляны, посетившего однажды христианский монастырь святого Харитона. Греки из Силле молились в основанной, по преданию, в 327 году церкви, посвященной равноапостольной царице Елене. Здание этой церкви, несколько раз в XIX веке перестроенное и отреставрированное, сохранилось до наших дней, но на входных ее дверях уже много лет висит замок.
Церковь святой равноапостольной царицы Елены
После 1924 все греческое население покинуло деревню, и в настоящее время церковь не имеет купольного креста и стоит заколоченной. Ее толстые стены сохранили в некоторых местах трещины, образовавшие от землетрясений, достаточно часто происходящих на территории Турции и вызывающих панику среди населения.