Летопись церковных событий 1949—1950 год

1950: 23 февраля Константинопольский патриарх Афинагор обратился к Московскому патриарху Алексию с пространным посланием, в котором ходатайствовал об оставлении митрополита Дионисия во главе Польской Православной Церкви. В частности он писал: “…Блаженнейший Архиепископ Варшавский и всей Польши и возлюбленный во Христе брат Дионисий уже 25 лет тому назад признан всеми патриаршими и автокефальными Сестрами-Церквами как канонический Глава Польской Православной автокефальной Церкви. Он верно совершал святое свое служение, борясь за сохранение христианской своей паствы в православной вере и добродетели среди окружающих ее различных опасностей и вообще за преуспеяние церковных дел в ней.

Мы верим, — заканчивалось послание патриарха Афинагора, — что, принимая во внимание канонический строй, присоедините и Вы братскую свою любовь к Его Блаженству и приложите с своей стороны все силы, чтобы Его Блаженство мог продолжать плодотворное свое служение в Святейшей Сестре — Польской Церкви, число лет которой равно числу лет его архиепископства”. (К. Свитич…)

1950: 5 марта глава Албанской Православной Церкви архиеп. Паисий выступил перед Всеалбанской конференцией защиты мира в поддержку решения Первого Всемирного Конгресса сторонников мира. Архиепископ Паисий обратился к духовенству Албанской Православной Церкви с воззванием, в котором заявил: “В согласии с великими идеалами любви, братства и мира во всем мире, на которых основана Церковь, мы будем бороться за святое дело освобождения всего человечества от враждебных посягательств на его мирную жизнь. Эта задача должна единодушно осуществляться всеми нашими священнослужителями, как проповедниками мира, обязанными направлять волю паствы к борьбе за мир… Мы проповедуем мир, но мы знаем, что мир не дается даром, поэтому мы благословляем борьбу за окончательную победу над поджигателями войны…” (ЖМП, №8, 1951 г.).

1950: 28 апреля 1950 г. в Прешове состоялся исторический Собор униатского духовенства и мирян, на котором присутствовали 820 делегатов. Собор вынес решение отменить Ужгородскую унию 1649 г. и вернуться к вере своих предков — к Святому Православию. В связи с воссоединением греко-католиков с Православной Церковью значительно увеличилась Восточно-Словацкая (Пряшевская) епархия, и поэтому епархиальное собрание, состоявшееся в Прешове в июле 1950 г., вынесло решение о разделении ее на две: Пряшевскую и Михайловскую. Во епископа Михайловской епархии был хиротонисан бывший греко-католический священник Виктор Михайлович (в монашестве Александр). Таким образом, к середине 1950 г. в Чехословацкой Православной Церкви образовались четыре епархии (К. Е. Скурат. История Поместных Православных Церквей).

1950: 7 мая в Белграде скончался сербский патриарх Гавриил (Дожич). Он был погребен в Белградском кафедральном соборе.

1950: В своем Пасхальном послании глава РПЦЗ, митр. Анастасий, кроме прочего, писал:

«Надо удивляться слепоте тех иностранных писателей и общественных деятелей, которые до сих пор не хотят понять этой, казалось, очевидной истины и стремятся представить русский народ и большевицкую власть, как одно нераздельное целое. Исходя из этого опасного предубеждения, один из фанатиков этой ложной идеи не остановился перед тем, чтобы предложить «излить ад» на Русскую землю, — другими словами, истребить весь русский народ, который он, очевидно, считает пораженным опасной для мира неизцелимой болезнью. Эта мысль об уничтожении русского народа является поистине чудовищной, — столь же жестокой, как и безумной…» (Юбилейный сборник…).

1950: 13 мая скончался основатель “матфеевского” движения старостильников в Греции, митр. Матфей Врисфенский.

1950: 26 мая греческий “флоринский” старостильный Синод выпустил след. энциклику:

“В 1935 году нашего Спасения мы объявили Церковь обновленческих новостильников схизматической; мы повторяем это заявление вновь и следовательно, мы требуем, чтобы применялся Первый Канон Св. Василия Великого, показывающий, что таинства, совершаемые новостильниками — поскольку они раскольники (схизматики) – лишены освящающей благодати.

Следовательно, вы не должны принимать никого из новостильников в лоно нашей Св. Церкви, не совершать таинства над ними до того, как они произнесут исповедание веры, которым они должны осудить нововведение новостильников и объявить свою Церковь раскольнической (схизматической). Те, кто был крещен обновленцами, должны приниматься через помазание Св. Миром Православного происхождения, которого у нас имеется в достаточном количестве.

По этому случаю мы направляем это наше последнее обращение ко всем истинно-православным христианам, отечески приглашая их объединиться с нами. Будущее нашей борьбы за благочестие наших Отцов требует этого и является горячим желанием всех нас. Простирая это приглашение к вам, мы устраняем камни преткновения, за создание которых мы несем ответственность. С этой целью мы отменяем и отказываемся от всего, что было нами написано или сказано с 1937 года по сегодняшний момент в проповедях, заявлениях, публикациях или энцикликах и что было несовместимо или противоречило принципам Восточно-Православной Церкви Христовой и нашей священной борьбе за Православие, как это объявлялось в энциклике Св. Синода 1935 года без каких-либо добавлений или опущений, в том числе и даже такой технической фразы как «потенциально и в действительности»…»

26 мая 1950

+ Хризостом, бывший Флоринсий
+ Герман Кикладский
+ Христофор Христианопольский
+ Поликарп Диавлийский”
(Иерей Андрей Сиднев…)

1950: В июне в возрасте 81 года скончался глава Кипрской Церкви Архиепископ Макарий II.

1950: 2 июля состоялась интронизация нового предстоятеля СПЦ Патриарха Викентия (Проданова). Род. в 1890 г. на севере Сербии в Бачко Петровом Селе. Богословие изучал в Сремских Карловцах. В 1917 г. принял монашество. В 1929 г. поступил на философский факультет Белградского университета. В 1936 г. был хиротонисан во епископа Марчанского. Несмотря на давление со стороны властей ему удалось избежать признания самопровозглашенной Македонской Православной Церкви. Большой заслугой патриарха Викентия является то, что священнослужители и лица, работающие в Церкви, получили право на социальную защиту и медицинское обслуживание. Патриарху Викентию принадлежат заслуги в восстановлении братских связей с Поместными Православными Церквями, ослабнувших за время Второй Мировой войны. При нем была основана газета “Православный миссионер”, которая со временем стала самым многотиражным периодическим изданием СПЦ.

1950: 3 июля на послание патриарха Афинагора последовало ответное послание Московского патриарха Алексия, в котором говорилось:

“…Письмо Вашего Святейшества от 23 февраля с. г. нами получено. Мы усмотрели из него, что недавние события в Польской Православной Церкви Вам полностью неизвестны. Польская Православная-Церковь сама отказалась от неполной автокефалии, которая ей дана была в 1924 г. Константинопольской Церковью, признав ее, по акту воссоединения ее с Русской Православной Церковью и дарования ей автокефалии от 22 июня 1948 г., “неканонической и незаконной”. “И наша Церковь сочла по праву Церкви-Матери согласно канонам, даровать Польской Православной Церкви Автокефалию, с предоставлением ей вытекающего из автокефалии права на полную самостоятельность: в выборе Главы Церкви, во всем внутреннем церковном распорядке, в праве освящения миро и т. д.

Вследствие этого, наша Церковь не считает канонически правильными возможным после дарования автокефалии вмешиваться во внутренние дела Польской Православной Церкви и указывать ей кандидата на пост ее Главы”.

В заключительной части своего ответного послания Патриарх Алексий привел также и выдержки из письма Митрополита Дионисия, от 22 августа 1948 года, на имя Патриарха Алексия, в котором митрополит Дионисий заявлял, что “Сознавая временность и каноническую неполноту автокефалии, дарованной Святейшим Константинопольским Патриархом в 1924 г., я признаю и исповедую святую необходимость благословения великой Матери — Церкви Российской на автокефальное бытие ее юнейшей дщери —Польской Православной Церкви”. (К. Свитич…)

1950: 27 июля на 76-м году жизни скончался глава Американской Митрополии митр. Феофил (Пашковский).

1950: 22 августа был решен вопрос о правовом статусе Китайской Миссии. Указом патриарха Алексея № 1170 архиепископ Пекинский Виктор (Святин) был назначен Патриаршим Экзархом Восточно-Азиатского Экзархата и Начальником 20-й Российской Духовной Миссии в Китае. Резиденция экзарха располагалась в Пекине. Епископ Цицикарский Никандр назначался Заместителем Начальника Миссии с резиденцией в Харбине. В составе Экзархата были учреждены епархии:

Пекинская (храмы в Пекине, Ханькоу, Гонконге), Харбинская, Шанхайская (храмы в Шанхае и прилегающих районах), Тянцзинская (храмы в Тяньцзине и Циндао. До назначения правящего архиерея управлялась экзархом), Синьцзянская (до назначения правящего архиерея оставалась в ведении Московской Патриархии). Тем же указом резиденции и делопроизводства Восточно-Азиатского Экзархата, Российской Духовной Миссии в Китае и Совета Миссии в Шанхае были объединены в Пекине. Совет Миссии был преобразован в Экзарший Совет, ему присвоено было звание Епископского Совета. На одном из заседаний Синода по Китаю в июле 1950 г. было принято решение поставить прот. Феодора во епископа Тяньцзиньского. 23 июля он был пострижен в Троице-Сергиевой Лавре и принял имя Симеона. 27 июля состоялось наречение архимандрита Симеона во епископа Тяньцзиньского, а 30 июля в Богоявленском соборе состоялась его епископская хиротония — ее совершил патриарх Алексий.

Таким образом, поставлением первого епископа-китайца было положено основание для миссионерских трудов по созданию Китайской Православной Церкви. ( Священник Дионисий Поздняев Китайская Православная Церковь на пути к автономии // “Проблемы Дальнего Востока” — 1998. — 4. — С. 125-134 ).

1950: 18 сентября на Архиепископский престол Кипра был избран митрополит Китийский Макариос III. В миру Михалис Христодулу Мускос род. в 1913 г. в деревне Панагия в кипрском округе Пафос. В возрасте 13 лет он был отдан в монастырь. Получил богословское образование в Никосии и Афинах, на юридическом и богословском факультете. В 1938 получил приглашение продолжить обучение в Бостонском университете, где в 1948 он получил уведомление о своём избрании епископом Китиона. В том же году вернулся на Кипр, находившийся под британским владычеством. Вскоре он превратился из малоизвестного монаха в авторитетного и харизматического лидера острова, активно выступавшего за предоставление национальной независимости и объединение с материковой Грецией (Энозис). Возглавив Кипрскую Православную Церковь в суровые годы ее существования, архиепископ Макариос развернул широкую деятельность за свободу Кипра. Он стал этнархом, т.е. de facto национальным предводителем кипрских греков.

1950: 1 октября митр. Анастасий освятил храм в Брюселе в память Царя-мученика Николая II, т.к. Царская Семья еще не была прославлена, то сам престол был посвящен Иову Многострадальному, в день памяти которого родился Государь. Постройка храма длилась 14 лет. В храме находятся многочисленные святыни: частицы Животворящего Креста Господня и мощи многих святых времен Апостольских и более поздних, а также русских святых; большой крест с частицами св. мощей, бывший на кольчуге Св. Александра Невского во время Ледового побоища; его же малый нательный крест со св. мощами. Из числа реликвий Царской Семьи здесь хранятся: крест с найденными в Екатеринбургской шахте иконками и кольцами; Библия Наследника Цесаревича Алексия Николаевича — дар Императрицы с ее надписью; икона Св. Иоанна Крестителя, находившаяся с Царской Семьей в Ипатьевском доме; погон Государя и его шинель-полушубок.

1950: В октябре состоялось открытие Православного Богословского факультета в г. Прешеве, в Чехословакии.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий