Летопись церковных событий. 1957—1958 год

Макарьевский монастырь

Монах  Вениамин  (Гомартели)

1957: К 1 января количество православных храмов на территории Сов. Союза выросло до 13 478, численность духовенства в них достигла 12 228 человек.

Уже было 70 правящих архиереев (примерно половина из них подвергалась репрессиям, и власти считали, что они почти неуправляемы. Так, про покойного митрополита Ленинградского Григория говорилось, что он не терпел никаких советов уполномоченных и если узнавал про отдельные советы, то делал все наоборот, преследовал беспощадно духовенство, если усматривал, что оно сотрудничает с уполномоченными). В том же году был освящен возращенный Церкви Троицкий Собор Александро-Невской Лавры. На рабочих и служащих храмов власти распространили трудовое законодательство (А. Б. Винников. Оттепель (1943—1960).

1957: 1 марта произошла интронизация нового 75-летнего патриарха Иерусалимского Венедикта (Пападопулоса). Территория Иерусалимского патриархата тогда была разделена между Израилем и Иорданом. За два месяца до избрания патриарха иорданский парламент провел закон, что миряне должны играть большую роль в финансовых делах патриархата, и патриарх должен быть гражданином Иордана и уметь говорить и писать по-арабски. Избрание Тивериадского епископа грека Венедикта было признано иорданским королем Хусейном, благодаря поддержки будущим патриархом этого закона. Но сразу после избрания он приложил все усилия, чтобы новые законы были отменены в иорданском парламенте. (A New Vision for Eastern Orthodoxy? by Yishai Eldar and Thomas Idinopulos). Патриарх Венедикт род. в 1892-м г. в Никомедии. Пройдя курс учения в Иерусалимской семинарии, он окончил юридический факультет Афинского университета. В 1929-м г. он был рукоположен в иеромонахи и назначен настоятелем подворья Иерусалимской Патриархии в Афинах. В 1956-м г. был хиротонисан во епископа Тивериадского. Несколько раз ему было поручено представлять Патриарха на различных международных конференциях: среди них в Лозанне в 1927-м г. на конгрессе Экуменического Совета, в Женеве в 1950-м году на конференции обсуждавшей статут Святого Города. Патр. Венедикт свободно владел, помимо родного греческого, французским, английским и арабскими языками.

1957: В апреле Британское колониальное правительство даровало кипрскому архиеп. Макарию и митрополиту Киренейскому Киприану свободу с условием, чтобы, оставив место заключения, они отправились куда угодно, но не на Кипр (оба уехали в Афины). По дороге из ссылки митр. Макарий остановился в Кении, где еще продолжалась борьба с английскими колонизаторами. Архиепископ совершил литургию в православном соборе Найроби и произнес проповедь против колониализма. Его слова разошлись среди повстанцев и явилось большой поддержкой для вождей движения за независимость, многие из которых вместе с православным духовенством еще томились в заключении. В Английском Парламенте выступление архиепископа вызвало недоумение — почему ему дали возможность проповедывать в Кении. В то же время установилась личная дружба между архиеп. Макарием и будущим президентом свободной Кении Джомо Кениятта, сыгравшая впоследствии положительную роль в деле распространения Православия в Кении (Lemopoulos, George (ed). 1993. You shall be my witnesses. Tertios: Katerini, Greece).

1957: В апреле на конгрессе всего флоринского духовенства ИПЦ Греции и при согласии народа были избраны кандидаты в епископы в следующем порядке: Акакий Паппас (старший), Хризостом Киюсис и Хризостом Наслимис. Сперва архим. Акакий Паппас (племянник Акакия старшего) и Хризостом Киюсис ездили в Брюссель к св. Иоанну (Максимовичу), который отнесся к их планам сочувственно, но сказал, что на хиротонию нужно получить благословение Синода. Тогда два Акакия полетели в Нью-Йорк, где, хоть и встретили сочувствие, но в ответ на свою просьбу оффициально получили отказ от митрополита Анастасия.

1957: 7 мая архиепископ Финляндский Герман (Аав) с другими представителями Финляндской Церкви на заседаних Высшего Церковного Управления подписал свое полное согласие перейти в юрисдикцию Московской Патриархии. Архиепископ Герман (Аав) ушел на покой в 1960 г. и скончался в 1961 г. Тогда же, в 1957 г., Финская Церковь получила автономию от Москвы.

Василий (Шуан), епископ Пекинский и Китайский

1957: 30 мая в Преображенском храме г. Москвы, был хиротонисан во епископа Пекинского архим. Василий (Шуан).
Чин хиротонии совершали: митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, архиепископ Краснодарский и Кубанский Виктор (б. Пекинский) и архиепископ Можайский Макарий. Он стал временным главой Автономной Православной Церкви Китая.

1957: Из духовного завещания Блаж. митрополита Анастасия, составленного в этом году: “Завещаю непоколебимо стоять на камне святого и спасительного православия… Что касается Московской Патриархии и ее иерархов, то поскольку они находятся в тесном, деятельном и доброжелательном союз с советской властью, открыто исповедующей свое полное безбожие и стремящейся насадить атеизм во всем русском народ, то с ними Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже простого бытового общения, предоставляя, в то же время, каждого из них окончательному суду Собора будущей свободной Русской Церкви”. (Журнал “Вертоград” (”Вертоград-информ”) 11 (44) 1998 г., с. 27 -33).

Архиепископ Афинский  Феоклит II (Панагиотопулос), митрополит Патрский.

1957: Архиепископом Афинским, главой Элладской Церкви, становится Феоклит II (Панагиотопулос), митрополит Патрский. Родился в 1890 году. Высшее образование получил в Афинском университете, по окончании которого принял постриг и священный сан. В 1931 году рукоположен во епископа Калавритского. С 1944 года митрополит Патрский.

1957: Элладская Церковь, решив возродить давнюю традицию, открыла институт диаконис. Это деяние Священного Синода было одобрено Центральным Административным Советом “Апостольской диаконии”. Целью Института было готовить кадры церковных общественных работников из женщин в помощь приходским священникам в их пастырской деятельности. (”Экклисиастики алифия”, 16. XII. 77).

1957: Православный Богословский факультет в Белграде начал издавать журнал «Богословлье».

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий