Краткая история протестантизма

Библия

Архимандрит Амвросий (Юрасов)

Слово Божие устами святого апостола Павла учит, что Церковь есть “столп и утверждение истины” (1 Тим. 3,15). Эти слова говорят о великом достоинстве и святости Церкви Христовой. Но ещё большая слава и сила Церкви раскрывается перед нашим духовным взором, когда мы слышим обетование Христа, что “врата ада не одолеют её” (Мф. 16,18). Божественное откровение, свидетельствуя о несокрушимой силе Христовой Церкви, в то же время предостерегает и о тех опасностях, которые могут постигнуть тех, кто приступает к вере христианской. Апостол Павел говорит: “Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси” (2 Пет. 2,1).

Непонимание между членами Церкви возникало ещё в апостольские времена: едва вышли на проповедь апостолы, едва основали первые общины христиан, как внутри их стали появляться учения, противные духу истинной веры.

Апостол Павел пишет ефесянам: “...я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью, и долготерпением, снисходя друг ко другу любовию, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова”. (Еф. 4,1-7).

Однако не все христиане оказались способными к смиренному пониманию даров Божиих, не все смогли сохранить мирный единый дух. От Церкви стали откалываться еретические группы, проповедовавшие учение, отличное от апостольского. Разногласия между отдельными Поместными Церквами превратились со временем в принципиальные споры между Константинополем и Римом, как главами Церквей – Восточной и Западной.

В XI веке Римская Церковь в лице папы Льва IX в решительной форме поставила условием церковного единства беспрекословное повиновение всех Поместных Церквей Церкви Римской. Церковь, не подчиняющуюся Риму, папа Лев IX назвал “синагогой сатаны”. В 1054 году папские легаты (дипломатический представитель. – Ред.) с письмом Папы, содержащим это заявление, прибыли в Константинополь и предали анафеме православных. Произошло полное официальное разделение Церкви.

Западная Церковь в своей практике во многом исказила христианские истины. Вне Вселенских Соборов был признан догмат об исхождении Духа Святаго и от Сына. В 1215 году на Латеранском соборе мирянам было запрещено чтение Библии и причащение Святой Кровию. Власть папы стала простираться на все области общественной жизни, он стал считаться наместником Бога на земле. Было составлено учение о “сверхдолжных делах”, “сокровищнице святых”, чистилище. На основании этого учения возникло утверждение, что папа может своею властью сокращать время пребывания в чистилище и отпускать грехи, имея в своём распоряжении сокровищницу сверхдолжных дел, совершённых святыми. Появились индульгенции (грамота об отпущении грехов, выдаваемая Римско-Католической Церковью от имени Папы Римского. – Ред.).

Русский историк В. В. Бауэр так описывает состояние католической Церкви к концу XV века: “Порча была в то время всеобщая в иерархии, и сам папа и его правительство подавали пример распутства, корыстолюбия и земных стремлений. Поставив целью всех своих побуждений, всей своей деятельности одни земные интересы, одну заботу об увеличении церковной территории и о приобретении для своих родных независимых земельных угодий и даже целых государств, папы, естественно, должны были вмешаться в политику, оставив совершенно в стороне духовное своё назначение и, главным образом, заботясь о деньгах, без которых, конечно, ничего нельзя было достичь в политическом отношении” (В. В. Бауэр. Лекции по новой истории, СПБ. 1886, т. 1, стр. 59–62, 64).

Такое положение в католической Церкви и привело к зарождению на Западе реформационного движения. Оно особенно усилилось в XV веке. Яркими представителями его были предшественники Лютера: Виклеф (Англия, XIV в.), Гус (Чехия, XV в.) и Савонарола (Италия, XV в.), высказывавшие уже совершенно протестантские идеи.

Днём рождения протестантизма считается 31 октября 1517 года, когда монах и преподаватель Виттенбергского университета Мартин Лютер открыто выступил с 95-ю тезисами, содержавшими осуждение Римско-Католической Церкви. Поводом для этого выступления послужила продажа одним доминиканским монахом индульгенций: в высшей степени циничная форма, в которой это делалось, глубоко возмутила Лютера. По учению Лютера единственным источником вероучения является Священное Писание; Священное Предание, Соборный опыт Церкви, как и Церковная иерархия, не признаются; из семи таинств принимаются только два – крещение и причащение, вводится понятие об оправдании верой, но не делами. Лютер, обвинивший папу в насаждении учения, противного Священному Писанию, в 1520 году был отлучён от Церкви. Но движение в пользу церковных реформ уже началось. Критика Лютером взглядов Ватикана на Церковь, веру и покаяние нашла широкую поддержку среди священства, студенчества и высшего сословия Германии и из Германии перекинулась в другие страны.

Жан Кальвин, занимаясь богословием, сразу откликнулся на идеи реформации, проникшие во Францию, и поначалу воспринял их как умеренные реформы в духе гуманизма. Годом своего полного обращения к протестантизму Кальвин называет 1534 год, когда во Франции начались преследования протестантов за антипапские выступления; в числе эмигрировавших в Швейцарию оказался и Кальвин. Здесь он пишет своё главное богословское сочинение “Наставления в христианской вере”, в котором пытается систематизировать протестантское учение. Познакомившись с учением Лютера, Кальвин принимает деятельное участие в германском реформаторстве, но затем дополняет его теоретические положения элементами иудаизма и учениями о безусловном предопределении и о евхаристии. Лютеранство и кальвинизм, принадлежа к одному протестантскому течению, по-разному смотрят и на церковную обрядность – в реформаторских церквях уже нет не только алтаря, престола, но даже распятия, признанного лютеранами. Кальвинизм, распространившийся в Голландии, Франции, Северной Америке и Англии, своё наиболее крайнее выражение получил в Шотландии. Здесь пресвитерианство, опираясь на учение Кальвина, упразднило литургию, отказалось даже от чтения молитвы “Отче наш”, благословлённой Господом.

В русле протестантизма выделяется и третье течение – англиканство.

Реформационное движение в Англии началось в XVI веке при короле Генрихе VIII, но оно не носило ещё глубокого характера и свелось лишь к разрыву с папским Римом. В период правления его сына Эдуарда VI были проведены более существенные изменения в пользу протестантизма: реформировано богослужение, запрещено почитание икон, святых мощей, отменено освящение воды и использование колоколов, издано новое исповедание веры. При королеве Марии Стюарт наметился возврат к католицизму, но пришедшая к власти Елизавета, продолжая дело Генриха VIII, встала на позицию примирения католицизма с протестантизмом. Среди недовольных развилось новое течение за дальнейшее очищение англиканской церкви от католицизма, которое получило название пуританства (от лат. “чистый”). Наиболее решительной группировкой среди этого течения были сепаратисты или, позднее, индепенденты (от англ. “независимый”). До сего дня в англиканской церкви нет ясного вероучения, в нём объединены лютеранские, католические и православные догматы. Кроме названных, в англиканском вероисповедании сохранились следующие положения протестантизма: учение о первородном грехе, об оправдании верой, учение о таинствах (крещении, покаянии, причащении) и о погрешимости вселенских соборов.

С того времени протестантизм успел прочно обосноваться и пустить корни по всему миру. От этого дерева то и дело появлялись новые побеги, давшие жизнь многочисленным направлениям протестантского толка: баптисты (I пол. XVII в.), квакеры (I пол. XVII в.), методисты (I пол. XVIII в.), адвентисты (нач. XIX в.), “Свидетели Иеговы” (II пол. XIX в.) и др.

Каждое из этих направлений имеет свои особенности, например, баптизм придаёт преимущественное значение крещению погружением; адвентизм возглашает о грядущем тысячелетнем Царствии Христа; пятидесятники проповедуют глоссолалии (от греч. glossa – язык и lalia – болтовня, пустословие – Ред.); “Свидетели Иеговы” строят своё учение на многих положениях иудаизма...

При всей специфике этих вероучений их нетрудно объединить, взяв за основу то, что пришло из протестантизма – крайний индивидуализм и субъективизм в толковании Священного Писания. Эта свобода, отрицающая многовековой опыт изучения Слова Божиего, отсутствие преемственной связи с апостольской Церковью привели к ряду общих для названных конфессий положений, которые могут быть сведены к следующим:
1) единственный источник вероучения – Библия, при полном отрицании Священного Предания;
2) непризнание церковной иерархии, спасение только личной верой;
3) уничтожение поклонения Деве Богородице, Кресту, иконам, святым мощам;
4) отказ от поста, монашества, таинств, при сохранении некоторых из них, преимущественно крещения и причащения как обрядов, необходимых для сознательного вероисповедания.

Мы с полным правом можем назвать все эти направления, официально не принявшие лютеранство и кальвинизм, протестантизмом, потому что и историческое их происхождение и догматическое родство с учением Лютера и Кальвина очевидны. Мы с полным основанием можем назвать каждую из этих конфессий сектой, т.е. оппозиционным учением.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий