На пути к утверждению концепции «Москва – Третий Рим»

Теймур Атаев

Москва. Кремль. Царская площадь Москва. Кремль. Царская площадь

  «Жидовствующие» против униатов?

С конца 1470-х гг. в Новгороде возникла некая религиозная группа, чьи действия именовались «ересью жидовствующих». Годы начала функционирования движения, совпавшие с антиновгородскими действиями Москвы, позволяют некоторым экспертам предполагать его инциирование противниками Ивана III. В частности, силами, ориентировавшимися на Великого Князя Литовского и короля Польши Казимира IV, геополитического соперника Московского княжества.


При этом данные эксперты оперируют на сказанное основателем Иосифо-Волоколамского монастыря, игуменом Иосифом Волоцким (Иван Санин), т. к. конкретная информация по событиям в летописях отсутствует.

По словам игумена, еще в 1470 г., вместе с Михаилом Олельковичем, в Новгород пришел «жид Схария», соблазнивший попа Дениса «в жидовство». Следующим «от непорочной и истинной христианской веры» отступил протопоп Алексей, после чего «прибыли из Литвы и другие жиды». Члены возникшей структуры «возносили многие хулы и поношения на Божественную Церковь», надругаясь и запрещая поклоняться «божественным иконам и честному Кресту»; многие «научились» порицать «Священное Писание».

Однако, в 1480 г. Иван III «взял» в Москву первых новогородских «жидовствующих» священников — Алексея и Дениса, определяемых Волоцким первенцами сатаны. Первый стал «протопопом церкви Успения Пречистой Богородицы», а второй оказался в церкви «архангела Михаила». В Москве они «погубили многие души», некоторые из которых «отпали от Церкви и обрезались в жидовскую веру». «Главой и учителем еретиков» игумен называет архимандрита Московского Симонова монастыря Зосиму, чье «злодейство нечистой души» тогда "не было еще открыто"1.

Признаем, что вышеописанное вызывает немало вопросов. Если Схария пришел в Новгород в команде Михаила Олельковича, вряд ли он мог исповедовать религиозные взгляды, противоположные князю. А Михаил являлся православным, противником унии, продвигавшейся Казимиром IV. Также согласимся, что Иван III не мог перевезти в Москву своих противников (в лице Дениса и Алексея), да еще с предоставлением им места для священнослужения в авторитетных церквах. Кроме того, Иван III никогда не позволил бы вражеским силам вольготно чувствовать себя на расстоянии вытянутой от него руки. А ведь сторонники «жидовствующих» оказались в Москве, где среди знаковых фигур, поддержавших движение, фигурировала даже личность влиятельного придворного дьяка Федора Курицына (к слову, данный ход событий позволял советской историографии говорить о «новгородско-московской ереси»).

Другое дело, наличествовавшаяся в тот период в Новгороде политическая борьба между силами, ориентировавшимися, соответственно, на Ивана III и Казимира IV, могла привести к инициированию сторонниками партий акций, направленных против соперничающей группировки. В этом контексте, конечно, немаловажное место занимал идеологический ракурс, безболезненно обрамляемый в религиозную оболочку.

В свете сказанного, серьезный интерес может привлечь определенный акцент известного русского священника ХХ века, историка, значимого деятеля мирового экуменического движения Георгия Флоровского. Так, он обращал внимание на возникновение «ереси жидовствующих» в то «самое время», когда «в Новгороде на владычнем дворе шла работа над библейским сводом» (до этого на Руси переводились на церковнославянский язык и переписывались отдельные части Библии — прим. авт.).

По словам Г. Флоровского, составление и обработка первого полного славянского библейского свода оказались «в латинских руках», и если общее руководство официально принадлежало владычнему архидиакону Герасиму Поповке, в действительности решающее влияние имел некий доминиканец Вениамин, прибывший из Кракова или Праги («презвитер, паче же мних обители святого Домника, именем Вениямин, родом словенин, а верою латынянин»). Исследователь считает появление Вениамина в Новгороде в рассматриваемый период неслучайным2. Тем был составлен сборник библейских книг (Паралипомен, Ездра и др.), отсутствовавших в русских переводах с греческого и переведенных с католической Вульгаты (латинский перевод Священного Писания). Все они были включены в подготавливаемый библейский свод3.

В целом, работа над библейским кодексом осуществлялась при непосредственном содействии Новгородского архиепископа (с 1484 г.) Геннадия (Гонзова). Он, вместе с Иосифом Волоцким, являлся одним из главных обличителей «еретиков», бросившись на них, по словам последнего, «словно лев» на «злодеев». Свой порыв Геннадий объяснял желанием сохранения православного христианства "непоколебимым от еретического нападения, от еретиков, мудрствующих по-иудейски"4.

На соборе 1490 г. «еретики» подверглись обструкции, с фактическим обвинением их в пропаганде иудаизма. Отмечалось празднование ими Пасхи «по-июдейски»; утверждалось о постановке с их стороны вопроса, "како можетъ Богъ на землю сиити и отъ Дъвы родитися, яко человъкъ? но ни есть тако: яко пророкъ бъ подобенъ Моисъю, а не равенъ Богу и Отцу"5.

Т. е. речь шла о представлении «жидовствующих» группировкой, отрицающей один из основных догматов православной церкви – о троице. В свете чего представляется неслучайным осуществление именно во второй половине XV в. перевода труда творившего в VII-VIII вв. христианского богослова, философа Иоанна Дамаскина «О ста ересях вкратце». Ведь в нем мыслитель, считающийся одним из Отцов Церкви, среди четырех «матерей и первообразов» всех ересей, от которых «произошли все остальные», называл "иудейство"6.

С учетом нанесения собором удара по позициям «еретиков», целесообразно обратить внимание на ведение форума Зосимой, который в том же 1490 г. "возведенъ бысть на дворъ митрополичь"7 (т. е. стал митрополитом Московским и всея Руси). Этот нюанс как-то не сходится с представлением Иосифом Волоцким Зосимы идейным вождем «жидовствующих». Правда, игумен фиксирует, что митрополит «повелел проклясть» еретиков, «притворяясь христианином», но, все же, здесь явно проявляется нестыковка.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий