Маккавеи восстанавливают независимость евреев Эрец-Исраэль и Иерусалима

Брак Ханы, дочери Матитьяhу

Существует, однако, и другая версия легенды о начале восстания, связанная с так называемым «правом сеньора», или «правом первой ночи».
В своих попытках сломить дух еврейского народа греки объявили, что каждая новобрачная должна провести свою первую ночь с правителем провинции, и только после этого она может войти в дом ее мужа. Реакцией евреев стали массовые отказы вступать в брак. В течение трех лет и трех месяцев в Иудее не было ни одной свадьбы.

Но вот Матитьяhу Хасмоней решил выдать замуж свою дочу Ханну. Несмотря на царский указ, он устроил грандиозный пир, пригласив всех знатных людей Иудеи, потому что семья Хасмонеев пользовалась почетом и известностью. В разгар празднества невеста, сидевшая, как и полагается по еврейскому обычаю, во главе стола, вдруг встала, хлопнула в ладоши, привлекая всеобщее внимание, и резким движением разодрала свое свадебное платье, представши обнаженной перед гостями. Гости в смущении отвернулись, а братья Ханны кинулись к ней, чтобы убить ее за тот позор, который она навлекла на себя и на семью.

Но Ханна сказала им: «Выходит, что когда я опозорила себя пред моими родными и друзьями, вы, исполнившись смущением и стыдом, готовы убить меня. Но вы безо всякого смущения готовы были отдать меня на поругание греческому наместнику. Неужели вас ничему не учит пример Симона и Леви, сыновей нашего праотца Иакова, которые отомстили за поругание своей сестры Дины? (Книга Берешит, 34).

Все присутствующие осознали правоту Ханны. Ее братья, посоветовавшись, составили план действий. Она обрядили Ханну в роскошные одежды и привели ее, со всеми почестями и при многочисленном сопровождении, к царскому дворцу. И братья Ханны заявили: «Мы – сыновья первосвященника, и потому считаем, что недостойно отдать нашу сестру наместнику. Ее место – в царской постели». Такие слова понравились царю.

Братья довели Ханну до царской опочивальни, а там они схватили царя и убили его, после чего убили министров, дворцовую охрану и слуг. Так началось восстание Хасмонеев.

(M. Y. Ben Gurion, miMekor Yisrael 1;
Y. D. Eisenstein, Otzar Midrashim: Hannukah)

Битва за Иерусалим 

Во главе еврейских повстанцев, вошедших в историю под именем Маккавеев, стоял сын Матитьяhу, Иеhуда. Антиох послал несколько отрядов с приказом подавить мятеж, но это была нелегкая война, потому что евреи имели возможность скрываться в пустыне и в горах, а для регулярной армии это было сопряжено с трудностями. Иногда греческим силам удавалось одержать победу над повстанцами, но в основном успех сопутствовал евреям, потому что война велась на территории, которую они знали лучше, чем неприятель.

Основной своей задачей евреи считали освобождение Иерусалима и Храма, оплакиваемых ими после того, как греки осквернили эти святыни:

Иерусалим лежал заброшенный и запустелый, и не было видно сынов его. Святые места были разорены, и в пределах городских стен ютились чужестранцы и неверные. Радость была изгнана из сердец народа Израиля, и не слышен был голос флейты или арфы. (I Книга Маккавеев. 3:45)

И чувство радости, которое народ испытывал во время трех ежегодных праздников – Песах, Шавуот и Суккот, когда принято было совершать массовое паломничество в Иерусалим, уступило место печальным воспоминаниям.

Но Иеhуда, сын Матитьяhу, возглавивший восстание, не предавался отчаянию. Он воодушевлял народ на борьбу, результатом которой должно было стать победное возвращение в Иерусалим.

Перед каждым сражением Иеhуда обращался к своему отряду с короткой, но зажигательной речью. Так было и перед битвой под Эммаусом, когда три тысячи малообученных еврейских воинов, не имеющих достойного оружия, нанесли поражение пятитысячной хорошо вооруженной профессиональной греческой армии.

…И так сказал им Иеhуда:

«Приготовьтесь к битве и покажите врагу, чего вы стоите. Будьте готовы на заре атаковать неверных, пришедших на нашу землю, чтобы уничтожить нас и наши святыни. Лучше умереть в бою, чем быть свидетелем того, как беды одолевают нашу страну и наши святые места. И какова бы ни была воля Небес, она свершится». (I Книга Маккавеев. 3:58-60)

Взятие Иерусалима 
и освящение Храма 

Несмотря на то, что повстанцы уступали неприятелю и по численности, и по вооружению, они одержали победу в нескольких нелегких сражениях, и наконец Иеhуда со своими воинами вошел в Иерусалим. Победа евреев над греками была в значительной мере победой духовной, что оказалось не менее важным, чем военная мощь.

Книга Маккавеев рассказывает о тех волнующих минутах, когда, в 164 году до н.э., евреи вошли в Иерусалим победителями, почти три года спустя после начала восстания.

Иеhуда и его братья сказали:
«Теперь, когда наши враги повержены, поднимемся в Иерусалим, и очистим Храм, и заново освятим его».
И вот вся армия взошла на гору Сион.
И там они нашли Храм в запустении, и жертвенник  оскверненным,  и храмовые  врата сожженными, и двор Храма заросшим  растениями  словно  лесная  чаща или горные склоны, и священные покои в руинах.
И они в скорби разодрали свои одежды, и возрыдали, и посыпали главы свои пеплом, и упали лицом на землю». (I Книга Маккавеев. 4:36-39)

Иеhуда и его воины принялись очищать и восстанавливать Храм. Одним из первых их действий было восстановление жертвенника, разрушенного и оскверненного греками.

Вечный огонь  снова горит на жертвеннике 

Легенда гласит, что когда Иеhуда и его воины восстановили жертвенный алтарь, то они собрали дерево для сожжения и возложили на него жертвенное животное.

Однако священный огонь, горевший на жертвеннике со времен Моисея и чудесным образом сохраненный в тайном месте на протяжении семи десятилетий Вавилонского пленения, угас, а использовать «чужой огонь» было запрещено.

Тогда Маккавеи начали молиться, и в ответ на их моления из камней жертвенника вырвался огонь. Этот огонь продолжал гореть на жертвеннике вплоть до разрушения Храма римлянами два столетия спустя.

Жертвенник был освящен на двадцать пятый день месяца Кислев, три года спустя после того, как он был осквернен греками. И сегодня евреи празднуют двадцать пятый день месяца Кислев как первый день Хануки.  (Josippon 18)

Чудо горения масла

Храмовый семисвечник (на иврите – Менора) должен гореть день и ночь, без перерыва. Источник огня – оливковое масло высшего качества, чья ритуальная чистота ревностно соблюдается на протяжении всего процесса его приготовления. Масло, предназначенное для храмовой Меноры, хранится в специальных кувшинах, запечатанных печатью Первосвященника.

Древняя легенда гласит:
Ворвавшись в Храм, греки осквернили сосуды с маслом, и когда Хасмонеи очистили Храм, то они нашли всего лишь один кувшин с маслом, хранивший печать Первосвященника. Этого количества масла должно было хватить всего лишь на один день, но случилось чудо, и огонь горел восемь дней.

И было объявлено на следующий год, что восемь дней чуда будут праздноваться ради восхваления и благодарения. (Вавилонский Талмуд, Шабат. 21б)

Итак, праздник Ханука, восемь дней восхваления и благодарения, празднуется евреями всего мира на протяжении уже более чем двух тысячелетий и по сей день.

Торжественная песнь «Маоз Цур»  («Твердыня, оплот спасения моего»)

По традиции каждый вечер после зажигания ханукальных свечей мы поем песнь «Твердыня, оплот спасения моего» («Маоз Цур»). Слова песни принадлежат неизвестному еврейскому поэту, жившему в XIII веке в Германии. Впрочем, если взять первые буквы всех строф песни (на иврите), то мы получим имя автора – Мордехай.

В песне рассказывается о различным эпизодах еврейской истории, когда евреи обретали чудесное избавление от своих врагов и угнетателей. Так, во второй строфе описывается Исход из Египта, в третьей – возвращение из Вавилонского пленения, в четвертой – чудесное избавление евреев во времена Мордехая и Эстер, послужившее основой праздника Пурим, в пятой – говорится о победе Маккавеев над греками.

Греки собрались против меня в те дни Хасмонеев, и проломили они стены Храма, и осквернили весь запас масла. Но из оставшегося в последнем кувшине чудо было сотворено для Израиля, и Сыны Мудрости установили восемь дней для пения и ликования.

Иерусалим расширяет свои границы

Во времена правления Хасмонеев Иерусалим значительно расширил свои границы, в столице было построено множество зданий – и жилье для простого народа, и величественные дворцы для знати.

Сами правители династии Хасмонеев жили во дворце неподалеку от Храма. Были возведены новые участки городской крепостной стены, чтобы новые постройки оказались под ее защитой.

В окрестностях города, за пределами стен, богатые семейства соорудили монументальные захоронения, некоторые из которых сохранились и до наших дней. Одно из наиболее известных – это Яд Авшалом, или гробница Авессалома (третьего сына царя Давида, жившего примерно за тысячу лет до описываемых событий).

В ходе археологических раскопок в Иерусалиме и окрестностях было найдено множество предметов материальной культуры, относящихся к временам правления династии Хасмонеев в Иерусалиме.

 

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий