Летопись церковных событий 1945 год

1945: На 1-е июня, по подсчетам Совета по делам РПЦ, общее количество действующих храмов МП составляло 10243, в том числе на Украине – 6072, в РФСР – 2297. В том же году еще функционировало 104 монастыря (вместе с 22 закарпатскими), в которых проживало 4632 насельника (М. Шкаровский. Русск. Прав. Церковь и религиозная политика сов. Государства в годы войны).

Святитель Серафим (Соболев) архиепископ Богучарский Святитель Серафим (Соболев) архиепископ Богучарский

1945: 16 июня, проживавший в Болгарии, архиеп. РПЦЗ Серафим (Соболев), б. Богучарский, перешел в Московскую Патриархию.

1945: 24 июня в день парада победителей на Красной площади среди почетных гостей на трибунах у мавзолея В.И. Ленина присутствовал Патриарх Алексий и его ближайшие помощники.

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский

1945: Июль. Свят. Иоанн Шанхайский в своем послании пастве писал: “В конце июля прошлого года мы получили известие, что харбинские иерархи постановили просить Святейшего Патриарха Московского о принятии их в свое ведение. Мы немедленно написали архиепископу Виктору, что, не имея сведений о судьбе Заграничного Синода и не будучи вправе оставаться вне подчинения высшей Церковной власти, мы должны также войти в сношение со Святейшим Патриархом Московским и при отсутствии препятствий подчиниться ему” (Из послания свят. Иоанна Шанхайского от 2 авг. 1946 г.) Тогда же, 31 июля 1945 г., владыка Иоанн писал Начальнику Пекинской Миссии архиеп. Виктору: “…После решения Харбинской епархии и ввиду отсутствия сведений о Заграничном Синоде в течение ряда лет, иное решение нашей епархии сделало бы ее совершенно независимой, автокефальной епархией. Канонических условий для такой независимости не имеется, так как сомнений в законности…признанного Патриарха не имеется.

Отношения с той (московской. — ред.) церковной властью также делаются возможными, так что неприменим Указ от 7 ноября 1920 г. В настоящее время пока нет никаких оснований оставаться на положении самоуправляющейся епархии, нам надлежит поступить как Харбинская епархия. Возношение имени Председателя Заграничного Синода пока должно быть сохранено, так как по 14 прав. Двукратного Поместного Собора нельзя самовольно прекращать поминовение своего митрополита. Возношение же имени Патриарха… необходимо Вашим Указом ввести безотлагательно во всей епархии… В данное время нам не поставлены условия идеологического порядка, послужившие причиной нашего изменения в церковном управлении за границей. Если вновь будут поставлены неприемлемые условия, сохранение теперешнего порядка церковного управления станет задачей той церковной власти, которую удастся создать в зависимости от внешних условий” (Архив ОВЦС МП, д. № 24). Архиепископ Виктор в августе 1945 г. телеграммой просил Патриарха Алексия принять его и святителя Иоанна в свою юрисдикцию. Младщая сестра вл. Виктора, О. В. Кепинг, вспоминала: «В конце 1944 г., еще во время японской оккупации, архиепископ Виктор отправил в Советское посольство в Пекине своего родственника, мужа своей сестры Бориса Михайловича Кепинга, который отнес туда официальный рапорт на имя Патриарха Московского и всея Руси с просьбой о воссоединении с Патриаршей Церковью.» (Кепинг О. В. Последний Начальник Российской Духовной Миссии в Китае — архиепископ Виктор: жизненный путь// Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской Духовной Миссии в Китае. Спб, 1993. С.95).

1945: 16 июля архиепископ Финляндский Герман (Аав) обращается с письмом к патриарху Московскому и всея Руси Алексию, в котором просит патриарха признать его сущим в молитвенном единении с Русской Православной Церковью. Однако молитвенное обращение с Матерью Церковью восстанавливается не сразу. Для канонического обращения необходим был приезд самого архиепископа Германа в Москву, но архиеп. Герман от поездки отказался.

1945: В июле от рук титовских партизан погиб глава Хорватской Прав. Церкви 84-летний митр. Гермоген (Максимов). Когда советские войска приближались к Загребу, митрополит Гермоген, уступая просьбам своей паствы, согласился покинуть город. Но его автомобиль захватили партизаны и митрополита вместе с сопровождающим зверски убили. Согласно другой версии, после освобождения Загреба митр. Гермоген был арестован и осужден вместе с Алоизием Степинацем. Но Степинац получил шестнадцать лет, отсидел два года и вышел на свободу, а митр. Гермоген был казнен вместе с настоятелем Преображенского храма в Загребе. (Усташи против четников, Илья Горячев, НГ-религии 22 августа 2001 г.)

1945: Из Вены митрополит Анастасий со всем Синодом переехал сначала в Карлсбад, а затем, уже по окончании войны, летом 1945 г. — в Мюнхен (Германия), который на время сделался крупным центром русской церковной и общественной жизни. В одном Мюнхене с его ближайшими окрестностями образовалось около 14 приходов и шла весьма интенсивная церковная жизнь с ежедневными богослужениями. Летом того же 1945 г. митрополит Анастасий в Мюнхене, совместно с митрополитом Серафимом (Лядэ), хиротонисал во епископа Киссингенского викария германской епархии, настоятеля Мюнхенского прихода архимандрита Александра (Ловчего). Желая восстановить связь после нарушенного войной единения отдельных частей Русской Зарубежной Церкви с Архиерейским Синодом, митрополит добился разрешения на поездку в Швейцарию, и из Женевы быстро наладил письменные сношения со всеми странами, где находились подведомственные Русской Зарубежной Церкви церковные общины, чем укреплена была пошатнувшаяся было организация РПЦЗ. В Швейцарии митрополит оставался около 7 месяцев и за это время совершил, совместно с прибывшим из Америки епископом Иеронимом, две архиерейские хиротонии — архимандрита Серафима (Иванова) во епископа Сант-Ягского и архимандрита Нафанаила (Львова) во епископа Брюссельского и Западно-Европейского. (Архиеп. Аверкий, Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Анастасия).

1945: 25 августа, находясь в Мюнхене, митр. Анастасий пишет письмо главнокомандующему американскими войсками в Европе ген. Эйзенхауеру: «После семи лет ужасной войны – солнце мира взошло над страждущей землей. Этот мир завоеван героизмом Союзных Войск и мудростью, отвагой и самоотверженной доблестью их вождей. Среди их имён – Ваше имя стоит на первом месте. Эти имена будут благословляться теми народами, которым победа Союзных Войск вернула свободу. С чувством глубокого удовлетворения эта победа была встречена беженцами из разных стран, которые сейчас проживают в Германии… Только одни русские, которых в Германии было больше, чем представителей любой другой нации, были лишены этой радости. Они были принуждены оставаться на чужбине потому, что между ними и их Домом – стена, переступить которую не позволяет им их совесть и здравый смысл… Русские, конечно, любят свою родину не менее, чем французы, бельгийцы или итальянцы любят свою. Русские тоскуют по родине. Если, несмотря на это, они всё же предпочитают оставаться на чужбине, не имея жилища, часто будучи голодными и не имея юридической защиты, то это только по одной причине: они хотят сохранить самую большую драгоценность на этой земле – свободу: свободу совести, свободу слова, право на собственность и личную безопасность.

Многие из них уже состарились и хотели бы умереть на родине, но это невозможно, покуда там господствует власть, которая основана на терроре и подавлении человеческой личности. …Замечателен тот факт, что не только интеллигенция, но и крестьяне и простые рабочие, которые покинули Россию после 1941 года, когда она вступила в войну, и которые были воспитаны в условиях советской жизни – не желают возвращаться в Советскую Россию. Когда пробовали их депортировать силой, они взывали в отчаянии и молили о милосердии. Они даже иногда кончают самоубийством, предпочитая смерть на чужой земле, чем возвращение на родину, где их ожидают одни страдания. Такое трагическое происшествие мело место 12 августа в Кемптене. В этом месте, в лагере Ди-Пи, – большое скопление русских эмигрантов, т.е. людей, которые покинули Россию вскоре после революции, а также бывших советских граждан, которые несколько позднее выразили своё желание остаться заграницей. Когда американские солдаты явились в лагерь с целью разделить этих эмигрантов на две категории и выдать бывших советских граждан в советские руки, то они нашли всех эмигрантов в церкви, горячо молящихся Богу, дабы Он их спас от депортации.

Будучи крайне беззащитными и покинутыми, они считали церковь своим последним и единственным убежищем. Никакого активного сопротивления не было оказано. Люди, стоя на коленях, только молили о помиловании, стараясь, в полном отчаянии, целовать руки и даже ноги офицеров. Невзирая на это, они были силой изгнаны из церкви. Женщин и детей солдаты волокли за волосы и били. Даже священников не оставили в покое. Священники всячески старались защитить свою паству, но безуспешно. Одного из них, старого и уважаемого священника, выволокли за бороду. У другого священника изо рта сочилась кровь, после того как один из солдат, стараясь вырвать из его рук крест, ударил его в лицо. Солдаты, преследуя людей, ворвались в алтарь. Иконостас, который отделяет алтарь от храма, был сломан в двух местах, престол был перевёрнут, несколько икон были брошены на землю. Несколько человек было ранено, двое пытались отравиться; одна женщина, пытаясь спасти своего ребёнка, бросила его в окно, но мужчина, который, на улице подхватил на руки этого ребёнка, был ранен пулей в живот. Можно себе легко представить, какое огромное впечатление произвёл этот случай на всех свидетелей. Особенно он потряс русских, которые никак не ожидали такого обращения со стороны американских солдат.

До сих пор они видели от них лишь помощь и поддержку. Американские власти всегда оказывали уважение и доброжелательство русским церквям и церковным организациям. Надежда на защиту доблестной американской армии и побудила так многих русских стремиться попасть в американскую зону оккупации… Считая трагедию в Кемптене единичным случаем, имевшим место по недоразумению, русские люди твёрдо верят, что ничего подобного никогда больше не повторится. Они надеются, что им, как и раньше, будет оказана благожелательная помощь. Они уверены, что победоносная Американская Армия, Армия страны, которая славится своей любовью к свободе и человечеству, поймёт их желание отстаивать свои наилучшие национальные и религиозные идеалы, ради которых они страдают уже более 25 лет. Мы с радостью отмечаем, что мы, русские эмигранты в Европе, не одиноки в этом отношении. Недавно мы получили сообщение от епископов нашей Церкви в Соединенных Штатах о том, что они не согласились признать новоизбранного патриарха в России. Они считают, что было бы несовместимо с их чувством достоинства и священнической совестью быть в подчинении у учреждения, которое находится под полным контролем Советского правительства, старающегося воспользоваться этим в своих целях. Голос наших собратьев говорит об убеждении их многочисленной паствы в США…

Мы укрепляемся в вере, что стоим на правильном пути, отстаивая свою независимость от Московских церковных и политических властей до времени установления нового порядка в нашей стране, основанного на принципе истинной демократии, т.е. свободы, братства и справедливости. Одержав славную победу вместе со своими союзниками, и раздвинув свои границы, Россия могла бы стать самой счастливой страной, если бы она вернулась к здоровой политической и социальной жизни. Будучи уверенными, что победа вечной правды наконец восторжествует, мы всегда молимся, чтобы настали для неё, – России, – как можно скорее лучшие дни, и чтобы мир и благополучие во всём мире установились бы по прошествии дней войны.

Благословение Господне да будет на Вас.
Ваш покорный слуга
Митрополит Анастасий»
(Прот. А. Кисилев. Облик ген. А. А. Власова. Приложение VI).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий