Летопись церковных событий 1945 год

Цесаревич Алексей, Николай (Гиббс) и другие преподователи в поезде

1945: Архимандрит Николай (Гиббс), бывший преподаватель английского яз. у детей Царя Мученика, последовавший за Царской семьей в Тобольск и Екатеринбург, перешел из РПЦЗ в Московскую Патриархию. Этому переходу способствовали беседы с митрополитом Николаем (Ярушевичем), посетившим тогда Англию. Архиеп. Василий (Кривошеин) вспоминал: “На архимандрита Николая (Гиббса) митрополит Николай произвёл самое сильное впечатление, он ценил его ум и находился под действием его привлекательной личности, хотя по свойству своего крайне подозрительного характера и как «заядлый англичанин» относился к нему с некоторой осторожностью. Его смущали «миротворческие» выступления митрополита Николая с их предельно резкими нападками на Западный мир. Я ему много возражал (и это было моё искреннее убеждение), что всем этим «мирным» выступлениям митрополита Николая не надо придавать никакого значения, так как они вынуждены, и он это делает ради блага Церкви и как бы взамен на те льготы и послабления, которые Сталин в послевоенные годы, несомненно, предоставлял Церкви. Должен признаться, что эти политические выступления митрополита Николая на страницах ЖМП я почти не читал, настолько мне они казались малоинтересными. Но я жалел о том вреде, который они приносили доброму имени Русской Православной Церкви на Западе и среди наших церковных раскольников”. (Воспоминания архиеп. Василия Кривошеина о митр. Николае Ярушевиче).

Архимандрит Дионисий (Шамбо) (Denis (Chambault)) 1945: В этом году у обращенного в Православие французского священника о. Лукиана Шамбо появляется новый помощник – о. Иоанн Петерфальви, они вместе решили положить начало западному православному монашеству по уставу св. Венедикта Нурсийского. О. Лукиан Шамбо постригается с именем Дионисий, а затем постригает по бенедиктинскому чину о. Иоанна, а несколько месяцев спустя – о. Георгия Лямотта. Возникает монашеское братство православных бенедиктинцев, которое утверждается Московской Патриархией в 1945 г., во время приезда в Париж Патриаршей делегации. В 1948 г. архимандрит Дионисий представлял Зап. Европейский эказархат на Всеправославном совещании в Москве и участвовал в комисси обсуждавшей проблемы экуменизма.

Святой новомученник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский

1945: Возвращение в Московскую Патриаршую Церковь группы “непоминающих” во главе с епископом Ковровским Афанасием (Сахаровым). В письме своей духовной дочери, объясняя свое возвращение, владыка Афанасий писал: “Только одно обстоятельство (может оправдать непоминовение. ред.), — если священнослужитель начнет открыто, всенародно с церковного амвона проповедовать ересь, уже осужденную на Вселенских Соборах, — не только дает право, но и обязует каждого и клирика и мирянина, не дожидая соборного суда, прервать всякое общение с таковым проповедником, какой бы высокий пост в Церковной иерархии он ни занимал… Ереси, отцами осужденные, Патриарх Алексий и его сподвижники не проповедуют… никакой законной высшей иерархической властью Патриарх Алексий не осужден, и я не могу, не имею права сказать, что он безблагодатный, и что таинства, совершаемые им и его духовенством, не действительны. Поэтому, когда в 1945 году, будучи в заключении, я и бывшие со мною иереи, не поминавшие Митрополита Сергия, узнали об избрании и настоловании Патриарха Алексия, мы обсудивши создавшееся положение, согласно решили, что так как кроме Патриарха Алексия, признанного всеми Вселенскими Патриархами, теперь нет иного законного первоиерарха русской поместной Церкви, то нам должно возносить на наших молитвах имя Патриарха АЛЕКСИЯ, как Патриарха нашего, что я и делаю неукоснительно с того дня”. (Письмо епископа Афанасия от 9/22 мая 1955 года). Эта группа священнослужителей послала первоиерарху поздравительное письмо с просьбой принять их в общение. Еп. Афанасий написал также окружное послание в катакомбные общины и скиты с призывом «вернуться в лоно» Патриаршей Церкви.

1945: В югославском законе об аграрной реформе для отдельных религиозных общин определено право владения землей в количестве 10 гектаров обрабатываемой площади, а для религиозных объектов культурно-исторического значения это количество составляет 30 гектаров обрабатываемой земли и 30 гектаров леса. Доходы принадлежат религиозным объединениям при значительных налоговых льготах.

Льготами в отношении налогообложения пользуются не только религиозные общины, но и сами служители Церкви. Несмотря на то, что Церковь отделена от государства, последнее прямо или косвенно — освобождением от налогов и путем различных льгот — субсидирует функционирование церковных властей, оказывает помощь в реставрации культурно-исторических памятников, в строительстве религиозных объектов, помогает бедным священникам и церковным школам. (Журнал «Югославия» за 1966 год (июль—август).

1945: На призыв патриарха Алексия вернуться “в ограду” Матери-Церкви, первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Анастасий отвечал, что ее члены “никогда не считали и не считают себя находящимися вне ограды Православной Русской Церкви, ибо никогда не разрывали канонического, молитвенного и духовного единения со своею Матерью-Церковью… Не перестаем благодарить Бога за то, что Он судил нам оставаться свободной частью Русской Церкви. Наш долг хранить эту свободу до тех пор, пока не возвратим Матери Церкви врученный ею нам драгоценный залог. Вполне правомочным судиею между зарубежными епископами и нынешним главою Русской Церкви мог бы быть только свободно и законно созванный и вполне независимый в своих решениях Всероссийский Церковный Собор с участием по возможности всех заграничных и особенно заточенных ныне в России епископов, перед которыми мы готовы дать отчет во всех своих деяниях за время нашего пребывания за рубежом…” (”Православная жизнь” № 6, 1976).

1945: Сразу же после Поместного Собора Московской Патриархии 1945 г. Карпов в отчете правительству докладывал:

“В дальнейшем внешняя деятельность РПЦ направляется Советом в следующих направлениях:

1. Воссоединение с Московской Патриархией русских православных церквей за границей.
2. Установления тесных и дружественных отношений с православными церквями славянских стран.
3. Дальнейшее укрепление связей с главами других автокефальных церквей и влияние в решении международных церковных вопросов” (РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 407. Л. 12).

1945: Согласно Положению, принятому в этом году за подписями Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата и всего епископата Грузинской Церкви, законодательная и высшая судебная власть принадлежит Церковному Собору, который состоит из духовенства и мирян и созывается Католикосом-Патриархом по мере необходимости. Католикос избирается Церковным Собором путем тайного голосования (принятие монашества не обязательно) и дает Собору отчет в управлении. При Католикосе-Патриархе действует Св. Синод, состоящий из правящих епископов и викария Католикоса. Церковной жизнью епархии, подразделяемой на благочиннические округа, руководит епископ. Действующей епархией считается та, в которой служат не менее двух священников. Приходом управляет Приходской Совет, в состав которого входят все члены причта и не менее трех представителей мирян, избранных Приходским Собранием на трехлетний срок. Председателем Приходского Совета является настоятель храма (прот. Василий Заев. Конспект лекций по истории Поместных Прав. Церквей).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий