Мученичество царя Луарсаба

Икона цари-мученики: царь Карталинский Луарсаб и царь Иверский Арчил II Икона цари-мученики: царь Карталинский Луарсаб и царь Иверский Арчил II

I.Поминание святых- боголюбивым радость сущая, ибо ненасытно их желание в них, ибо и они ненасытною любовию ко Господу были огненно пламенны, потому и стерпели нестерпимые мучения и Промыслом Божиим дерзнули недостойную и смертную плоть свою поставить превыше огня и меча. И ныне наполнена бессмертием память о них, яко глаголит Премудный Соломон, и восхваляющие их с усердием и сами наполняются бессмертием и вечной жизнью, ибо истоки бессмертия и жизнь беспредельная поселена между ними.

И ждет Он кого-либо раба Своего, достойного Его восхваления и славы, ибо мученики собственные рабы Его, не то, что рабы, но други Его собственные и верные, как глаголит Истина Премудрая к ученикам Своим, а именно: «Вы есте други Мне, ибо не назову вас рабами, но друзьями». И затем глаголит: «Не об этих только я говорю, но и обо всех, которые уверовали в Меня словами своими».

Зрите ли вы, верующие, величие их даров?! Узрите бездну непостижной Его благости и человеколюбия, так возлюбил сладостный Владыка нас-отступников и проклятых рабов, заслуживающих лишь всякого наказания, недостойных быть даже рабами рабов, отныне обратил в друга и сопричастника Царства Своего, нас-людей из праха и в прах же обращенных и превратил он нас в граждан Небес, ибо говорит: «Отче, желаю, чтобы служители Мои были там, где Я». Посему, что же удивительного, что мученики, хотя не вполне принимали благостный Завет, которым свыше преисполнено всякое сознание. Ибо там, где властвует Владыка, которому поклоняется превеликий Сонм ангелов, там и служители Его. Ибо крови свои растворили в крови Владыки и души свои положили за Него. И отныне стали сопричастниками Ему и сонаследниками. Поэтому и нас сделали должниками и подъяли и удостоили нас славить и хвалить подвиги и подвизания их.
Ибо кто столь достоин прославления и всяких почестей, как сей наш славный мученик, сия новая жертва и добровольное всесожжение, умаленные беды Христа восполнивший плотью собственной, и стал соотнесен к полноте мучеников. Ныне повествую это наше (слово) о взошедшем в нашей стране из царских корней и по Царскому пророчеству в царственном венце и паче благолепном в богослужении, а теперь подвигами мученичества украшенном царе Луарсабе, прекрасном и сиятельном в нетленном блеске венца.

Святые мученики Цари Грузинские Арчил и Луарсаб.
Тбилиси, церковь Св. Троицы — Самеба. Фото achiko.ru

II. Он был сын боголюбивого царя, коего именовали Георгий, а матерь звали Тамар. Он был у них один при двух дочерях. Из сих богоугодных корней взошел сей [72] святой и две дщери, как я уже говорил спервоначала. Первую (дочь) звали Елена, а младшую Хуаранша. Из него и его благоверной супруги взошли трое, трое блистательных и бесподобных добродетелями паче человеков той поры, как все о том сказывали. Но более говорили о прелестях и блеске внешности и красоте стати сего желанного. А взрастили его цари богоугодники в доброй учености и паче в служении ко Господу. И научали его учению по всем богодухновенным писаниям, что было свойственно твердости веры их. Не оставили его и без внимания к мирскому и воинскому обучению и сноровкам, ибо все сполна накопил в себе сей желанный еще в пору малолетства. И так в приумножении том возрастал мудростью и статью пред Богом и людьми. И когда преставился отец сего желанного царь Георгий, а царица Тамар была преставлена прежде, оставил он его в сиротстве совместно с двумя дочерями. Когда умирал царь Георгий, призвал он сына своего Луарсаба, помолился о нем и благословил всем благословением и возложил на него царский венец и поручил ему, желанному, правление царством, а сам сопричислился пращурам своим.

III. И как ведомо вам всем изначальные вражда и насилие персами Грузии, под (гнетом) великой дани и засилия пребывали грузины. В ту пору появился среди персов шах Аббас неверный, овладевший царством Персидским, ибо был он человек злодей и стяжатель всякой злобы и коварный. Покорились ему многие области и роды, окружавшие его. Тогда же и грузин он стал с большим насилием теснить. А желанный сей царь покуда был юн и неопытен и не было у него никакого споспешника и соратника, ни брата, ни каких-либо своих родственников. Поэтому пребывал он в великих заботах, ибо множество злобствующих восстали на Грузию. Вначале османы, которые покорили царство Греческое, затем персы и затем ближние наши горцы из овсов, которые, поселившись вблизи от нас, причиняли много вреда нам, ибо с наступлением лета и до зимы убивали и полоняли нас явно и тайно. Вот такой бедой были окружены грузины.

В ту пору, когда султан снарядил большую силу на Вавилон, его сопровождало татарханово воинство, которые суть крымцы. И решили бывшие там татархановцы, около сорока тысяч отборных воинов, идти на Грузию и полонить ее и истребить сполна и вернуться обратно, наполненные плененными и добычею, ибо бесцарственной представлялась им Грузия, а об юноше этом им ничего не было ведомо, ибо, как я уже говорил, был еще юн сей желанный.

Они же приблизились незаметно. Царь стоял в местечке Цхирети, в малой крепости и с малым (количеством) людей и ни о чем не ведал. Была майская весенняя пора, когда все это происходило. Потому как земли Абоци, Ташири, Джавахети и Триалети со всеми окружавшими их областями в ту пору были полностью разорены и не обустроены людьми, поэтому-то и прошли они эту местность незаметно, прошли Триалети и достигли Манглисского ущелья. Но по Промыслу Всевышнего, не заметили величественную Манглисскую церковь Богородицы, ибо ее покрывали столь густые тучи и туман, что проходившее мимо нас многочисленное воинство не увидело ни церкви, ни деревни.

А вблизи нее есть малое местечко, которое называется Квелта. Схватили они некоего старца из того местечка по имени Свимон и силой забрали его, чтобы тот указал им месторасположение царя. Но этот старец желанный избрал смерть выдаче царя и полному обречению Грузии. И возглавил старец их и повел их по бездорожным местам. Взошел на гору и сбил их с пути, действительно ведущего в Цхирети. И повел их и завел в ущелье Ркони, по трудному, узкому и скалистому пути. И в шествии том многие лошади и люди попадали со скал и теснин и погибли. И люди сии знатные, узрев себя столь обманутыми и стесненными, схватили того старца и отрубили ему голову. А сами прошли Тедзмийское ущелье и с большими трудностями и лишениями вышли и рассеялись по Доесийской долине и разбрелись по всем местностям, как это и происходит с несведущими в путях. Тут река Кура весьма увеличилась и потому было невозможно ее перейти. И когда они в суете и в совершенном заблуждении искали себе дорогу, то тут же увидели в дали некоего старца на Доесийской равнине, [73] уплисцихского армянина. Пустились бегом за ним, дабы схватить и выпытать дорогу, ведущую (к стоянке) царя и грузин. Увидя большое войско, словно саранча во множестве покрывшее равнину, старец пустился от них наутек и успел (взбежать) на уплисцихский мост и начал разбирать его и (доски) сбрасывать в реку. Подошли татары, сгрудились у моста, но не смогли пройти. Затем вернулись и вновь покрыли собой ту же Доесийскую долину. А армянин же, старец, спешно явился и распространил весть об этом среди грузин по ту сторону Куры, чтобы спешно отправиться к царю.

Царь же, расположенный в Цхирети и там же находившиеся грузины, видя такое множество (неприятельского) войска, опешили от столь неожиданного обстоятельства, ибо царь стоял лишь с малым количеством придворных людей. Потому-то и охватило их бессилие. Но в надежде на Бога и в уповании на Всесвятую Богородицу (царь) вынес лучшее из решений, приличное его мужеству и благодати его. Не счел он нужным бегство, ни сокрытие в крепости, а стремглав отправил гонцов, чтобы спешно пришли в Тасискари к Ахалдабскому мосту. А моурав Георгий, сын Саака, сей мужественный ратник и бесстрашный помыслами, который мужеством и отвагой наипаче превосходил всякого человека, примкнул к царю, и они явились туда. И войско татар отправилось туда же, ибо идти иным путем им было невмочь из-за разлившейся реки и незнания дороги. Грузины же располагались по ту и по сю сторону (реки). И произошла битва жестокая и стали истреблять и уничтожать и повергать татар, так что татары не были в состоянии повернуться лицом к грузинам. Вот такую победу ниспослал Господь блаженному сему царю и грузинам, и невзирая на численное превосходство татар едва ли не полностью уничтожили их, повергли и затем стали преследовать. А большинство их утонуло в реке-отборные кони и всадники, подобно оным египтянам, а те, что остались на суше, достались малым отрокам и женщинам, которые отборных этих всадников хватали живыми, таскали их и волокли. И сполна истребили так, что говорили, что от такого их войска (спаслись) бегством, примерно, четырнадцать человек, и имена их исчезли полностью, а у грузин не было ни одной смерти.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий