Летопись церковных событий. 1962 год

 Фанар

 

Монах Вениамин (Гомартели)

1962: В феврале Фанар посетил кардинал Виллебрандс (секретарь Секретариата по единению Церквей или «Секретариата христианского единства»). Он предложил патриарху Афинагору подумать о возможности направить наблюдателей на 2-й Ватиканский собор. Была учреждена специальная комиссия для консультации с Православными Церквами по этому вопросу. Ею руководил митрополит Сардский Максим. Москва отказались от какой-либо формы участия, а также Элладская и Антиохийская Церкви. Александрийский патриарх заявил, что присоединится к решению Вселенской Патриархии. Патр. Афинагор колебался, но к лету 1962 года отказался от идеи посылки наблюдателей. (Официальный отказ прозвучал в решении Константинопольского Синода 8 октября 1962 года) (Ольга Васильева. «Ватикан и СССР. Тайная дипломатия»).

 Евгений Роуз (будущий иеромонах Серафим) был принят в Православную Церковь через таинство миропомазания.

1962: 15 февраля, в Сан Францисско, Евгений Роуз (будущий иеромонах Серафим) был принят в Православную Церковь через таинство миропомазания.

1962: 29 марта на заседани Синода РПЦЗ «слушали письмо архимандрита Филарета (Вознесенского), буд. митрополита, на имя председателя Синода о его прибытии в Гонконг и раскаянии в том, что он с 1945 г. состоял в ведении Московской Патриархии, а также подписанное им покаянное заявление по форме установленной Собором Епископов» (Церк. Жизнь, №1-6б 1962).

1962:  По рекомендации архиеп. Серафима Чикагского (РПЦЗ) собор старостильной (флоринской) Церкви Греции пригласил архиеп. Леонтия Чилийского (РПЦЗ) принять участия в епископской хиротонии. Сам владыка Серафим отказался, объяснив свой отказ грозящим ему запрещением, т.к. за прошлую самочинную хиротонию он едва не был запрещен Собором зарубежных епископов. В своем письме еп. Акакию архиеп. Серафим намекал, что владыка Леонтий управляет бедной епархией и нуждается в помощи. В мае, не испросивши благословения Зарубежного Синода и Первоиерарха, архиепископ Леонтий Чилийский прибыл в Грецию. Сам по себе его приезд был сопряжен с опасностью подвергнуться преследованию со стороны гражданских властей, поддерживавших новостильную церковь. В монастыре св. Николая в Пэонии, в Аттике, владыка Леонтий совместно с епископом Акакием (Папасом) рукоположил архимандритов: Парфения (Скурлиса) во епископа Сикладского, Авксентия (Патраса) во епископа Гавдикионского, Геронтия во епископа Саламисского и Акакия младшего во епископа Диавлийского. Было постановлено, чтобы новорукоположенные архиереи рукоположили архимандритов: Хризостома (Наслимиса) и Хризостома (Киусиса) во епископов. Владыка Леонтий пробыл в Греции две недели.

1962: 20 мая скончался митрополит Тимофей, глава Польской Православной Церкви. После его смерти митрополичья кафедра более чем три года вдовствовала. Временно управляющим Церковью был назначен архиеп. Лодзинский и Познанский Гергий (Корянистов).

1962: В сентябре патриарх Алесей в интервью французскому журналисту Жану Булье по вопросу об участии представителей МП во II Ватиканском Соборе сказал: «Церкви Православная и Римско-католическая близки друг к другу в области вероучительной и литургической, и мы верим, что разделяющие их отличия с помощью Божией и при наличии обоюдной доброй воли могли бы со временем быть преодолены. В догматическом отношении нас, в основном, разделяет учение о непогрешимости папы и его главенстве в Церкви, некоторые вопросы мариологии, вопрос о «филиокве» и некоторые другие частности» (ЖМП. 1962. №9. С. 14-16).

1962: В сентябре-октябре на II Всеправославном совещании (остров Родос) было принято решение о начале богословского диалога Православных Церквей с Католической Церковью, которая в это время проводила II Ватиканский Собор.

1962: В начале октября Совет по делам религии заверил ЦК КПСС, что участие наблюдателей от МП на Втором Ватиканском Соборе будет содействовать установлению полезных контактов с Ватиканом и свяжет Ватикан в проведении враждебной деятельности против СССР. Это официальное обращение Совета в ЦК КПСС завершило собой процесс изменений в отношении к Католической Церкви и к вопросу присутствия наблюдателей на Соборе — от первоначального отрицательного к положительному признанию пользы для советского правительства и для Русской Православной Церкви от предполагаемого улучшения их отношений к Ватикану. Решение разрешить посылку наблюдателей на Второй Ватиканский Собора было принято постановлением на высшем уровне советской власти — Президиумом ЦК (т.е. Политбюро) от 10 октября 1962 года (за №58/30) (Протопр. Виталий Боровой. И он был верен до смерти).

1962: Известие о прибытии 12 октября в Рим на 2-й Ватиканский собор наблюдателей от Московского Патриархата было для Вселенского патриарха Афинагора ударом и полной неожиданностью, он даже себя плохо почувствовал. Но на следующий день он уже был спокоен. Все происшедшее патриарх Афинагор определил как начало нового этапа. (Ольга Васильева. «Ватикан и СССР. Тайная дипломатия»).

Святитель Афана́сий (Сахаров),

1962: 28 октября скончался епископ Ковровский Афанасий (Сахаров). С 1921 по 1954 год он провел в ссылках и тюрьмах. Владыка вспоминал в конце 50-х годов об исповедническом периоде своей жизни, что он провел «на епархиальном служении 33 месяца; на свободе, не у дел — 32 месяца; в изгнании — 76, в узах и горьких работах — 252 месяца».  После Декларации митр. Сергия до 1945 г. он был «непоминающим», придерживался умеренной линии митрополита Кирилла, после избрания патриарха Алексея вернулся в лоно МП. Владыка неукоснительно совершал весь суточный круг богослужений, без каких-либо сокращений, до самого своего последнего издыхания, не оставлял он этого и в лагерях и ссылках. По свидетельству близких владыка имел дар прозорливости и предсказал время своей кончины.

Святитель-исповедник канонизирован на Архиерейском Соборе МП 20 августа 2000 года.

1962: 29 ноября архиеп. Леонтий Чилийский, без благословения Первоиерарха и Зарубежного Синода, вместе с архиепископом Серафимом Каракасским рукоположил в Нью-Йорке еще одного греческого епископа, Петра Асторийского.

1962: По указу Конст-ого патриарха №812 все епископы о. Крит были произведены в митрополиты.

1962: 30 ноября первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий отказался признать самочинные хиротонии старостильных епископов произведенные архиеп. Леонтием и самому владыке Леонтию за них был сделан выговор на заседании Архиерейского Собора РПЦЗ. В его защиту выступил архиепископ Аверкий, который сказал: «... я сам не решился бы совершить хиротонию греческих старостильников. Но вместе с тем, в глубине души, не могу не восхищаться смелостью, с которой архиепископ Леонтий совершил поступок, к которому звала его совесть... Мы подчеркиваем, что не признаем патриарха Алексия, а в то же время все патриархи его признают. Мы говорим об общении с этими патриархами и, таким образом, парадоксально оказываемся в общении с Москвой. Получается заколдованный круг. Ввиду такого иррационального положения, нам особенно важно стоять на твердом каноническом основании, сохраняя суть, а не букву, которая может привести к поклонению сатане... Он (владыка Леонтий) совершил мужественный акт помощи братской Церкви, которая сейчас для нас самая близкая нам по духу. Греческая Церковь теперь гонима и преследуема. Было большой ошибкой, что мы в свое время слишком снисходительно отнеслись к введению нового стиля, ибо оно имело целью внести раскол в Православную Церковь. Это было делом врагов Церкви Христовой. Видны уже плоды. Даже в Америке имеется греческое духовенство, которое мучает совесть за принятие нового стиля. С соблюдением старого стиля связано сохранение всяческих преданий в разных областях. Вместе с удалением старого стиля удаляется из храма аскетическое начало. Старостильники — самые близкие нам по духу. Единственное „но“ в поступке архиепископа Леонтия — это то, что он поступил как бы не по-братски, наперекор решению собора, хотя и по добрым побуждениям».

На том же заседании свят. Иоанн (Максимович) заметил: «...старостильники стучались к нам шесть лет. Архиерейский Собор не мог взять на себя решения, признавая это внутренним делом греков. Надо признать объяснения (Греческая Церковь — гонима, как и катакомбная в России) архиепископа Леонтия удовлетворительными, и на этом прекратить прения». Также владыка Иоанн напомнил, что в прошлом столетии были подобные нестроения в Антиохийской Церкви. Тогда вмешалась Константинопольская Церковь. Кипрской Церкви также помогла Элладская. Собор выразил сожаление преосвященному архиепископу Леонтию по поводу его участия в хиротониях епископов для греческих старостильников. Архиепископ Леонтий, в свою очередь, выразил сожаление, что не смог спросить владыку митрополита Анастасия. (А. В. Псарев, Архиепископ Леонтий Чилийский (1904—1971 гг).

1962: На Парижской сессии Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей Грузинская Православная Церковь была принята в качестве члена этой организации.

1962: Скончался глава Эладской Церкви архиеп. Афинский Феокликт II (Панагиотопулос). Его преемником стал митроп. Филиппийский Хризостом II (Хатзиставру).

1962: РПЦ МП прославила в лике святых св. Иоанна Русского. Константинопольская и Эладская Церковь прославили его задолго до этого.

Преподобные исповедники Иоа́нн (Майсурадзе) и Гео́ргий (Мхеидзе),

1962: В этом году скончался схиархим. Георгий (Мхеидзе) Бетанийский. Он был выходцем из обедневшего грузинского княжеского рода. В юные годы, почувствовав призвание к монашеству, оставил учебу в военном училище в Петербурге, некоторое время вел отшельнический образ жизни, а в 1924 году поселился в монастыре Бетании. Во время коммунистических гонений благодаря настоятелю Бетании афонскому постриженнику схиархим. Иоанну и о. Георгию Бетания долгие годы оставалась монашеской обителью – оба старца прожили в стенах монастыря до самой кончины. Официально они числились «сторожами памятника архитектуры», а монастырь считался недействующим, однако в храме висели иконы, горели лампады, совершались богослужения, крестные ходы, здесь крестили и венчали. Долгие годы обитель оставалась чуть ли не единственной в Грузии монашеской общиной. Символично, что именно Бетания стала первым монастырем в стране, официально открытым в 1978 году по благословению Патриарха Илии II. По свидетельствам очевидцев, по молитвам старцев Иоанна и Георгия бывали случаи исцелений. Замечали, что все предсказания, даже мимолетные замечания старцев сбывались. Преп. Иоанн преставился в 1957 году, а преп. Георгий в 1962-м, приняв за пять лет до кончины великую схиму с именем Иоанн. Оба старца похоронены в Бетании возле восточной стороны монастырского храма. Св. Синод Грузинской Церкви в 2003 г. на выездном заседании, посвященном 900-летию Руиско-Урбнийсского Собора, прославил обоих схиархимандритов в лике святых. (Архим. Лазарь (Абашидзе). Бетания – дом бедности).

1962: Осенью, благодаря бесстрашию старца схиигумена Амфилохия монахам Почаевской лавры удалось отстоять Троицкий собор лавры, очевидцы так описали это противостояние: «У дверей церкви стоят с десяток милиционеров со своим начальником, старец неожиданно выхватил у начальника ключи, передал молодому наместнику Августину, и призвал местных жителей защищать храм. Крестьяне, вооружившись жердями, устремились на милиционеров». Троицкий собор отстояли, но через несколько дней о. Амфилохия ночью увезли на «черном вороне» в психиатрическую больницу, где поместили в палату для «буйных». Ему вводили лекарства, от которых распухало всё тело и трескалась кожа.

Духовные чада о. Амфилохия писали письма, просили освобождения старца. Через три месяца его привели в кабинет главного врача. Спросили: может ли он вылечить тех больных, которые находятся с ним в палате, старец сказал, что через две недели вылечит всех больных, и попросил привезти ему святое Евангелие, крест и облачение, чтобы он мог отслужить Водосвятный молебен.

В ответ услышал: «Нет, вы без молебнов лечите».

— Это — невозможно, — ответил старец. Когда солдат идёт в бой, ему дают оружие... Наше оружие на невидимого врага — святой крест, святое Евангелие и святая вода.

Его отвели назад в палату. Мучения закончились лишь с приездом в больницу Светланы Аллилуевой, дочери Сталина, которую он в своё время исцелил от душевной болезни. Ей удалось добиться освобождения старца. (Жизнеописание преп. Амфилохия Почаевского).

1962: В конце года по просьбе духовных чад святителя Иоанна (Максимовича), спасенных им из красного Шанхая, ему было поручено Зарубежным Синодом возглавить  Сан-Францисскую  епархию. Местная русская община переживала глубокий раскол. Многолетний (32 года) управляющий епархией архиеп. Тихон по состоянию здоровья был временно освобожден от управления епархией и управляющим был назначен архиеп. Антоний Лос-Анжелосский. Когда истек срок испрошенного архиеп. Тихоном отпуска, то Синод «наложил запрет на его возвращение к любящей и преданной ему пастве… Это очень опасный прецендент, — писал архиеп. Аверкий, — который должен быть подвергнут безусловному осуждению, дабы он не смог более повторяться в будущем» (Доклад Синоду архиеп. Аверкия по делу церк. Смуты в С. Фр.). Тем временем сторонники архиеп. Антония полностью парализовали возведение кафедрального собора, начатое архиеп. Тихоном, считая, что сначала следует собрать достаточную сумму, а затем уже продолжать постройку. Начались нестроения и приход раскололся на сторонников архиеп. Тихона и архиеп. Антония. Владыка Антоний, отличавшийся вспыльчивым характером, только усугубил положение. Свой доклад Синоду о расколе он «начал с оправданий по поводу того, что его обвиняют в недостатке любви и заявил, что с такими людьми, каковы Лев Толстой, Сталин, Хрущев, не может быть любви. Сопоставление это, — писал владыка Аверкий, — никак нельзя признать удачным. Лев Толстой, Сталин и Хрущев, каждый в своем роде явные и очевидные для всех богоборцы и враги Христовой Церкви. Этого отнюдь нельзя сказать о многочисленной оппозиции владыке Антонию в Сан-Франциско, среди которой есть очень много прекрасных глубоко-верующих людей, искренно преданных Церкви» (ibid).

С приездом  владыки Иоанна связывалась надежда, что он сумеет внести мир в дела русской колонии, и возобновит работы по строительству храма. И действительно, приезд  святителя сдвинул дело с мертвой точки, обильно потекли пожертвования, строительство возобновилось. Но мира это не принесло, скорей наоборот. Против владыки полетели в Синод доносы и стала организовываться коалиция его противников, к которой примкнули и влиятельные духовные лица «консервативной» синодальной партии – архиеп. Никон (Рклицкий), архиеп. Антоний (Синкевич) Лос-Анжелосский, архиеп. Канадский Виталий (Устинов), архиеп. Чикагский Серафим (Иванов) и секретарь Синода протопресвитер Георгий Граббе.

1962: В этом году священник Димитрий Дудко был назначен в Никольскую церковь на Преображенской площади в Москве. Наталия Солженицына, бывавшая у о. Димитрия, писала: «Это было время начала религиозных поисков многих людей, родившихся и выросших под гнетом коммунистической идеологии и понявших на собственном опыте ее тотальную ложь и античеловеческую сущность. Возврат в Церковь в те годы еще не был массовым, как сейчас, но уже заметно влиял на общую атмосферу общества… У о. Димитрия встретить можно было и молодых женщин с детьми, и пожилых мужчин, и подростков, известных писателей, художников, — и совсем простых жителей окрестных деревень. Родившись в крестьянской семье, отец Димитрий не избежал участи миллионов нашего многострадального народа, — был арестован и 8 лет провел на Архипелаге ГУЛаг. Очень русский по духу, он и обликом — очень русский: коренастый с крупной головой, ясными голубыми глазами. С людьми, со всеми, — он ласково внимателен, слушает, о себе говорит мало, но от каждого общения с ним остается чувство: как глубока и радостна его вера! Человек он удивительно цельный и простой, и его проповедь находит прямой и точный путь к человеческому сердцу» (Джэйн Эллис. Русская Православная Церковь. Согласие и инакомыслие).

 

1961 /  Начало  / 1963

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий