Летопись церковных событий 1953—1954 год

1954: 7 июля вышло постановление ЦК КПСС: “О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения”. В этом “эпохальном” документе фактически пересматривалась и осуждалась вся прежняя политика в “церковном вопросе”, предлагалось вернуться на довоенный путь “наступления на религиозные пережитки”. Содержались призывы к активной борьбе с ними, к разоблачению “реакционной сущности и вреда религии”. Надо отдать должное В.Молотову, который перед принятием постановления предупредил Н.Хрущева: “Никита, твоя горячность поссорит нас с духовенством и верующими и принесет массу ошибок”. На что последний, “закусив удила”, отвечал: “Будут ошибки — исправим”. Наступление достигло своего пика летом этого же года — преследовались прихожане, разгонялись молящиеся в храмах, закрывались церкви. Все это вызвало сильнейшую негативную реакцию духовенства и мирян. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) писал Патриарху о необходимости срочного созыва Собора епископов для обсуждения тяжелого положения. А на постановление ЦК КПСС он откликнулся яркой проповедью “Не бойся, малое стадо!” Активную борьбу начал митрополит Ленинградский Григорий. На уговоры не отправлять резкое письмо в Совет по делам РПЦ из-за возможности репрессий, он ответил: “Ну что же — придется сложить голову, а я все-таки напишу доклад”. Выступал владыка с острой публичной критикой властей и перед учащимися Духовной академии. Патриарх Алексий тоже не молчал, поддерживая своих архиереев. Негодующие письма шли и от находящегося в Грузии митрополита Николая: “Духовенство и верующие Грузии по-прежнему переживают панику в связи с антирелигиозной пропагандой, ждут физических репрессий и т.д.”. Для подобных опасений имелись основания и у самого митрополита. В эти же месяцы лектор Московского горкома КПСС Владимирцев в своих выступлениях называл его “первым врагом народа”, заявляя, что он “пока нужен нам для заграницы, а в свое время мы его обезвредим” (А. Б. Винников. Оттепель 2943—1960).

1954: 30 июля Священный Синод под председательством патриарха Алексея постановил:

«Ввиду новых государственных и общественных условий жизни в КНР, считать дальнейшее существование Российской Духовной Миссии в Китае не соответствующим этим условиям и упразднить ее, оставив все православные храмы в Китае в ведении Экзархата Московской Патриархии в Восточной Азии» (Рапорт архиепископа Виктора Патриарху № 325 от 27 июля 1954 г.).

1954: В августе в Эванстоне, шт. Иллиной, проходила 2-я Ассамблея Всемирного Совета Церквей, в которой приняли участие православные делегаты, на эту Ассамблею также был приглашен президент США Двайт Эйзенхауер. Во время заседаний впервые с международной платформы коммунизм был подвержен критики с христианской точки зрения. Прот. Георгий Граббе, посланный наблюдателем от РПЦЗ на эту Ассамблею, в письме от 21 авг. так описывал свои впечатления митр. Анастасию: «…Позиция православных делегатов пока никак не выявлена, кроме более или менее удовлетворительного доклада о. Флоровского о том, что церковного единства между православными и прочими не существует. Греки, вопреки тому, что писалось в печати ранее, прислали большую делегацию с 6-ю епископами, в том числе Солунский Митрополит. Митрополит Афинагор выбывает из президиума Совета Церквей, но проф. Аливизатос сказал мне, что греки уверены в том, что у них будет место в Президиуме. Однако, у большой части делегатов есть желание так переизбрать Президиум, чтобы в него вошли представители Церквей, ранее в нем не бывшие. Состав Президиума (6 чел.) одно время хотели свести к одному Председателю, но кажется, сохранят прежнее число. В качестве члена Президиума от православных возможно избрание не епископа, а проф. Малик, Ливанского Посла в Вашингтоне. Здесь друг о. Лазаря (скорей всего речь о архим. Лазаре Мур) Dr. Eapen (Ипен). Я с ним имел длительный разговор. Он еще побудет в Америке и явится к Вашему Высокопреосвященству. Речь Президента здесь не всем понравилась. Некоторые обратили внимание на то, что он ни разу не упомянул Христа и всего лишь раза два помянул Бога, говоря о значении религии…». Православные делегаты в конце заседаний сделали след. заявление: «Мы обязаны заявить о нашем крепком убеждении, что только Святая Православная Церковь сохранила во всей полноте и неприкосновенности веру переданную нам святыми отцами» ( Macris, George P. The Orthodox Church and the Ecumenical Movement During the Period 1920—1969. St. Nectarios Press, 1986. p. 10).

1954: 14 октября архиеп. Симферопольский Лука Войно-Ясенецкий в день Покрова Пресвятой Богородицы сказал след. слово:

“…Знаю я, что большинство из вас очень встревожено внезапным усилением антирелигиозной пропаганды и скорбите вы… Не тревожьтесь, не тревожьтесь! Это вас не касается. Скажите, пожалуйста, помните ли вы слова Христовы из Евангелия Луки: “Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство”. О малом стаде своем Господь наш Иисус Христос не раз говорил. Его малое стадо имело начало в Его апостолах святых. А потом оно все умножалось, умножалось… Атеизм стал распространяться во всех странах, и прежде всего во Франции, позже, гораздо позже, уже в начале восемнадцатого века. Но везде и повсюду, несмотря на успех пропаганды атеизма, сохранилось малое стадо Христово, сохраняется оно и доныне. Вы, вы, все вы, слушающие меня, — это малое стадо. И знайте, и верьте, что малое стадо Христово непобедимо, с ним ничего нельзя поделать, оно ничего не боится, потому что знает и всегда хранит великие слова Христовы: “Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют Ее”. Так что же, если даже врата адовы не одолеют Церкви Его, малое стадо Его, то чего нам смущаться, чего тревожиться, чего скорбеть?! Незачем, незачем! Малое стадо Христово, подлинное стадо Христово неуязвимо ни для какой пропаганды” (Марк Поповский. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга).

1954: 10 ноября было принято постановление ЦК КПСС “Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения”. По ряду пунктов оно было прямо противоположно июльскому, осуждало произвол, наклеивание ярлыков, оскорбление верующих и т.п. Еще через месяц — 11 декабря — Патриарха Алексия пригласил на официальную беседу Г.Маленков. Первоиерарх говорил о необходимости облегчения налогов с духовенства, передачи Церкви всех помещений Троице-Сергиевой Лавры, объединения Советов по делам Русской Церкви и по делам религиозных культов. Патриарху пообещали учесть его просьбы (А. Б. Винников. Оттепель 2943—1960).

1954: 11 ноября румынский митрополит Виссарион (Пиу) вместе с архиеп. Западно-Европейским Иоанном (Максимовичем) и еп. Нафанаилом (Львовым) с благословения Синода РПЦЗ хиротонисали в Париже румынского архим. Феофила (Ионеску) для румынских новостильных приходов. Хиротония состоялась в церкви св. Николая в Версале. Еп. Феофил впоследствии окормлял румынские приходы в Канаде и Америке и входил в состав Св. Синода РПЦЗ, пока не вернулся в Румынский патриархат в 1972 г.

1954: Архиепископ Западно-Европейский Иоанн (Максимович) устанавливает в г. Триесте (Италия) местное почитание Свв. Иуста, Сергия и Фругифера, испросив у католического духовенства разрешение для православных паломников на допуск к поклонению честным мощам этих святых.

1954: Был освобожден из лагеря в Потьме епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), в заключении он провел 21 год.

1955: В феврале Совет Министров СССР принял постановление “Об изменении порядка открытия молитвенных зданий”, которым разрешалось регистрировать церковные общины, ранее действовавшие без оформления соответствующих документов. В результате количество храмов в стране стало расти. Впервые за всю советскую историю Православной Церкви разрешили напечатать Библию, Евангелие, и в 1956 г. они вышли общим тиражом 50 тыс. экземпляров (А. Б. Винников. Оттепель 1943—1960).

1955: 1 апреля на Кипре вспыхнуло восстание за освобождение острова от колонизаторов. Между английским губернатором Кипра фельдмаршалом Хардингом и Архиепископом Макариосом как вождем кипрского народа начались переговоры, которые длились с октября 1955 г. по март 1956 г., но к соглашению сторон не привели. Английское правительство, в действительности не стремившееся проводить переговоры с целью найти удовлетворяющее киприотов решение вопроса, сразу же выдвинуло неприемлемые для них требования. Существо этих требований сводилось к следующему: 1. Введение на острове конституции, положения которой будут сформулированы английским правительством позже. 2. Внешняя политика, оборона, внутренняя безопасность, полиция, гражданская служба и радиовещание остаются в ведении губернатора, осуществляющего абсолютный контроль в этих областях. 3. Никакой гарантии на предоставление острову права на самоопределение не может быть дано. 4. Никакой амнистии киприотам, репрессированным английскими властями, не может быть обещано. 5. Никакой гарантии, что греческая община получит большинство в законодательном совете, не может быть дано. Архиепископ Макариос, отвергнув эти продиктованные с позиции силы английские требования, закреплявшие на острове колониальный режим, выдвинул в качестве основы для соглашения свою программу: 1. Введение на острове демократической конституции, которая устанавливала бы пропорциональное представительство в законодательном совете и гарантировала бы греческое большинство в ней. 2. Передача руководства вопросами внутренней безопасности и полицией в руки кипрского правительства через год после его избрания. 3. Объявление всеобщей амнистии. 4. Признание английским правительством права киприотов на самоопределение. 5. Согласие на то, что обсуждение вопроса о предоставлении права на самоопределение будет проведено между английским правительством и выбранным правительством Кипра после введения на острове системы самоуправления. Таким образом, компромиссные предложения, выдвинутые Архиепископом Макариосом, фактически предусматривали самоуправление. Ставилось только условие о принципиальном признании Англией права на самоопределение. Как и следовало ожидать, Хардинг отверг предложения Архиепископа Макариоса, дав понять, что соглашение может быть достигнуто только путем принятия его предложении без всяких изменений. Фактически это был ультиматум (К. К. Скурат. История Православных Поместных Церквей).

1955: После освобождения из заключения иером. Гликерий послал депутацию в Бухарест к известному противнику календарной реформы митрополиту новостильной Церкви Галактиону (Кордун) с просьбой возглавить Румынскую Старостильную Церковь. Митрополит Галактион согласился. 21 мая торжественно, под звон колоколов он прибыл в монастырь Слатиору, которая стала его резиденцией. В день прибытия он возвел о. Гликерия в сан архимандрита. О своем решении вернуться на старый стиль митрополит Галактион официально сообщил Румынской Патриархии, а также патриархам Алексию Московскому и Кириллу Болгарскому с которыми он вместе учился в Петербургской Духовной Академии. По тому времени это был мужественный поступок. Карательные меры последовали незамедлительно. Митрополит Галактион и о. Гликерий были арестованы органами Госбезопасности. О. Гликерий был сослан в село Рэкитоаса (ссыльная зона Бэрэган), а митрополит находился под домашним арестом в новостильном монастыре Черника, позднее в Кэлвдэрушани. Несмотря на это, он там тайно единолично совершил хиротонию архим. Евлогия (Ота), а затем архим. Мефодия (Мариначе) и затем архим. Гликерия. (На фотографии митр. Галактион с о. Гликерием).

1955: 6-7 сентября произошел страшный антигреческий и антихристианский погром в Истанбуле. Было разрушено 4500 греческих домов, 3500 магазинов и бизнесов, 90 церквей и монастырей, 36 школ и 3 кладбища, 2 священника были сожжены живьем, 14 греков убито, сотни греческих женщин изнасилованы и тысячи греков избиты и покалечены, были осквернены могилы православных патриархов. Несколько часов турецкие власти не принимали никаких мер по обузданию бунта, фактически развязав руки погромщикам. В последующие годы многие греки бежали из Истамбула, другие подверглись насильственной депортации.

1955: 20 сентября в возрасте 85 лет скончался глава старостильной Греческой Церкви митрополит Хризостом Флоринский. После себя он не оставил преемника. Большая часть старостильников стали управляться собором архимандритов (к “матфеевцам” тогда принадлежала только четверть всех старостильников). На его погребение в церкви Преображения в Афинах собрались десятки тысяч народу. Так случилось, что во время похорон траурный перезвон колоколов был слышен по всей Греции – Cинод Элладской Церкви велел звонить во всех церквах по поводу недавних антигреческих террористических актов в Константинополе. 25 сентября патриарх Александрийский Христофор II, узнав о кончине митр. Хризостома, совершил по нему заупокойную службу.

1955: 25 октября почил о Господе митр. Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский). Владыка был хиротонисан в 1923 г. немало своих пастырских лет провел в лагерях и ссылках, был пастырь смиренный и любвеобильный, отличался даром прозорливости и утешения. Отошел он на последних словах канона на исход души. 28 октября епископ Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген (Голубев) с сонмом духовенства отпел Владыку Николая в кафедральном соборе г. Алма-Аты. Всю дорогу от храма до кладбища (около 7 км) гроб с почившим несли на руках. За гробом, по подсчётам милиции, следовало до 40000 человек. Кладбище было переполнено народом так, что шествовавшее за гробом духовенство с трудом достигло могилы. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви митрополит Николай был причислен к лику святых исповедников.

1955: 8-10 ноября на Соборе Американской Митрополиии был окончательно сформулирован статус Американской Митрополии, как митрополии.

1955: 31 декабря скончался Иерусалимский патриарх Тимофей. Он многие годы болел «пляской св. Вита», и в управлении Церковью прямого участия почти не принимал, за него правил Церковью митр. Афинагор.

 Назад          Начало            Далее

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий