Летопись церковных событий 1953—1954 год

Монах Вениамин (Гомартели)

1953: 3 января Св. Синод Болгарской Церкви постановил созвать 8 мая 3-ий Церковно-Народный Собор Болгарской Церкви с целью восстановления патриаршества. Всем главам Поместных Церквей были разосланы уведомления об этом решении и приглашение принять участие в этом Соборе.

1953: 6 января скончался “апостол Южной Америки” протопресвитер Константин Изразцов, настоятель русской православной общины в Буэнос Айресе с 1891 г. До 1917 г. одновременно со священническим служением о. Константин занимал должность секретаря дипломатического отдела российской миссии в Буэнос-Айресе. После революции остался в эмиграции в Аргентине. В 1920 гг. создал “Общество взаимопомощи” для русских эмигрантов. В 1926 г. Синод РПЦЗ назначил его администратором всех русских православных церквей в Южной Америке. Архиерейским Синодом было предложено о. Константину стать первым православным епископом в Аргентине. Митрополит Антоний (Храповицкий) писал о. Константину, что ему, как апостолу православия в Аргентине, подобало бы стать епископом. Но по разным соображениям о. Константин это предложение с благодарностью отклонил. В 1937 году по причине болезни глаз протопресвитер Константин просил Архиерейский Синод освободить его от этого управления, оставив в своем ведении только Аргентину, что и было уважено. За все время о. Константин построил в Южной Америке 16 церквей (в Аргентине, Бразилии, Чили, Парагвае, Уругвае). Содействовал организации вызовов в Южную Америку перемещенным лицам по линии американского Красного Креста. (Свящ. Александр Ивашевич. «Апостол Южной Америки» – протопресвитер Константин Изразцов).

1953: 3 марта греческие “флоринские” старокалендарные Епископы Христофор и Поликарп в очередной раз обратились с покаянным письмом к Синоду Элладской Церкви, и, на основании постановлений Синода от 3.03.1953 г. и 9.03.1953 г. в отношении их были отменены все приговоры церковного суда, а они сами были приняты в сущем сане и получили новые титулы. Христофор стал епископом Кариопольским, а Поликарп — епископом Ставропольским. Что касается митрополита Флоринского Хризостома, то после своей отставки, остаток жизни он провел на покое и скончался спустя три года 20 сентября 1955 года в возрасте 85 лет, не оставив после себя архиереев-преемников. (И. Якимчук. РАСКОЛ В ЭЛЛАДСКОИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XX ВЕКЕ. стр. 161-162).

1953: 5 марта скончался И. В. Сталин. Патриарх Алексей I во время панихиды сказал следующее слово:

“Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные — его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума. Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами — пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.

Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством… Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память”. (ЖМП. 1953, №4, стр. 3).

1953: 7 марта в послании патриарха Алексия Вселенскому патриарху Афинагору о современном тяжелом положении русского монашества на Святой Горе патр. Алексей писал:

“Справедливо ли, что Русская Православная Церковь, в свое время внесшая немалую лепту в развитие и процветание православного монашества Святой Горы, без различия национальности и церковной принадлежности, ныне не имеет возможности осуществлять обычную связь со своими монастырскими учреждениями на Афоне, не имеет возможности пополнить молодыми иноками славные ряды русских ревнителей духа в Уделе Пресвятыя Богородицы, не имеет возможности более почерпать из величайшего собрания духовных сокровищ Афона?” (Положение русского монашества на Святой Горе Афон в ХХ веке. Pravoslavie.Ru).

1953: 8 мая в Болгарии в древней церкви св. Софии был открыт 3-й Церковно-Народный Собор, в котором приняло участие 107 делегатов. Главным вопросом на Соборе был вопрос восстановления Болгарского патриархата. 10 мая из трех кандидатов: митр. Пловдивсого Кирилла, митр. Видинского Неофита и митр. Старой Загоры Климента был выбран патриарх Кирилл (Марков). Род. в 1901 г. в Софии, в 1920 г. окончил Софийскую семинарию, затем Белградский богословский факультет, в 1923 г. принял монашество и был рукоположен в иеродьяконы, в 1925 г. закончил богословский факультет в Черновцах, где защитил докторат, затем изучал философию в Вене и Берлине, в 1929 г. рукоположен в иеромонахи, в 1935 г. был назначен секретарем Синода, в 1936 г. хиротонисан во епископа Стобийского, в 1938 г. стал митрополитом Пловдивским, с этой кафедры он и был выбран в патриархи.

Согласно новому уставу, утвежденному на Соборе, Св. Синод выдвигает трех кандидатов для выборов на Патриаршем избирательном Церковно-Народном Соборе, причем кандидаты должны быть одобрены и правительством. Кандидат в патриархи должен быть хорошо известным в качестве строгого блюстителя православной веры и церковных канонов, пользоваться добрым именем и народа и правительства. Избирается патриарх пожизненно. При этом в Уставе констатируется отделение Церкви от государства . Высшая духовная власть БПЦ принадлежит Св. Синоду, состоящему из всех митрополитов во главе с патриархом. В малый состав Синода (постоянно действующий) входит только 4 митрополита, избираемые сроком на 4 года всеми архиереями Церкви. Законодательная власть принадлежит Церковно-Народному Собору, членами которого являются все служащие архиереи, а также определенное число духовных и светских лиц. Высшая судебная и административная власть осуществляется Синодом, при котором имеется Высший Церковный Совет (ВЦС), заведующий финансовой и хозяйственной стороной деятельности БПЦ. ВЦС при Синоде состоит из двух священнослужителей, двух мирян, как постоянных членов, и двух заместителей, избираемых на 4 года Церковно-Народным Собором, который должен собираться раз в 4 года. Председателем ВЦС является патриарх или его заместитель.(Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. М., Русск. огни, 1994, т. 1).

Новый патриархат был сразу признан Антиохийской, Русской, Грузинской, Польской, Чешской и Румынской Церквами, их представители участвовали в настоловании патр. Кирилла, Александрийская признала в 1954 г., Сербская в 1955 г. Константинопольская в 1961 г., Элладская и Иерусалимская в 1962 г. (Archimandrite Stephan. The Bulgarian Orthodox Church).

1953: В октябре состоялся Архиерейский Собор РПЦЗ, в котором приняло участие 16 архиереев. Открытие его состоялось в Св. Троицком монастыре, а заседания проходили в Новой Коренной Пустыне, в Магопаке (Н.Й.). На Соборе митрополит Анастасий упомянул слова святителя Иоанна (Максимовича): “Архиепископ Иоанн говорит, что мы не сошли с правого пути, указанного нам митр. Антонием. Мы часть Русской Церкви и дышим духом Русской Церкви всех веков. Но из этого опасно делать крайний вывод, что мы единственная Церковь, что на других обращать внимание и с ними считаться не следует. Мы идем правильным путем, а другие с него уклоняются, но нельзя с горделивым чувством пренебрегать другими, ибо всюду есть православные архиереи и иереи. Приводят часто слова Максима Исповедника: аще вся вселенная причастится, азъ единъ не причащуся. Но он говорил: “аще”. А пророку Илии, когда он думал, что один сохраняет веру, Господь открыл, что есть еще 7000 других…” Из протокола того же Собора: “Архиепископ Иоанн напоминает, что было решение Синода о приеме Антония Бартошевича в сане архимандрита, который он получил от Московского Патриарха”. Это сказал Владыка Иоанн после довольно резких анти-МП замечаний владык Леонтия и Аверкия. Последний предложил относиться к МП, как к обновленцам. Там же он делает похожее замечание, в протоколе сказано: “Архиепископ Иоанн вспоминает, что Собором 1938 г. обсуждался вопрос о возможности сослужения с клириками Московской Патриархии и было признано, что вне общения только сам Митрополит Сергий”. И далее после слов Архиеп. Аверкия о “церкви лукавнующих”: “Архиепископ Иоанн возражает, что важно выяснить, кого это касается, всех ли состоящих в этой Церкви? Среди рядовой иерархии есть очень хорошие, а к тем, кто во главе, надо применить строгую проверку” (Протокол Собора № 5 от 3/16 октября 1953 г.).

В определении Собора 27 октября говорится:

“5) Архиерейский Собор определяет, в будущем клириков, бывших в составе духовенства Московской Патриархии, или в случае перехода лиц, получивших рукоположение от иерархии нынешней Московской Патриархии в Зарубежную Церковь, принимать после внимательного рассмотрения каждого отдельного случая, через покаяние, приносимое в церкви перед лицом всего народа и с наложением соответствующей епитимьи.

6) В случае обнаружения принятия сана от иерерхии Московской Патриархии коммунистами с намерением проповедовать в священном сане коммунистические начала безбожия, таковых рукоположение не признавать благодатным и законным”. (Письмо о. Георгия Граббе архиеп. Антонию (Барташевичу) Женевскому от 19 мая 1967 г.).

1953: Архиеп. Иоанн (Максимович) Западно-Европейский рукоположил, с благословения митр. Анастасия, совместно с румынским митр. Виссарионом, беженцем, проживавшим тогда во Франции, новостильного епископа Феофила для румын беженцев. Епископ Феофил возглавил автономную румынскую епархию РПЦЗ и продолжал служить по новостильному календарю.

1953: На смену епископу Вениамину в Японию Американской Митрополией посылается епископ Ириней (Бекиш), буд. первоиерарх Американской Православной Церкви.

1954: В январе к архиеп. Зап. Европейскому Иоанну (Максимовичу) обратились, обращенные из католичества, православные монахи голландцы о. Иаков (Аккевсдеке) буд. епископ Голландский и его сподвижник о. Адриан, с просьбой принять их под свой омофор. Святитель удовлетворил их прошение. Еп. Иаков до 1971 г. пребывал в РПЦЗ, впоследствии перешел в МП. Они продолжали служить на новом стиле.

1954: 27 мая, в Великую Субботу, новый глава Японской Церкви епископ Ириней созвал примирительное собрание прихожан, в результате чего возстановилось общение с некогда отошедшим епископом Николаем (Оно) и его паствой.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий