Летопись церковных событий 1926 год

1926: 17 апреля (ст. ст.) митрополит Сергий (Страгородский) пишет письмо митрополиту Агафангелу Ярославскому, в котором пытается доказать незаконность его притязаний на местоблюстительство: “Собор 1917–1918 гг. сделал Святейшему Патриарху поручение, в изъятие из правил, единолично назначить себе преемников или заместителей на случай экстренных обстоятельств. Имена же этих заместителей Патриарх должен был, кроме них, не объявлять, а только сообщить Собору в общих чертах, что поручение исполнено. Я знал о таком поручении Собора Патриарху, но на заседании том не был. Преосвященный же Прилукский Василий подтверждает, что он был и на первом (закрытом) заседании, когда Патриарху было дано поручение, и на втором, когда Патриарх доложил Собору, что поручение исполнено. В силу именно такого чрезвычайного поручения Святейший Патриарх и мог вас назначить своим заместителем грамотой от 3 (16) мая 1922 г. единолично”. О смысле завещания покойного Патриарха митрополит Сергий писал: “…в распоряжении Святейшего нет ни слова о том, чтобы он (Местоблюститель. ред.) принял власть лишь временно, до возвращения старейших кандидатов. Он принял власть законным путем, и, следовательно, может быть ее лишен только на законном основании, т. е. или в случае добровольного отказа, или по суду архиереев” ( Акты. С. 457–458.). В заключение митрополит Сергий просит владыку Агафангела во избежание церковной беды отказаться от претензий на возглавление Церкви.

1926: 22 апреля (ст. ст.) Константинопольский патриарх Василий III пишет послание российскому обновленческому Синоду о том, что Вселенский Собор, намеченный на Троицу 1926 г. на Св. горе Афон, откладывается ввиду необходимости провести сначала Всеправославное предсоборное совещание. (Тульск. Еп. Вед., 1926, № 5).

1926: 22 апреля чекисты привезли митрополита Сергия в ГПУ, и там он составил письменное объяснение своих действий в отношении “григорьевского” ВВЦС для арестованного митр. Петра. Получив это объяснение, митрополит Петр в тот же день отправил своему Заместителю ответное письмо, в котором объявлял об аннулировании полномочий ВВЦС и подтверждал сделанное им ранее назначение митрополита Сергия своим временным Заместителем. Митр. Петр признает ошибочность своего решения передать церковную власть коллегии с участием архиепископа Григория и под письмом ставит подпись: “Кающийся Петр”. Таким образом, претензии ВВЦС были окончательно отвергнуты. (о. Вл. Цыпин, Ист. Русск. Церк.).

1926: 24 апреля вышла в свет Энциклика Греческой Церкви за № 2398 / 2203, в которой говорилось о старостильниках, что “они отделились от Церкви и отсекли себя от Тела Христова, навлекая на себя осуждение и отлучение, не зная или, возможно, забыв, что тот, кто не слушает Церковь – якоже язычник и мытарь (Мф.18:17)… Решения Церкви абсолютно обязательны; тот, кто не подчиняется им, более не принадлежит к ней, он лишен даров божественной благодати; он отделен и отсечен от нее и подлежит вечной муке” (The Struggle… стр. 40–41).

1926: 30 апреля (ст. ст.) митрополит Агафангел и митрополит Сергий встретились в Москве для обсуждения создавшегося положения. Митрополит Агафангел настаивал на передаче ему церковной власти, митрополит Сергий согласился, но просил владыку Агафангела отсрочить вступление в должность Патриаршего Местоблюстителя до освобождения митрополита Петра.

1926: 3 мая (ст. ст.) митрополит Сергий (Страгородский) отказывается от происшедшей 3 дня назад передачи власти митр. Агафангелу и пишет ему письмо, в котором объясняет, что при живом местоблюстителе — митрополите Петре он не может передать власть митрополиту Агафангелу, хотя по завещанию патриарха имя митр. Агафангела стояло до митр. Петра:

“…Митрополит Петр (Полянский) предан лишь гражданскому суду и сохраняет должность за собою… С должностью же Местоблюстителя дело обстоит почти во всем аналогично должности Патриарха… Предъявлять свои права на должность Местоблюстителя, когда она занята законно ее получившим митр. Петром… говоря языком канона, это было бы покушение низвергнуть своего законного главу (первого епископа) и восхитить его права и власть”. (Церк. Вед., 1926, № 9-10).

1926: В мае, в Александрии, при поддержке англиканского духовенства и под давлением английского правительства (это было время британского мандата в Египте), на патриарший престол Александрийской Церкви был возведен б. патриарх Конст-ий Мелетий (Метаксакис). В том-же году патриарх-ветеран переводит Александрийскую Церковь на новый стиль.

1926: 7 мая (ст. ст.) митрополит Агафангел телеграфировал из Ярославля в Нижний митрополиту Сергию, что ждет проект послания о передаче местоблюстительских прав. На это митрополит Сергий в тот же день отвечал тоже телеграммой: “Проверив справку, я убедился в отсутствии Ваших прав. Усердно прошу: воздержитесь от решительного шага” (о. Вл. Цыпин, Ист. Русск. Церк.).

1926: 9 мая (ст. ст.) Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр пишет митрополиту Агафангелу Ярославскому, что он узнал из донесения митр. Сергия о вступлении митр. Агафангела в отправление обязанностей Местоблюстителя и приветствует его по этому поводу. (”Трагедия Русской Церкви 1917—1945″, Лев Регельсон).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий