«Мораль и право vs политическая целесообразность? Из истории церковно-государственных отношений в Эстонии» (окончание)

Жизнь продолжается…

Продолжение переговоров двух Патриархатов так и не привело к исполнению договоренностей 1996 года в полном объеме. Тем не менее, протоколы о намерениях 2002 г. со временем были реализованы, имущество Эстонской Православной Церкви закреплено за ее приходами, но с правом использования, а не собственности. Глава эстонской структуры в Константинопольской юрисдикции митрополит Стефан, к сожалению, так и не оставил своих резких выпадов против Московского Патриархата и лично против покойного патриарха Алексия II, которого в своей статье в одной из греческих газет характеризовал следующим образом: «Он из пастыря единого народа превратился в расчленителя наряду с другими расчленителями»12.

Митрополит Корнилий (Якобс)

Митрополит Корнилий (Якобс)

Выступая на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в октябре 2004 г. митрополит Корнилий с горечью заметил, что руководство ЭАПЦ не желает «ничем поступиться для <…> восстановления хотя бы некоей меры справедливости по отношению к нам»13. Предпринимавшиеся попытки развивать непосредственный диалог между двумя юрисдикциями в Эстонии пока не принесли ощутимых плодов. Состоявшиеся встречи митрополита Корнилия с митрополитом Стефаном, а также собеседования клириков двух церковных юрисдикций не привели к сближению позиций. Представители ЭАПЦ заявили, что вопрос о передаче в собственность ЭПЦ МП используемых ею храмов они по-прежнему готовы рассматривать лишь в обмен на признание константинопольской церковной структуры в качестве автономной Поместной Церкви и, стало быть, на отказ «московской» Церкви от своего статуса.

Категорическое нежелание представителей Константинополя допустить равноправное сосуществование двух юрисдикций на территории Эстонии, на которое ради церковного мира пошла Русская Православная Церковь, вновь проявилось при рассмотрении вопроса о членстве Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата в Конференции европейских церквей, куда была принята константинопольская ЭАПЦ. Результатом стала приостановка в 2008 г. членства Русской Православной Церкви в этой межхристианской организации.

Единственным достижением в области межправославных отношений, связанным с эстонским вопросом, пожалуй, стало решение собрания Предстоятелей Православных Поместных Церквей в Стамбуле в октябре 2008 г. о том, что на последующие Всеправославные совещания будут приглашаться лишь автокефальные Церкви, что, исключая возможность участия ЭАПЦ в подобных встречах, позволило разблокировать ход подготовки Всеправославного Собора, который на долгие годы остановился в связи с эстонским церковным кризисом, и успешно провести в Шамбези в июне 2009 г. заседания IV Всеправославного предсоборного совещания.

Несмотря на то, что ЭАПЦ в результате событий 1990-х годов и проявленных тогда политических усилий владеет бóльшей частью храмов Эстонии – и владеет на признанных государством правах законной собственности, – по количеству прихожан храмы Константинопольской юрисдикции многократно уступают Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, доныне остающейся временным арендатором значительной части используемых ею церковных зданий.

Впрочем, сами верующие в Эстонии об этом говорят и думают все реже. Жизнь продолжается, и Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата по-прежнему, вопреки всем пережитым испытаниям, объединяет подавляющее большинство православных жителей Эстонии. Согласно официальным данным Министерства внутренних дел Эстонской Республики, численность православных верующих московской и константинопольской юрисдикций составляет около 200 тыс. и 27 тыс. чел. соответственно14. Если эта статистика и неточна, то едва ли подправлена «в пользу Москвы». Непосредственные наблюдения за численностью молящихся в храмах, за частотой богослужений заставляют усомниться в наличии (или, по крайней мере, в церковной активности) и тех прихожан, которые фигурируют в данных Siseministeerium, еще в 2000 г. выглядевших значительно более скромными: около 18 тыс. чел.

По соседству с пустующими старинными церквами, принадлежащими ЭАПЦ, на средства верующих возводятся новые храмы, которые вместят сохранивших верность своей Церкви православных христиан. В таллинском районе Ласнамяэ подходит к завершению строительство величественного храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», закладку которого освятил патриарх Алексий II в ходе своего последнего визита в Эстонию. Примыкающая к храму площадь носит имя этого великого иерарха XX в., уроженца и архипастыря Эстонии.

Таким образом, простой верующий народ в большинстве своем не пошел за инициаторами раскола эстонского Православия в последнем десятилетии ХХ в., не поддавшись жесткому давлению националистических политиков, готовых ради достижения конъюнктурных целей грубо вмешиваться в область религиозной жизни и нарушать общепризнанные человеческие права.

Примечания:

1. Православие в Эстонии… С. 467–470.
2. Православие в Эстонии… С. 471–473.
3. Православие в Эстонии… С. 485–488.
4. Православие в Эстонии… С. 476–480.
5. http://www.mospat.ru/archive/nr106081.htm
6. http://www.mospat.ru/archive/nr106242.htm
7. См.: Православие в Эстонии… С. 520–522.
8. См.: Православие в Эстонии… С. 508–520.
9. Православие в Эстонии… С. 523–527.
10. Православие в Эстонии… С. 525.
11. Православие в Эстонии… С. 527–534.
12. Στέφανος, αρχιεπίσκοπος Ταλλίνης και πάσης Εσθονίας. Οι σχέσεις μας με το Πατριαρχείο Μόσχας // То Βήμα. 05.03.2006.
13. Православие в Эстонии… С. 589.
14. Официальный сайт МВД Эстонии: http://www.siseministeerium.ee/statistics/. Данные за 2008 г.; более поздней статистики на сайте не имеется. Численность последователей Эстонской евангелическо-лютеранской церкви здесь определена в 180 тыс. верующих.

Назад      Начало

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий