Летопись церковных событий. 1925 год

Продолжение, Начало читать  Здесь

Монах Вениамин (Гомартели)

1925: 30 января, несмотря на протест греческого парламента, патриарх Константинопольский Константин VI, не получив время на сборы, был выслан из страны. 1 февраля он приехал в Салонику. Глава Элладской Церкви разослал протесты главам всех христианских деноминаций в Европе и Америке. Между тем турецкое правительство потребовало выдворения из страны других членов Фанара, также подпадающих под статус репатриантов. (The Greek Orthodox Patriarchate and the Turkish-Greek Relations, 1923—1940 Dr. Bestami Sadi BILGIC)

1925: 4 февр. Турецкий премьер в своей речи в ответ на ноту протеста греч. правительства по поводу изгнания патриарха из страны, заявил, что Турцию не запугать, и патриарший вопрос это внутренний вопрос суверенного государства.

1925: 4 февраля на Соборе Румынской Православной Церкви было решено выбрать патриарха. Законность этого решения была подтверждена Томосом Константинопольского патриарха от 30 июля 1925 года, дарующего Румынской Церкви статус патриархата.

1925: 4 февраля (ст. ст.) митрополит Антоний (Храповицкий) обращается со скорбным посланием к патриарху Константинопольскому Константину VI: “...Вообще история Церкви и, в частности, история Вселенского Патриархата едва ли прежде знала столь грубые нарушения патриархами вселенских канонов и правил общечеловеческой справедливости, на радость еретикам, которые и раньше в официальных бумагах не стеснялись выражать свое надменное презрение Восточной Иерархии, а теперь находят возможным даже не считаться с нею… мы всегда говорим, что четыре Патриарха Востока скорее умрут с голода, чем допустят изменить “едину иоту или едину черту” от закона (Мф. 5, 18) православной веры и Церкви. И только со времени печального “Всеправославного конгресса” у бывшего патриарха Мелетия (давшего такое самозванное наименование собранию 4–6 архиереев и нескольких священников и мирян, без участия в нем трех Восточных Патриархов) — со времени помянутого неправославного конгресса начался тот противоцерковный вандализм, который проектировал многое воспрещенное Церковью со страшными проклятиями, как, например, женатых архиереев, второбрачие клириков, упразднение постов…”

(Епископ Фотий Триадицкий, Роковой шаг по пути к отступлению, О “Всеправославном конгрессе” в Константинополе).

1925: 17 февраля архиепископ Финляндский Серафим (Лукьянов) пишет письмо митрополиту Антонию (Храповицкому):

“Дорогой Владыка

На днях мне удалось получить некоторые точные сведения о церковных делах в России, но эти сведения не могут быть оглашены в печати. Святейший Тихон поправляется после третьего дерзкого покушения на его жизнь, но он сильно ослабел и страшно переутомился. Он часто служит и ежедневно делает приемы. К нему идут со всех концов России. У него заведен такой порядок: он принимает каждый день не более 50 человек, с архиереями говорит не более 10, а с прочими не более 5 минут. Иногда вследствие изнеможения принимает лежа на диване. Он сильно постарел и выглядит глубоким старцем. Около нет ни Синода, ни канцелярии. Письменные распоряжения он избегает делать во избежание осложнений с властями. Он ослабел не только физически, но и волею — стал уступчив более, чем следует, и не имеет твердости. Поэтому против его распоряжений часто восстают архиереи открыто, и тогда он отменяет свои решения.

В Москве скопилось теперь 60 архиереев, назначенных Святейшим на разные епархии, но задерживаемых властями. Эти иерархи — на свободе и без дела и занимаются только тем, что служат по разным церквам и тем питаются, проживая кое-где и кое-как… Святейший Тихон пользуется громадным авторитетом и любовью. Имя патриарха возносить запрещено, в некоторых местах даже преследуют за возношение его имени. Сам он не заставляет возносить своего имени, и теперь большею частью в России молятся так: «О святейших патриархах Константинопольском, Александрийском, Антиохийском и Московском». Вообще патриарх избегает делать письменные распоряжения, так как это опасно.

Очень недовольны в России политическими выступлениями Карловацкого собора, считают, что теперь иерархи должны отмежеваться от всяких политических деяний, так как все это ставят в вину патриарху. К бежавшим вообще отношение отрицательное. Очень ждут Вселенского собора, полагая почему-то, что на нем совершится присоединение англикан и даже латинян. Профессор Дмитриевский собирается даже ехать для этого на Восток. Они надеются на то, что иностранные державы заставят большевиков отпустить на Собор и патриарха, и архиереев. О положении автокефальных церквей и об отношении их к нашей церкви имеют не всегда верное понятие… Вопрос о новом стиле не угас и сторонников его порядочно, особенно ввиду того, что большевики не признают старых праздников и верующие очень стеснены из-за посещения служб. Большевики, кажется, опять хотят сделать на патриарха давление в пользу введения нового стиля.

Вот что сообщено мне из России. За верность и точность сведений ручаться не могу… Здесь у нас идет борьба из-за Пасхи. Монастыри и многие приходы не желают новой Пасхи, а церковные власти не разрешают старой. Положение крайне обостренное и тяжелое. Церковные власти угрожают преследованием тем, кто будет праздновать Пасху по-старому. Белое духовенство боится и не решается праздновать по-старому. Получается страшная вражда между пастырями и паствою и между церковными властями и всеми подчиненными им. Фанариотов Бог наказует за их явные беззакония. Это им полезно. Они добром не хотят вести дела. А Вселенского собора, кажется, не будет. Это и к лучшему. Программа Собора, сочиненная фанариотами, не исполнима. Для этого нужно толковать на Соборе года два подряд.

Прошу святых молитв

любящий архиепископ Серафим”. (ГАРФ. Ф. 6343. On. 1. Д. 264. Л. 125 — 130).

1925: 25 февраля вали (мэр) Константинополя, Сулейман Сами бей, известил Св. Синод, который тогда заседал в Фанаре, что он исходатайствует статус нерепатриантов для членов Синода, если они в свою очередь признают низложение патр. Константина VI и перейдут к выборам нового патриарха.

1925: В марте Англия объявила о. Кипр своей колонией, во главе которой был поставлен английский губернатор.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий