«Мораль и право vs политическая целесообразность? Из истории церковно-государственных отношений в Эстонии» (окончание)

Арендаторы в собственных храмах

В условиях, когда Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата после долгих лет существования «вне закона» наконец была юридически признана государством, казалось бы, отпадали выдвигавшиеся представителями Константинопольского Патриархата возражения против возможности урегулирования и имущественного вопроса. С этой целью представлялась наиболее плодотворной выработка трехстороннего договора между церковными структурами двух Патриархатов и эстонским государством. Однако митрополит Стефан, резко протестовавший против самой регистрации ЭПЦ МП, в письме от 22 апреля 2002 г. на имя премьер-министра С. Калласа, заявил, что будет вести переговоры только с правительством. В итоге между Константинопольской структурой и властями Эстонии 4 октября 2002 г. был заключен протокол о намерениях9, согласно которому ЭАПЦ КП отказывается в пользу государства от юридически, но не фактически переданного ей имущества, которым в действительности пользуются приходы ЭПЦ МП, а также от реализации ранее признанного за нею права на передачу ей такого же имущества, до того момента еще не полученного. Государство, согласно этому протоколу, передает имущество приходам ЭПЦ МП в платное пользование, но не в собственность, что было особенно оговорено как непременное условие со стороны константинопольской организации10. На основании этого протокола в тот же день между ЭПЦ МП и правительством Эстонии в лице министра внутренних дел А. Сепика был заключен другой протокол о намерениях, предусматривающий передачу церковных объектов в аренду на 50 лет с правом застройки, причем арендная плата государством была назначена в символическом объеме11. «Ценой вопроса» для эстонского государства стала щедрая компенсация, выделенная ЭАПЦ КП в объеме 35,5 миллионов эстонских крон.

Процесс передачи имущества сдвинулся с мертвой точки. Некоторые местные самоуправления, не связанные ограничениями со стороны ЭАПЦ, пошли навстречу приходам ЭПЦ МП и передали им находившееся в муниципальном владении историческое имущество в собственность. Так, например, произошло в Кивиыли, Нарва-Йыэсуу, Тюри, а совсем недавно, 27 ноября 2012 г., и в Таллине, где были сразу переданы три объекта недвижимости: храм во имя святого Николая Чудотворца в Копли и соседний дом (с земельными участками при них) и часовня на Александро-Невском кладбище. Однако в целом процесс носил дискриминационный характер и явно противоречил договоренностям 1996 г. о стремлении к обеспечению для всех православных Эстонии равных прав, в том числе и в имущественной области. Предпринимавшиеся неоднократно попытки новых переговоров по данному вопросу как с представителями Константинопольской Патриархии, так и с самим митрополитом Стефаном так и не привели последнего к готовности дать согласие на передачу государством храмов ЭПЦ МП в собственность ее приходов.

Патриарх прощается с родиной

Святейший Патриарх Алексий II и игумения Варвара, настоятельница Пюхтицкого монастыря

Святейший Патриарх Алексий II и игумения Варвара, настоятельница Пюхтицкого монастыря

Регистрация Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и начало процесса закрепления за нею ее исторической собственности – пусть и не на тех же правах, которыми пользовалась константинопольская юрисдикция – открывали для патриарха Алексия II долгожданную возможность снова побывать на своей родине, поклониться родительским могилам, посетить места, где так долго протекало его церковное служение. В Эстонии он не был десять лет, справедливо полагая, что не может наносить визит в страну, где попираются гражданские права многих тысяч православных верующих, почитающих его своим патриархом.

В сентябре 2003 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Эстонию. В переговорах с президентом Эстонской Республики А. Рюйтелем, с премьер-министром Ю. Партсом патриарх выразил глубокое убеждение в том, что длительная дискриминация верующих, принадлежащих к ЭПЦ МП, была серьезной ошибкой политиков начала 90-х гг. Большое внимание было уделено разрешению проблем в области имущественных прав Церкви. Патриарх настаивал на необходимости обеспечения равенства условий использования церковного имущества для обеих православных церковных структур.

Патриарх Алексий совершал торжественные службы в таллинском Александро-Невском соборе, который когда-то еще отроком очищал от грязи и готовил к первому после вывода германских войск богослужению, а также в Пюхтицком женском монастыре. Как оказалось впоследствии, тогда и состоялось его прощание с этими дорогими его сердцу святынями, которые ценой предельного напряжения усилий ему удалось уберечь от закрытия и разорения более сорока лет назад.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий