Краткая история Русской Зарубежной Церкви (1920—1964)

Русская Зарубежная Церковь есть часть Русской Церкви, находящаяся вне границ Российского государства и в настоящее время возглавляемая Первоиерархом и Архиерейским Синодом, избранным Собором Епископов Русского Зарубежья.

† Иоанн, Архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский

Русская Церковь имеет свою Заграничную часть уже около двух веков. Проповедь христианства языческим племенам Азии повлекла создание Миссий, сделавшихся с течением времени епархиями, в Китае и Японии.

Продолжением проповеди в Азии, явилось распространение православия среди языческого населения на Алеутских островах и на Аляске, и создание Миссий для Северной Америки, и затем епархии. В Западной Европе, начиная с 18-го века устроялись церкви, сначала при Российских посольствах, а затем и отдельно от них в местах посещаемых русскими при поездках заграницу. Все те церкви считались состоящими в епархии Митрополита Петроградского и в последнее перед революцией время находились в непосредственном заведовании его викария, епископа Кронштадтского. Никто из Восточных Патриархов, авторитет коих высоко чтился русским народом, как и никто из других глав Православных Церквей, никогда не возражал против такого распространения Русской Церкви.

Если по церковным канонам тридцатилетняя давность достаточна, чтобы храм или место считались принадлежащими той епархии, которая в течение тех лет владела ими, то тем более нужно признать бесспорным за Русскою Церковью право на те места, которые в течение многих десятков лет окормлялись Ею. С уверенностью можно сказать, что этот вопрос никогда не был бы поднят, если бы Российская Империя, а с нею и Русская Церковь оставались в прежней силе и славе и не стряслось с ними бедствие.

После крушения монархии, Русская Церковь продолжала внутри и вне России пользоваться прежними правами. Но так продолжалось недолго. Вскоре началось ее гонение. Коммунистическое правительство, пришедшее к власти, поставило себе целью искоренение всякой религии, которая по марксистскому учению является предрассудком и суеверием. Главный удар был направлен на Православную Церковь, к которой принадлежало подавляющее большинство русского народа и которая вдохновляла его в течение веков с самого крещения. Начались закрытия церквей, преследования и убийства священнослужителей, перешедшие затем в систематическую борьбу с Церковью с целью ее уничтожения.

Предвидя возможность лишения свободы Высшей власти Русской Церкви и невозможность для отдельных частей Русской Церкви сноситься с нею, возглавлявший ее тогда Патриарх Тихон отдал и распоряжение, чтобы в частях отделенных от Центрального Управления, создавались временные Церковные Управления под главенством старейшего из иерархов находящихся там. В то время уже были созданы Церковные Управления в местах, не имевших сношения с Москвой во время гражданской войны внутри самой России (на Юге России и в Сербии). Когда же последовал Великий Исход русских из своего Отечества, после поражения войск боровшихся с коммунистической властью, тогда оказалось заграницей и Высшее Церковное Управление Юга России, возглавленное известным всему православному миру Митрополитом Антонием (Храповицким).

Прибывшие в Константинополь иерархи немедленно обратились к местоблюстителю Вселенского престола блаж. памяти Митрополиту Прусскому Дорофею с просьбой разрешить им продолжать окормлять свою русскую паству. Разрешение было им дано актом от 29 декабря 1920 года. В начале следующего, 1921 года, по приглашению Сербского Патриарха Димитрия, Митрополит Антоний переехал в Сербию и туда же перешло Высшее Управление Русской Церкви Заграницей. Вокруг него объединились тогда все русские архиереи Русской Церкви, все части Русской Церкви вне границ Российского государства. Церкви, находившиеся в ведении викария Петроградского Митрополита, Временным Высшим Церковным Управлением были поручены Архиепископу Евлогию. Это назначение было утверждено затем Патриархом Тихоном. Духовные Миссии на Дальнем Востоке (Китай и Япония), а также епископы переселившиеся из России в Маньчжурию, признали себя подчиненными образовавшемуся Церковному Управлению Заграницей. Согласно желанию Патриарха Тихона, тем же Управлением в Америку был назначен один из епископов прибывших с юга России в Константинополь (Митрополит Платон). Также подчинились Высшему Церковному управлению наша Духовная Миссия в Иерусалиме, и протопресвитер в Аргентине.

Высшее Церковное Управление, зародившееся на Юге России, в областях, тогда свободных от советской власти, соответствовавшее позднейшему указу Патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 года, подтвержденное Местоблюстителем Вселенского Престола Митрополитом Дорофеем и братски принятое Патриархом Сербским Димитрием, стало действительно Высшей Церковной властью для всех русских церквей находившихся вне границ России.

Высшее Церковное Управление, в которое вначале, кроме епископов, входили также представители клира и мирян, признавало своим верховным Кириерархом Патриарха Московского Тихона и свое вынужденное отделение от него рассматривало как временное и считало себя ответственным перед будущим Собором Всероссийским по освобождении России от безбожной власти. Патриарх Московской Тихон признавал назначения, сделанные Высшим Церковным Управлением Заграницей. Даже давал ему указания, например, о назначении Епархиальным Архиереем Северной Америки Митрополита Платона, о производстве ревизии посвященного в Белграде настоятелем церкви в Копенгагене епископа Антония.

В ноябре 1921 года в Сремских Карловцах, в Югославии, состоялся Первый Заграничный Собор, в котором кроме 24 епископов приняли участие представители клира и мирян.

Являясь, таким образом, голосом всех русских смогших уйти из под советской власти, Собор счел себя обязанным высказаться о положении в России, где томилось под гнетом той власти все остальное население России. Собор обратился к Генуэзской конференции с просьбой не поддерживать большевистскую власть и помочь русскому народу освободиться от нее.
Большевистская власть, усмотрев в этом угрозу для себя, решила оказать давление на находившихся заграницей русских через Церковную власть. Под сильным давлением советского правительства, Патриарх Тихон подписал указ об упразднении Высшего Церковного Управления, поручив Митрополиту Евлогию позаботиться об образовании нового управления. После сего Патриарх Тихон был немедленно арестован. Руководствуясь прежним его распоряжением от 7/20 ноября 1920 года, заграничные архиереи собрались 31-го августа 1922 г. и постановили, закрыть Высшее Церковное Управление, а вместо него избрать Архиерейский Синод. Председателем его избран был как старейший по сану, занимавший старейшую русскую кафедру и являвшийся единственным, кроме патриарха, постоянным членом Российского Синода, Митрополит Киевский Антоний.

Все русские церкви подчинились Архиерейскому Синоду, как раньше Высшему Церковному Управлению, и избранный Архиерейский Синод стал признанной Церковной властью за границей. Архиерейский Синод и Собор продолжали считать себя и подведомственные им церкви неразрывной частью Русской Церкви. По русскому обычаю, во всех русских церквах заграницей возносилось за богослужениями имя Патриарха Тихона, а после него имя возглавителя Церкви заграницей – Митрополита Антония.

Председатель заграничного Архиерейского Синода Митрополит Антоний, после ареста Патриарха Тихона, оставшийся старшим русским иерархом из находившихся на свободе, встал на защиту гонимой Русской Церкви. В своих посланиях к святейшим патриархам и к инославным власть имущим, он разъяснял истинное положение Русской Церкви, часто доходившее до них в извращенном виде. Его обращение к Архиепископу Кентерберийскому имело следствием вмешательство английского правительства в судьбу Патриарха Тихона и он был выпущен из заключения тогда, когда уже назначался суд над ним и составлялся обвинительный акт с целью приговора его к смертной казни.
После кончины Патриарха Тихона, в 1925 году, Русская Заграничная Церковь признала Местоблюстителем Патриаршего Престола Митрополита Крутицкого Петра, однако вскоре он был арестован и сослан советской властью за твердость и нежелание сделать уступки безбожной власти. Церковь в России и в Зарубежьи продолжала считать его своим главой, и имя его возносилось за богослужением во всех храмах. Заместителем стал Митрополит Сергий. К этому времени в среде заграничных русских иерархов возникли некоторые разногласия и Митрополитом Евлогием было сделано обращение к Митрополиту Сергию с просьбой помочь устранить разногласия. Это позволило Митрополиту Сергию высказать свой взгляд на положение заграничной части Русской Церкви.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий