Маккавеи восстанавливают независимость евреев Эрец-Исраэль и Иерусалима

«Маккавеи», Войцех Статтлер, 1842 год (Краков, Национальный музей)

Иудея как вассальное государство  с внутренней автономией 

Со времени возвращения из Вавилонского пленения (примерно конец VI века до н.э.) и далее, на протяжении нескольких столетий, Иерусалим находился под властью чужеземцев.

Сначала это были персы, завоевавшие Вавилонское царство в 539 г. до н.э. В 333 г. до н.э. Александр Македонский разбил персидскую армию и установил свою власть на всем Ближнем Востоке.

После смерти Александра его огромная империя распалась. В Египте стала править династия Птолемеев. Сирия и прилежащие территории достались династии Селевкидов. Эрец-Исраэль, будучи расположенной между Египтом и Сирией, первоначально оказалась под властью Птолемеев, но затем была завоевана Селевкидами.

На протяжении этого периода евреям Иудеи была предоставлена независимость во всем, что касалось их внутренних дел. У них не было права вести самостоятельную внешнюю политику; они не имели армии; еврейское население платило обременительные налоги иностранным владыкам; но в их внутреннюю жизнь никто не вмешивался; евреям было позволено жить в соответствии с законами Торы и совершать богослужения в Храме согласно своим верованиям.

В ведении Первосвященника находились не только Храм и отправление обрядов, но и различные вопросы, не связанные с религией – в частности, ремонт городских стен и наблюдение за системой водоснабжения Иерусалима.

Именно таковым было положение дел до того рокового дня, когда Иудея оказалась под влиянием греческой цивилизации.

Эллинисты

Со времен Александра Македонского все страны Ближнего Востока находились под влиянием эллинизма, то есть греческой культуры. Население ближневосточного региона старалось воспринять культуру, насаждаемую их греческими владыками. Дело доходило до полной ассимиляции, и целые народы исчезли как самостоятельные национальные образования.

Греческая культура в значительной степени отличалась от еврейской культуры. Эти различия находили свое выражение и в интеллектуальной сфере (философия, литература), и в области физического развития (спорт, военное искусство), и в сфере художественной культуры (живопись, архитектура, керамика).

В Иудее также были люди, стремившиеся воспринять эллинистическую культуру, доминирующую в регионе. Сказанное в особой степени относилось к иерусалимской знати, богачам и священнослужителям, которые, находясь в тесном контакте с греческими правителями, получили представление об их обычаях и привычках и начали подражать их культуре.

Они изменяли свои имена на греческие, стали использовать греческий язык в качестве разговорного и посещать гимнастические залы, где юные нагие атлеты состязались в беге, борьбе и других видах спорта.

Греческая культура была основана на политеизме и содержала целый ряд элементов, которые были не просто чужды духу еврейской традиции, но вовсе несовместимы с ее основами. В большинстве своем евреи оставались верными своей религии и традициям, энергично противостояли как чуждой культуре, так и тем соплеменникам, которые были готовы воспринять ее.

Только представим себе реакцию консервативно настроенных еврейских земледельцев из небольших селений Иудеи, которые, приходя в Иерусалим, могли слышать, а то и видели своими глазами, как Первосвященник, окончив службу в Храме, снимал свое облачение и отправлялся смотреть состязания атлетов.

Соблюдавшие еврейские законы смотрели на эллинистов как на вероотступников и предателей всего святого для еврейской нации. Эллинисты же, со своей стороны, полагали себя носителями прогресса и людьми, идущими в ногу со временем; на тех, кто соблюдали еврейские законы и обычаи, они смотрели как на религиозных фанатиков, стоящих на пути прогресса.

Антиох IV  и его деспотическое правление

Антиох IV был царем династии Селевкидов, под чьей властью находилась Сирия и Эрец-Исраэль. Его царствование началось в 175 г. до н.э., и он проводил политику, отличную от своих греческих и персидских предшественников, которые не вмешивались в религиозную жизнь евреев.

Что же касается Антиоха IV, то он стремился объединить всех своих подданных в однородную массу. Для достижения этой цели он запретил соблюдение еврейских заповедей и пытался силой заставить евреев принять греческие обычаи.

Исторические документы описывают деспотическое правление Антиоха, равно как и реакцию евреев, сохранявших верность своей религии.
Царь направил в Иерусалим и другие города Иудеи своих чиновников с письменными предписаниями, в которых содержались требования о введении чуждых населению обычаев и образа жизни. Всесожжения, заклания и возлияния в Храме были запрещены; субботу и праздники нельзя было отмечать публично. Было велено воздвигнуть алтари и статуи греческих богов, а в жертву приносить свиней и других нечистых животных. Было запрещено обрезание и соблюдение ритуальных законов о чистоте пищи, а также изучение Торы. Карой за неповиновение была смерть.
(I Книга Маккавеев. 1:44-50)

Противодействие указам Антиоха 

Те, кто уже находился под влиянием эллинизма, легко подчинились указам Антиоха. Но у многих жителей Иудеи эти указы вызвали чувство противодействия, и они готовы были пожертвовать своей жизнью и жизнью детей ради соблюдения заповедей Торы. Книга Маккавеев рассказывает о женщинах, принявших мучительную смерть потому, что они были не согласны оставить своих сыновей без обрезания. (I Книга Маккавеев. 1:59).

Особой известностью пользуется история Ханны, которую принудили присутствовать при казни своих семерых сыновей, отказавшихся поклоняться греческим богам.

Другая история, характеризующая те нелегкие времена, рассказывает о том, как Антиох назначил наместником Иерусалима человека по имени Филипп и распорядился, чтобы тот заставлял евреев кланяться статуе Антиоха (царю в те времена нередко воздавали божественные почести) и участвовать в жертвоприношении свиньи.

Филипп решил, что если ему удастся убедить кого-нибудь из уважаемых старцев подчиниться царскому указу, то это послужит примером для простого народа.

Он призвал к себе Элазара, одного из старейших священнослужителей, и велел ему исполнить царский указ. Элазар не согласился. Тогда Филипп сказал ему:

«Ты знаешь, как я уважаю тебя, и поэтому я хочу облегчить твою участь. Возьмем мясо кошерного животного, умерщвленного по вашим законам. Ты съешь этот кусок прилюдно, и пусть все подумают, будто ты ешь свинину. Если же ты не согласишься, я не смогу нарушить царский указ и мне придется казнить тебя».

На это Элазар ответил: «Мне уже девяносто лет. Если я сделаю по-твоему, то все, кто моложе меня, скажут: «Даже девяностолетний Элазар ест свинину, чтобы спасти свою жизнь. Так чего же они ждут от нас?» Нет, я скорее умру, чем дам такой пример покорности своему народу. И жизнь моя, и смерть – все руках Божьих, а ты волен поступать как считаешь нужным».

Убедившись, что Элазар бесстрашно стоит на своем, Филипп велел своим людям забить его до смерти. (Josippon 14)

Начало восстания 

Начало восстания против греков описано в Книге Маккавеев. Когда отряд греческих солдат прибыл в селение Модиин, чтобы принудить местных жителей принести в жертву греческим богам свинью, то офицер обратился к Матитьяhу, жрецу из рода Хасмонеев.

Царский офицер, пытавшийся принудить евреев к отступничеству, видя большую группу евреев, собравшихся у алтаря, и среди них Матитьяhу с сыновьями, сказал ему:

«Ты здесь – вождь, человек, пользующийся уважением в своем селении, поддержкой своих сыновей и братьев. Будь первым, кто согласится выполнить царский указ. Так поступают и все народы, находящиеся под властью царя, и все знатные люди Иудеи, и все жители Иерусалима. И тогда ты со своими сыновьями будешь в числе царских друзей, и тебе будут воздавать почести, и получишь ты в награду золото и серебро и еще много разных благ».

На это Матитьяhу ответил звучным голосом: «Пусть все народы, находящиеся под царской властью, повинуются ему и отказываются от веры своих предков, пусть они предпочитают делать по его слову, но я, и мои сыновья. и мои братья, все мы будем следовать завету наших отцов. Небеса запрещают нам оставить свои законы и обычаи. Мы не покоримся царской воле и не отступим от нашей веры».

И только он кончил свою речь, как некий еврей выступил вперед, на всеобщее обозрение, чтобы принести жертву на алтарь Модиина, во исполнение царской воли.

Это зрелище повергло Матитьяhу в бешенство, он содрогнулся от приступа праведного гнева, ринулся вперед и поразил отступника прямо на алтаре. Тут же он поразил мечом офицера, посланного царем для того, чтобы принудить местных жителей принести жертву греческим богам, и опрокинул алтарь.

«За мной, – воскликнул он, – все, кто привержен нашей вере и готов сохранить нерушимым наш Завет!» И Матитьяhу с сыновьями ушел в горы, бросив все свое имущество. (I Книга Маккавеев. 2:15-28)

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий