Монастырь Святой Екатерины

Монастырь Святой Екатерины (Μονὴ τῆς Ἁγίας Αἰκατερίνης)

Монастырь Святой Екатерины (Синайский монастырь) – один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире.

Монастырь основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья священной горы Моисея (известной также как гора Синай и библейская Хорив). Укрепленное здание монастыря было построено в VI веке по приказу императора Юстиниана. Служителями монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

В древней Аравии, которая ныне называется Палестиною третьею, есть обширная пустыня, совершенно безводная, бесплодная и лишенная всех благ земных. Там над Чермным морем и над пропастями высятся грозные и дикие вершины обрывистой горы Синайской. На ее ребрах обитают иноки, которых вся жизнь состоит в постоянном приготовлении к смерти, в безмятежном уединении среди дорогой их сердцу пустыни». Так пишет о Синае в сочинении «О постройках» византийский историк Прокопий Кесарийский, живший в VI веке (пер. А. С. Норова)

Источники зафиксировали присутствие христиан в Синайской пустыне уже в III веке: сюда бежали они из Египта, скрываясь от гонений римских императоров. Под 14-м января празднует православная церковь день памяти Св. отцов, избиенных на Синае и в Раифе. Египетский инок Аммоний описал около 373 года их мученическую кончину от сарацинов. Но на место отшедших к Господу появлялись другие, и безмолвная пустыня оглашалась их псалмопениями. По сказанию преподобного Нила Постника, ученика св. Иоанна Златоуста, долго жившего на Синае, отшельники синайские старались на земле осуществить житие ангельское, служа Господу день и ночь постом и молитвами. «Одни вкушали пищу только в воскресные дни, другие — дважды в неделю, иные — спустя двои сутки. Золота и серебра у них не было; ибо они ничего не покупали и не продавали, а даром ссужали друг друга овощами, плодами и хлебом. Зависть была неизвестна им /…/ В каждое воскресенье все они из разных мест собирались в одну церковь, лобызались, причащались святых Таин, и беседами о спасении души назидали, утешали и поощряли друг друга к высоким подвигам», — писал о жизни синаитов преподобный Нил. По образному сравнению известного русского путешественника, писателя и государственного деятеля XIX века А. С. Норова, в IV — V веках «весь трехгранный рай Синайский, несмотря на дикость своей природы, был усеян скитами, которые как звезды на небе сделались в горах и пропастях земных — источниками света неземного».

Уже в середине V века Синай был епископией, об этом свидетельствуют материалы Халкидонского Вселенского собора 451 года. В «Чине митрополий и архиепископий апостольского престола Святого Града» Иерусалима на 24 месте упоминается архиепископия «горы Синая». Причем отмечается, что епископ Синая есть одновременно и игумен.

Особый расцвет Синая связан с именем византийского императора Юстиниана (527—565). При нем в 30—40-е годы VI века на всей территории Византийской империи развернулось колоссальное строительство: по приказу императора отстраивались древние города, обновлялись и перестраивались наиболее знаменитые христианские храмы, основывались новые монастыри. Достаточно упомянуть, что в этой церковно-строительной деятельности императора был отстроен монастырь св. Симеона Столпника в Палестине, мартирий св. Иоанна Богослова в Эфесе в Малой Азии, а в самом Константинополе — столице империи — воздвигнут божественно прекрасный храм св. Софии. По сказанию Александрийского патриарха Евтихия, жившего во второй половине X века, синайские отцы, услышав о благодеяниях императора Юстиниана, послали к нему делегацию с просьбой создать на Синае укрепленный монастырь, который защищал бы отшельников от набегов диких племен. Прокопий Кесарийский, современник Юстиниана, описывает это событие в своем сочинении «О постройках»: «<…> император Юстиниан выстроил для этих монахов церковь во имя Богородицы, чтобы они могли проводить свою жизнь, молясь в этой церкви и совершая богослужения. /…/ У подошвы этой горы (Синая. — П.Ю.) император построил очень сильное укрепление и поместил здесь значительный военный гарнизон…» В более подробном, но и более расцвеченном фантастическими деталями сочинении патриарха Евтихия сообщается, что император повелел построить монастырь на вершине Синая, но посланный для строительства легат ослушался императора и воздвиг на вершине только храм, а сам монастырь выстроил у подошвы горы, на том месте, где Неопалимая купина явилась Моисею и где находится колодезь Моисеев. Находясь вблизи двух гор, монастырь оказался незащищенным, ибо, поднявшись на склон горы, можно стрелять внутрь монастыря. Поэтому император отправил на Синай сто семей из невольников византийских, а в Египте к ним было присоединено столько же рабов, чтобы защищать и обслуживать монастырь. Ослушавшемуся легату император велел отсечь голову, но эта деталь, скорее всего, фантастична. Монастырь строился много лет и был закончен только между 548—565 годами (возможно, в 557 году, как считал русский ученый, епископ Порфирий Успенский). Зная привычку Юстиниана лично контролировать все дела, трудно предположить, что строительство одного из крупнейших монастырей на библейском месте могло проходить вне его непосредственного участия.

Вид монастыря св. Екатерины в середине XIX века. Литография Прохорова с рисунка из альбома архимандрита Порфирия Успенского. 1857. ГЭ. Литографии сделаны по путевым рисункам, исполненным помощниками архимандрита Порфирия во время его посещений монастыря в 1845 и 1850 годах

Бог хранил Синайский монастырь, хотя и посылал ему испытания. Рождались и умирали правители, возникали и исчезали империи, а в монастыре св. Екатерины все так же размеренно и неторопливо течет жизнь, как будто время остановило свой бег в песках Синайской пустыни. Далеко разносится звон монастырских колоколов, собирающий монахов на молитву в праздничные дни, а в простые дни колокола заменяют сильные удары в деревянную доску — талантон. Так продолжается уже много столетий. Магически-таинственно и умиротворяюще-спокойно звучат слова греческой литургии в полутьме древней базилики VI века, и не угасает огонь вот уже какое столетие в капелле Неопалимой Купины, построенной на том самом месте, где Бог явился Моисею, где горел и не сгорал терновый куст.

В течение столетий протекала жизнь синайских старцев, служивших Богу с полным самоотвержением, мужественно переносивших посланные испытания и не раз смягчавшие варварские сердца не только золотом и серебром монастырских сокровищ, но и безграничной верой и духовной стойкостью.

Среди чудесных явлений и подвигов аскетизма чудесным образом получил монастырь и свою небесную покровительницу — св. Екатерину Александрийскую. Сказание о жизни, чудесах и мученической смерти святой относится к началу IV века. Царская дочь, проживавшая в Александрии, Екатерина обладала необыкновенной красотой и ученостью. Несколько раз она получала видения иконы Богоматери с младенцем, после чего обратилась в христианскую веру и стала одной из активнейших ее проповедниц. В одном из видений Екатерина получила от Христа перстень в знак небесного обручения, и отсюда ее эпитет — «невеста Христова». Она участвовала в диспутах о вере с языческими мудрецами, которых не только победила, но и обратила в «веру Христову». По повелению императора Максимиана деву подвергали различным пыткам, в том числе на колесе с острыми шипами. Но колесо чудесным образом развалилось, а дева осталась невредимой. По приказу разгневанного императора в конце концов Екатерина была обезглавлена. После казни ангелы перенесли тело мученицы на одну из гор Синая. Там и были обретены монахами ее мощи. Событие это относят к VII веку, хотя документальных свидетельств не сохранилось. Но уже в конце X века Симеон Метафраст описывает житие святой Екатерины, упоминая Синай. В 1027 году монах Симеон отправился в Западную Европу с частицами мощей св. Екатерины и собрал большую милостыню для монастыря. Позднее синайский епископ Иорий отправился в Болонью с частицей мощей святой и также собрал большую милость для монастыря, но скончался в Бетуне в 1033 году. С момента обретения святых мощей монастырь на Синае получил, и сохраняет до наших дней, название монастыря св. Екатерины, она стала его небесной защитницей и покровительницей.

Неумолимое время проносилось над высокими стенами монастыря, который стоит в вихре песчаных бурь и бурь времени, оставаясь бесстрастным свидетелем смены династий, гибели царств, рождения новых государств. Время Крестовых походов сменилось процветанием Египта, возродилась после Латинского завоевания и вновь пала под ударами турок Византийская империя, наконец и Египет стал владением турецкого султана в 1517 году. В этот критический момент знаменитое ахтинаме пророка Магомета (пророк Магомет дал монастырю в 624 году особую охранную грамоту — «ахтинаме»),вновь спасло синайцев от разорения, но с тех пор настоящий документ хранится в Стамбуле, а монастырю была выдана копия.

Более 50 лет, с 1521 по 1575 год, монастырь был предметом спора между патриархами Иерусалимским и Александрийским. Только Cобор в Константинополе в 1575 году окончательно закрепил права монастыря и его статус в Иерусалимской патриархии. Согласно этому постановлению монастырь синайский независим и свободен в своих действиях. Он управляется своим игуменом — архиепископом, которым может стать исключительно инок Синайского монастыря. Но хиротонирован архиепископ должен патриархом Иерусалимским, поскольку монастырь находится в Иерусалимском патриархате. Эти правила действуют и сегодня.

Несмотря на удаленность своего расположения, определенную отрезанность от мира, несмотря на аскетизм и отшельничество монахов, монастырь почти всегда оставался в гуще событий. Время оставило свои зримые следы — во время Крестовых походов в монастыре появились франкские часовни; обитель наполнилась великолепными иконами, исполненными для крестоносцев; была перестроена трапезная, где появились готические своды. Владычество ислама оставило в центре этого православного монастыря мечеть. Хотя она не действует, но ее прямоугольный минарет соседствует с соборной колокольней, напоминая о прошлом и настоящем, поскольку ислам — официальная религия Египта. Кладка северной стены монастыря отличается от других юстиниановых построек. Это не случайно, разрушенная землетрясениями она частично обвалилась в 1797 году, но именно в это время Каир был взят войсками Бонапарта и по его приказу разрушенная стена была восстановлена французскими солдатами. Наполеон предоставил Синаю «Охранный эдикт», где признал привилегии монастыря и его автономию. К южной стене примыкает здание библиотеки и иконохранилища, построенное в 1951 году.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий