Летопись церковных событий 1939—1940 год

1939: 2 октября в Варшаву вступили немецкие войска. В результате раздела Польши между Германией и Советским Союзом на польских землях было образовано, так называемое, Генерал-Губернаторство, а Автокефальная Церковь в Польше, возглавляемая митрополитом Дионисием, потеряла Волынскую, Виленскую, Полесскую и большую часть Гродненской епархии, отошедшие к СССР. После разгрома Польши все православное ее население, вошедшее в состав новообразованного Генерал-Губернаторства, сошлось в одном пожелании — как можно скорее ликвидировать незаконно проведенную автокефалию Церкви, причинившую так много вреда Православной Церкви в Польском Государстве. Православная Церковь той части оккупированной Польши, которая была под оккупацией СССР, вошла в каноническое подчинение Московской Патриархии. В части, которая отошла к Германии, возникло движение за присоединение к Берлинской епархии Архиепископа Берлинского и Германского Серафима (Ляде), подчинявшегося Синоду РПЦЗ. Представители самых разнообразных церковно-общественных кругов обратились к архиепископу Серафиму с просьбой прибыть в Варшаву и взять на себя управление Варшавской епархией. (К. Свитич…)

1939: 3 ноября между архиеп. Берлинским Серафимом (Ляде) и еп. Пражским Сергием (викарием митрополита Евлогия) было заключено письменное соглашение о том, что для “парижских” приходов “сохраняются их самостоятельность и внутрицерковная жизнь”, как и их “подчинение митрополиту Евлогию”; они лишь чисто юридически, согласно немецкому закону, входят в состав епархии архиеп. Серафима (РПЦЗ), который поэтому должен иметь доступ к их документации и право, в случае необходимости, предлагать те или иные дисциплинарные меры, поскольку несет ответственность за эти приходы перед немецким Министерством по церковным делам”. ( Назаров М. Миссия русской эмиграции. Том I. М ., 1994, с. 266).

  1939: 10 ноября архиепископ Серафим Берлинский прибыл в Варшаву и был встречен населением города с чувством горячей симпатии. Однако митрополит Дионисий первоначально не пожелал отказаться от автокефалии и от своих прав на управление Варшавской епархией. Наоборот, он предложил архиепископу Серафиму присоединить Германскую епархию к Польской Автокефальной Церкви. Это обстоятельство заставило архиепископа Серафима выехать обратно в Берлин, ограничиваясь обещанием моральной поддержки церковно-общественным кругам Варшавской епархии. Тогда эти круги сами оказали известное давление на митрополита Дионисия и убедили его в том, что ликвидация автокефалии и устранения от управления Церковью его — митрополита является единодушным желанием верующих епархии. (К. Свитич…)

1939: 23 декабря митрополит Дионисий Варшавский отправил письмо архиепископу Берлинскому Серафиму (Ляде), в котором писал: “Распад независимого Польского государства, существованием которого была обусловлена независимость и автокефалия православной Церкви в Польше, лишает Церковь возможности автокефального существования в дальнейшем. Новый государственный порядок, установленный на бывшей польской территории, которая ныне принадлежит к области германских имперских интересов, вызывает необходимость объединения бывшей Автокефальной Православной Церкви в Польше с церковными организациями, которые представляете Вы, Ваше Высокопреосвященство. Вследствие этого я прошу Ваше Высокопреосвященство в ближайшее время прибыть в Варшаву и взять на себя управление этой части бывшей Автокефальной Церкви в Польше, которая вошла в область германских имперских интересов. В связи с вышеизложенными основаниями я сообщаю Вам, что со дня принятия Вами на себя церковного управления отказываюсь от дальнейшего окормления вышеназванной Церкви” (Heyer. Die Orthodox Kirche. S. 162). Отправив это письмо, митрополит Дионисий покинул Варшаву и снова выехал на свою дачу в Отвоцк. Получив от митрополита Дионисия указанное письмо, архиепископ Серафим вторично прибыл в Варшаву и вступил в управление Варшавско-Холмской епархией. Это управление носило скорее характер временного администрирования, так как официальной отмены автокефалии не последовало и митрополит Дионисий по-прежнему почитался Главою Церкви, а имя его возносилось за всеми Богослужениями. (К. Свитич…)

1939—1940: Министерство церковных дел Рейха прилагало усилия к созданию под эгидой РПЦЗ Берлинского Православного Богословского Академического Института, который должен был получить статус “рейхсштифтунга” — финансируемого государством образовательного учреждения. Проект не состоялся, потому что возглавление Германской епархии не захотело воспитывать в Институте “симпатизирующих рейху молодых православных священников”. (Никитин А.К. стр. 327).

  1939: На престол Румынской патриархии избирается патриарх Никодим (Мунтеану). Род. в 1864 г. в Молдавии. Выпусник Киевской Дух. академии. В 1912 г. был хиротонисан во епископа, в 1935 г. стал митрополитом Молдавским.

1939: 30 ноября началась короткая, но кровопролитная советско-финская война, в результате которой погибло 250 000 русских воинов.

1940: 6 февраля (ст. ст.) во французском местечке Limmerais, на Луаре, близ города Amboise скончался архиепископ Полтавский Феофан (Быстров).

1940: В феврале во результате советско-финской войны Валаамский монастырь подвергся бомбежке. Монастырь чудом остался цел, в одном из налетов участвовало 70 бомбандировщиков. Перед тем как монастырь заняли советские войска, братия эвакуировалась в Финляндию. Были вывезены ризница, чудотворные иконы, большая часть библиотеки (около 20 тысяч томов), архив. Недалеко от Паппиниеми на берегу озера была основана обитель, позднее получившая название “Новый Валаам”. В 1940 году на Валааме была устроена школа для юнг и боцманов. При наступлении немцев в 1941 г. часть братии вернулась, но в 1944 г. уже покинули его навсегда.

1940: 21 марта немецкий генерал-губернатор Польши Франк издал статут о временном церковном управлении в Люблинском округе, первый параграф которого гласил, что православные священники округа находятся в ведении православного архиепископа Берлинского и всей Германии как местоблюстителя Автокефальной Православной Церкви в генерал-губернаторстве. Архиеп. (впоследствии митр.) Серафимом (Ляде) был произведен целый ряд мероприятий направленных к упорядочению канонической структуры Церкви. Так, он прежде всего отменил новый стиль и запретил духовенству бриться и стричься. Благодаря ходатайству архиепископа Серафима перед немецкими властями, на территории бывшей Польши было восстановлено свыше 75 церквей, отобранных ранее у православных, и восстановлен ликвидированный поляками Турковицкий женский монастырь. Архиепископ Серафим с первых же шагов своей деятельности в Варшаве вошел в тесное общение с церковной общественностью и организовал Св. Владимирское Братство, отделения которого должны были существовать во всех православных приходах. На Холмщине Владыка Серафим восстановил древнее Холмское Рождество-Богородичное Братство. Наконец, было реорганизовано и Церковное Управление: была упразднена Варшавско-Холмская духовная Консистория и вместо нее был создан Епархиальный Совет при Епископе.Однако статут этот действовал недолго. Бежавший в Румынию епископ Гродненский Савва (Советов) обратился с жалобой к Вселенскому Патриарху Вениамину на самоуправство архиепископа Серафима, и патриарх объявил действия архиепископа Серафима, подчинившего своей юрисдикции Автокефальную Церковь в Польше, неканоническими. (К. Свитич…)

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий