Летопись церковных событий 1949—1950 год

Монах Вениамин (Гомартели

 Иеросхим. Серафим Вырицкий (Муравьев)

1949: 3 апреля почил о Господе иеросхим. Серафим Вырицкий (Муравьев). Господь обильно наградил иеросхимонаха Серафима разнообразными духовными дарованиями: рассуждения, прозорливости, исцелений, духовного утешения, власти над лукавыми духами, молитвенных созерцаний, предсказаний и пророчеств.

Еще по Александро-Невской Лавре о. Серафим был знаком со многими известными в то время людьми: учеными, врачами, деятелями культуры. Академик И. П. Павлов — отец современной физиологии, часто приходил на исповеди и беседы к иеросхимонаху Серафиму (Муравьеву). В течение многих лет Иван Петрович был почетным старостой двух петроградских храмов: Знаменской церкви на Лиговском проспекте и церкви апостолов Петра и Павла в поселке Колтуши. Иеросхимонаха Серафима почитали выдающийся астроном своего времени, один из основателей Русского астрономического общества, академик Сергей Павлович Глазенап, а также один из создателей современной фармакологической школы, профессор Михаил Иванович Граменицкий. Одним из любимейших воспитанников о. Серафима был известный во всей России профессор-гомеопат Сергей Серапионович Фаворский, которого называли “светилом Петербурга”. Частыми гостями в Вырице были выдающиеся русские ученые, академики с мировыми именами — физик Владимир Александрович Фок, известный своими трудами в области квантовой механики и теории относительности, и биолог Леон Абгарович Орбели, ученик и последователь Ивана Петровича Павлова.

Три дня шел ко гробу праведника нескончаемый людской поток. Все отмечали, что его руки были удивительно мягкими и теплыми, словно у живого. Некоторые ощущали возле гроба благоухание. В первый день после кончины старца исцелилась слепая девочка. Мать подвела ее ко гробу и сказала: “Поцелуй дедушке руку”. Вскоре после этого девочка прозрела.

Преп. Серафим Вырицкий был прославлен в лике святых на Архиерейском Соборе МП в 2000 г.

1949: 11 авг. епископ Леонтий писал митрополиту Анастасию: “Возношу Ваше святое имя и вошел в единение с Сев. -Американской митрополией в конце июня с.г.”. 13 авг. епископ Леонтий Архиерейским Синодом в качестве предупредительной меры пресечения был запрещен в священнослужении. Владыка подчинился, тяжело переживая запрещение от канонической церковной власти, и 7 сентября обратился с прошением к митрополиту Анастасию: “Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и отец. Вняв Вашему отеческому призыву вернуться обратно в Архиерейский Синод, я подал прошение в Сев. -Американскую митрополию о своем выходе из ее юрисдикции, а также порвал связь с о. Константином Изразцовым…

Я вступил в общение с протопр. Константином, надеясь, что этим самым я принесу мир для Церкви Божией. Но ввиду того, что зло спеет на горшее, я предпочел вернуться обратно в Архиерейский Синод… Конечно, мне надо было все терпеть до конца…” На следующий день после этого письма, владыка вернулся к месту своего служения в Парагвай. 14 сент. Архиерейским Синодом запрещение было снято с него. В другом своем письме, написанном осенью того же года Высокопреосвященнейшему Анастасию, владыка Леонтий поясняет причины своего возвращения в лоно РПЦЗ: “Возвращение мое обратно в Архиерейский Синод было также продиктовано мне моей личной совестью, а не какими-либо другими обстоятельствами. Сев. -Американская митрополия и о. Константин ко мне отнеслись хорошо, что доказывают их последние письма ко мне.

Главным побудителем был Ваш призыв и желание, дабы Архиерейский Синод из-за меня не впал в искушение, даже располагая формально канонами, как обвинительным материалом против меня, а также дабы не искушать своих близких (имеется ввиду братия — сост.), на которых вся эта история производит убийственное впечатление”. 22 дек. 1949 г. Архиерейский Синод РПЦЗ постановил: судебное дело Преосвященного Леонтия прекратить, восстановив его во всех иерархических правах; освободить Преосвященного архиеп. Феодосия от управления Парагвайской епархией; Преосвященному Леонтию вновь вступить в управление Парагвайской епархией на правах епархиального архиерея. (А. Псарев, Архиеп. Леонтий Чилийский…)

1949: 25 августа епископ Корчинский Паисий был избран Архиепископом всей Албании.

1949: Сербские коммунисты перевели епископа Варнаву (Настич) Хвостанского в тюрьму в городе Сремская Митровица, вместе с несколькими заключенными, в основном сербской интеллигенцией. Их всех связали проволокой, а епископ Варнава был связан за руку с католическим приходским священником. В Сремской Митровице вагон с заключенными был отцеплен. Когда ночью все заключенные уснули, полиция заперла вагон. Около часу ночи на вагон с заключенными, ожидавшими перевода в местную тюрьму, “случайно” на полной скорости налетел локомотив. Из всех заключенных выжило лишь одиннадцать. Епископ Варнава спасся тем, что от удара вылетел в окно вместе с привязанным к нему священником, который умер на месте. Епископ Варнава при этом сломал обе ноги и руку. Полиция воспрепятствовала людям, находившимся на железнодорожном вокзале, прийти на помощь пострадавшим. Оставшиеся в живых были помещены в больницу Сремской Митровицы. Врачи срочно приступили к операциям, однако через несколько часов офицеры ОЗНА (сербский КГБ) запретил им оказывать медицинскую помощь. (В этот момент епископ Варнава находился на операционном столе, в пятке ему было сделано отверстие для установки металлического стержня.) Врачи напрасно пытались объяснить пагубные последствия такого решения. Офицеры приказали погрузить всех осужденных в кузов грузовика, на голые доски, и отвезти в тюрьму Сремской Митровицы. Везли их на большой скорости, по неровной разбитой дороге, и двое заключенных умерло в пути. Остальных перенесли в тюремную больницу. Через несколько дней их вновь вернули в городскую больницу. Епископ Варнава находился в больнице Сремской Митровицы несколько месяцев, оттуда был переведен в Белград, а затем в белградский монастырь Введения, где оставался прикованным к постели около года. (”Духовный Собеседник” 1 (33) -2 (34) • 2003).

1949: Протоиерй Адриан Рымаренко (впоследствие архиепископ Андрей) приехал в США и основал близ Нью Йорка женский монастырь Ново-Дивеево.

1949: 21 декабря патриарх Алексей I отслужил молебен в Богоявленском патриаршем соборе в день празднования семидесятилетия И. В. Сталина, на молебен о здравии вождя собрались настоятели всех московских храмов, перед началом молебна патриарх сказал след. слово:

“Сегодня наша Страна празднует день рождения и семидесятилетие твоего Вождя, Иосифа Виссариоиовича Сталина.

Со всех концов мира несутся к нему выражения любви, приветствия, благожелания, признание его великих заслуг пред Родиной, пред всем тем нравственно-высоким, что составляет идеал стремлений человечества.

Он — признанный всем миром Вождь не только народов Советского Государства, но и всех трудящихся; он — первый в ряду поборников и защитников мира среди народов, мира во всем мире.

Мне нет нужды, ибо это всем нам хорошо известно, излагать здесь его великие заслуги перед Родиной нашей в деле укрепления ее мощи, в деле её необыкновенного преуспеяния во всех отношениях, во всех отраслях труда; нет надобности напоминать вам и о том, что, благодаря его гениальному руководству, наша славная армия в годину тягчайших испытаний, постигших наше Отечество, когда на него напал сильный и злобный враг, — одержала победу над этим врагом, и Родина наша вышла из горнила испытаний еще более сильной, славной и мощной.

Всякий, кто лично знаком с нашим Вождем, поражается обаянием его личности; он покоряет собеседника своим внимательным отношением ко всякому делу; ласковостью; своей необыкновенной осведомленностью во всяком деле; силой и мудростью слова; быстрым и благоприятным решением каждого представляемого ему дела и вопроса. Мы, церковные люди, должны благодарить его особенно за его участливое отношение к нашим церковным нуждам; всякий церковный вопрос, соприкасающийся с гражданскими сферами, он разрешает в благоприятном для Церкви смысле. Святая Церковь наша имеет в нем верного защитника.

Мы собрались сегодня в великом множестве в храмах наших, чтобы, как это свойственно нам, верующим и церковным людям, молитвою принять участие, в праздновании этого знаменательного для него и для всех нас дня и испросить у Господа ему и в дальнейшем благословение на его великий подвиг служения родному Отечеству и народу и успех во всех его благих начинаниях.

Да даст ему Господь много лет в здравии и. благоденствии стоять у кормила, правления родной Страной, и да процветает Страна наша под его мудрым водительством многая и многая лета на радость и счастье ее народов. Аминь”.

Видимым знаком благодарного чувства русских церковных людей к Вождю нашей страны явился “Приветственный Адрес от духовенства и мирян Русской Православной Церкви”, поднесенный И. В. Сталину за подписью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и всех епархиальных архиереев. Этот Адрес был вложен в ларец художественной работы, на крышке которого, с внутренней стороны, прикреплена золотая пластинка с надписью: “Иосифу Виссарионовичу Сталину в день его семидесятилетия от Русской Православной Церкви”. (ЖМП, №1, 1950 г.).

1949: 20 декабря патриарх-католикос всея Грузии Каллистрат послал поздравительную телеграмму И. В. Сталину:

“В день семидесятилетия Вашего верующие и духовенство Грузинского Католикосата шлем Вам, родной и дорогой Иосиф Виссарионович, горячие и сердечные поздравления и пожелания нерушимого здоровья и долголетней жизни на благо всего человечества. В течение первого семидесятилетия Вашей жизни, неустанною деятельностью я бессмертным творением — Вашей Конституцией, Вы упрочили в сердцах трудящихся всего мира евангельские заветы братства, единения и свободы, что и вызывает несогласие в тех, которые мнит себя путеводителями слепых, светом для находящихся во тьме и наставниками невежд и стараются заглушить проснувшееся в людях сознание высокого своего человеческого достоинства.

Зная твердо, что трудно идти против рожна, уповаем, что в первые же годы второго Вашего семидесятилетия противники истины и справедливости прозрят, придут к Вам и скажут: прав ты, Иосиф премудрый, и справедливы суды твои, научи же нас, как зажить в мире с братьями, сыздавна нами обижаемыми и унижаемыми. Буди, Господи, буди” (ЖМП, №1, 1950 г.).

1949: Скончался глава Элладской Церкви архиепископ Афинский Дамаскин (Папандреу).

1950: В январе греческий старостильный епископ Герман Кикладский был освобожден из тюрьмы и немедленно присоединился к “Флоринскому” Синоду, к которому собирался присоединяться еще в 1944, но из-за неприемлемой для себя официальной энциклики митрополита Хризостома, вышедшей в том же году, оставался в одиночестве до 1950 г. (Иерей Андрей Сиднев…).

1950: 19 января скончался схиархимандрит Лаврентий (Проскура) Черниговский. О. Лаврентий отличался даром прозорливости и даром утешения. День своей кончины он точно предсказал за полгода. В эти полгода он не вкушал хлеба, питаясь понемногу одними овощами. Во время болезни отца Лаврентия каждый день причащали Святых Тайн. Почувствовав приближение смерти, старец благословил одну из монахинь читать благодарственную молитву и, благословив всех, тихо отошел ко Господу. 22 августа 1993 г. на Архиерейском Соборе УПЦ МП он был прославлен в лике святых.

1950: 5-10 февраля в Тиране проходил Поместный Собор Албанской Церкви. На Соборе был выработан новый Устав, в котором указывалось, что выборы духовенства должны проходить с участием мирян. Содержание Устава было составлено в патриотичных тонах: «Наравне с развитием религиозного чувства, — говорится в ст. 4, — Православная Автокефальная Албанская Церковь должна прививать верующим чувства преданности власти народа Народной Республики Албании, а также чувства патриотизма и стремления к укреплению национального единства. Поэтому все священники и сотрудники Церкви должны быть албанскими гражданами, честными, преданными народу и Родине, пользующимися всеми гражданскими правами». Епископату предписывалось Уставом произносить следующую присягу: «Клянусь своей совестью перед Богом, что буду хранить веру и догматы, каноны и Предание Православной Церкви, верность народу Албанской Народной Республики и ее демократическим принципам, предписанным Уставом» (К. Е. Скурат. История Поместных Православных Церквей).

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий