О древнееврейской военщине

Победа Иуды Маккавея, иллюстрации Гюстава Доре.

Михаил Туваль

Римский историк Публий Корнелий Тацит в своем описании происхождения евреев, их обычаев и образа жизни сообщает: «Души погибших в бою или казненных врагами они почитают бессмертными, отсюда их презрение к смерти». Историк собирался «описать гибель знаменитого города» — Иерусалима, а посему счел необходимым «рассказать о его основании», так же как и об истории еврейского народа. Тацит был далеко не единственным языческим автором, обратившим внимание на то, что евреи — отчаянные бойцы.

В качестве введения стоит сказать несколько далеко не очевидных вещей. Во-первых, «израильская военщина» уже давно превратилась в притчу во языцех: еще один на первый взгляд необъяснимый феномен современного Израиля. Народ, две тысячи лет не державший оружия в руках, в мгновение ока превратился в нацию кровожадных, вооруженных до зубов милитаристов и неоднократно давал прикурить полчищам арабов, которые на протяжении всей своей истории вообще мало чем занимались, кроме войны. И каждая новая израильская война или серьезная операция входит в учебники военных школ в качестве примера. При этом израильский милитаризм воспринимается как явление современное, якобы не имеющее прецедентов в предыдущей еврейской истории. Как и некоторые другие стереотипы, связанные с современным Израилем и евреями, этот тоже неверен, как читатель и сам вскоре увидит.

Во-вторых, когда заходит разговор про иудаизм (и неважно, в какой среде он заходит), обычно имеется в виду классический, то есть раввинистический иудаизм, который начал формироваться уже после разрушения Второго храма в 70 году н. э. Не стоит забывать, что Иеру­салимский храм был разрушен из-за того, что евреи подняли восстание против Римской империи. Первый свод раввинистической литературы, Мишна, был опубликован около 200 года н. э., после еще двух ожесточенных и фактически беспрецедентных еврейских восстаний против Рима. Процесс формирования раввинистического иудаизма происходил в условиях диаспоры и занял несколько сотен лет. Другими словами, это далеко не тот же иудаизм, которого придерживались поздние Хасмонеи в конце II века до н. э. или евреи Кирении, Египта и Кипра в начале II века н. э.

Ну а в-третьих — что является непосредственной причиной второго пункта, — практически вся еврейская литература обсуждаемого периода была отвергнута раввинистическим иудаизмом и незнакома даже многим из сведущих в еврейской истории, не говоря уже о том, что евреи, как правило, не воспринимают всерьез то, что писали о древнем иудаизме язычники. Эти последние, вроде Тацита, цитируемого выше, или Кассия Диона, которого я процитирую ниже, дескать, махровые антисемиты, и их мнение, по определению, враждебно к евреям. С тем, что греко-римские интеллектуалы евреев не сильно жаловали, я спорить не буду, однако это ни в коей мере не означает, что мы должны пренебрегать информацией, содержащейся в их трудах.

И последнее —  существует масса свидетельств в пользу того, что в период Второго храма многие евреи активно занимались миссионерской деятельностью или, как это обычно называют,«прозелитизмом», то есть прикладывали усилия к тому, чтобы обратить язычников в иудаизм. Я также писал о том, что античный иуда­изм — не только «религия», как современные западные люди понимают это слово, но и политическая система. Прозелитизм может быть увещевательным, а может быть и воинствующим. И если три древних автора в один голос заявляют, что больше всего на войну против Рима евреев воодушевило древнее пророчество о том, что именно в это время из Иудеи выйдет человек, которому суждено править миром, то, возможно, стоит пересмотреть «слезливый» нарратив, согласно которому миролюбивые евреи были вынуждены восстать лишь потому, что римляне ущемляли их права. Иосиф Флавий рассказывает, что в начале восстания — пока римляне еще не прислали серьезные воинские силы для его подавления — зелоты вероломно перебили весь римский гарнизон в Иерусалиме, оставив в живых лишь его командира Метилия, который «молил о пощаде и обещал стать евреем и даже совершить обрезание».

Теперь я хотел бы сосредоточиться на древних свидетельствах о том, что в период с середины II века до н. э. по середину II века н. э. евреи были народом воинствующим. В соответствии с поздними книгами Еврейской Библии, после возвращения из Вавилона в последней трети VI века до н. э. евреи довольно долго мирно жили под властью сначала Персидской, а затем Птолемейской и Селевкидской империй, вплоть до 60-х годов II века до н. э. Однако уже в эти времена — и даже намного ранее — мы слышим о евреях — профессиональных солдатах. Так, первая община диаспоры, о которой нам немало известно, — это еврейский гарнизон, который находился на острове Элефантина на реке Нил в Верхнем Египте. По всей видимости, это еврейское поселение было основано в VII веке до н. э. фараоном Псамметихом I или даже его отцом Нехо I, а затем просуществовало несколько сотен лет. Первые еврейские общины в Малой Азии (на территории современной Турции) были основаны в конце III века до н. э. по инициативе царя Антиоха III в качестве военизированных поселений, в целях обеспечения безопасности и стабильности в регионе. Однако в этих случаях мы говорим о наемниках, а не о евреях, воюющих за свою независимость или в целяхэкспансии.

Переломный момент в отношении евреев к засилью чужеземцев наступил в эпоху Хасмонейских войн, спровоцированных гонениями на иудаизм в период правления селевкидского царя Антиоха IV Эпифана, в 60-х годах II века до н. э. Некоторые евреи предпочли пацифизм и мученическую смерть, а другие — а именно Хасмонейский клан — с оружием в руках поднялись на борьбу за свободу иудаизма. Они одержали несколько блестящих побед над врагом и вскоре добились прекращения гонений.

Одним из двух важнейших источников по истории этого периода является 1-я Маккавейская книга, которая была написана в кругах Хасмонейского двора и по содержанию является пропагандистским произведением. Автор смакует батальные сцены и боевую доблесть Хасмонеев, которым, по его мнению,Б-г предначертал принести спасение Израилю. Примеров военных историй в 1 Макк. — легион, но нам хватит одного, повествующего о том, как Йеуда Маккавей отправился в Северное Заиорданье ради избавления тамошних евреев от нападок их соседей-язычников. После подробного описания блестящих побед Йеуды над местными язычниками автор рассказывает:

Тогда Иуда собрал весь Израиль, живший в Галаадитиде, от мала до велика, их жен и детей, их поклажу — громадный стан, чтобы идти в Иудею. И подошли они к Эфрону, а это большой город прямо на пути, очень сильная крепость, которую не обойти ни справа, ни слева: нужно было пройти прямо через нее. Но жители города заперлись и завалили ворота камнями. Тогда Иуда отправил к ним послов с мирными предложениями: «Мы пройдем через твою землю, чтобы двинуться дальше в нашу землю, и никто не причинит вам зла; мы только пройдем пешком». Но те не захотели открыть ему [ворота]. Тогда Иуда приказал объявить всем, чтобы разбивали стан, кто где находится. Мужи войска заняли места в строю, и он сражался с этим городом весь тот день и всю ночь. И город был предан в его руки. Он перебил весь мужской пол пастью клинка, вырвал город с корнем, захватил в нем добычу и прошел через него прямо по трупам. [Когда они вернулись в Иудею], они поднялись на гору Сион в радости и веселии и совершили всесожжение за то, что никто из них не погиб вплоть до возвращения с миром (5:45-53).

Как известно, аппетит приходит во время еды, и Хасмонеи решили продолжить войну даже после того, как был издан царский указ об отмене религиозных гонений. Сначала, в 40-х годах II века до н. э., они добились государственной независимости, а затем развернули мощную кампанию, направленную на территориальную экспансию, сопровождаемую иудаизацией завоеванныхплемен.

Хасмонейский первосвященник Йоханан Гиркан (134–105 гг. до н. э.) захватил расположенную к северу от Иудеи Самарию и разрушил самаритянский храм на горе Геризим (скорее всего, с целью массовой иудаизации самаритян). Затем он повернул на юг, захватил Идумею (в этот период так назывался юг Иудеи) и обратил идумейское население в иудаизм. Его сын Аристобул I, правивший всего один год и провозгласивший себя царем, завоевал Галилею, а также обратил обитавшее там племя арабов-итуреев в иудаизм.

Брат Аристобула, царь Александр Яннай (104–76 гг. до н. э.), был, пожалуй, наиболее колоритной фигурой во всей истории Хасмонейской династии. Этот первосвященник провел намного больше времени в полевых условиях, нежели в Храме. Судя по нашим источникам, ему было безразлично, с кем воевать, — видимо, он получал удовольствие от самого процесса. Выйдя победителем из гражданской войны, в ходе которой он уничтожил пятьдесят тысяч евреев, восемьсот оставшихся в живых он распял. Их детей и жен он вырезал на глазах у распятых. Используя современную терминологию, можно сказать, что для него война была видом «экстремального спорта» — он завоевал Газу, Северный Негев, восточное побережье Мертвого Моря, Северное Заиорданье и Голанские высоты, разрушая дотла сопротивляющиеся города и периодически сжигая живьем по нескольку сот врагов.

Иосиф Флавий, гордившийся своим хасмонейским происхождением, подытоживает период правления Янная следующим образом:

Около этого же времени иудеи успели овладеть целым рядом сирийских, идумейских и финикийских городов, а именно приморскими городами: Башнею Стратоновою, Аполлонией, Яффо, Явне, Ашдодом, Газой, Антедоном, Рафиахом, Ринокорурой; на суше, вблизи границ Идумеи, Адорой, Марешой и вообще всею Идумеей, Самарией, горами Кармель и Тавор, Скифополем (т. е. Бейт-Шеаном), Гадарой, Гавланитидой (т. е. Голанскими высотами), Селевкией, Гавалой, моавитскими городами: Хешбоном, Медвой, Лемвой, Оронаимом, Агалаином, Фоной, Цоаром, ущельем Киликийским, и Пеллой (этот город они разрушили до основания, так как жители не согласились принять иудейские обычаи) и другими главнейшими сирийскими городами, которые они уничтожали дотла.

Далеко не факт, что если бы Янная спросили, то он бы вспомнил все эти названия, поскольку частенько пребывал в состоянии алкогольной интоксикации: в соответствии с Флавием, одной из причин его смерти «была неумеренность в вине». Его вдова, Саломея-Александра (Шломцион; 76–67 гг. до н. э.) не вела экспансионистских войн, однако обеспечила безопасность за счет могучей армии наемников.

Параллельно событиям в Иудее, или, вернее уже будет сказать: в «Великом Израиле», евреи диаспоры тоже не спали. Один из первосвященников, оставшихся без работы из-за прихода Хасмонеев к власти, — или его сын — основал еврейскую колонию в Египте и заручился поддержкой Птолемеев. Птолемеи поощряли еврейскую иммиграцию в Египет и пользовались услугами евреев, переселившихся туда. Здесь не место подробно излагать историю еврейской общины Птолемейского Египта, но необходимо отметить, что в обсуждаемый период сыновья вышеупомянутого еврейского первосвященника дослужились до командования всей армией Клеопатры III. Когда та, опьяненная победами над своим сыном Птолемеем IX, подумывала о захвате территорий Александра Янная, главнокомандующий ее армией по имени Хананья строго предупредил ее, что подобный шаг «превратит всех нас, то есть евреев, в твоих врагов». Клеопатра отказалась от своей бредовойидеи.

В 60-х годах I века до н. э. Иудея постепенно попала в сферу интересов Римской республики. В этот момент Хасмонеи разделились: партия Гиркана II (которой, по сути, «рулил» отец будущего царя Ирода Антипатр) пошла на сотрудничество с римлянами, а другая, возглавляемая Аристобулом II, выбрала путь конфронтации. Аристобул и его сыновья долго сопротивлялись Риму, но в конце концов все до одного погибли в этом неравном поединке. Однако не стоит полагать, что Антипатр и Ирод были пацифистами — они завоевали доверие римлян в основном за счет военной поддержки, обеспечиваемой ими различным римским олигархам.

Про Ирода, который пришел к власти над Иудеей именно потому, что Марк Антоний и Октавиан прекрасно знали его бойцовский потенциал, публикуется, как минимум, по книге в год. Разумеется, мы не сможем подробно обсудить эту личность в рамках настоящейстатьи. После прихода к власти и жестокого подавления последних очагов хасмонейского сопротивления, Ирод правил евреями мирно. При этом он не прекращал воевать с соседями-набатеями. Так, например, после того, как набатеи напали на Иудею после постигшего ее землетрясения, Ирод пошел на войну с Аравией и нанес набатеям сокрушительный удар. Уничтожив более десяти тысяч врагов, он сломил их мощь до такой степени, что они официально признали его своим покровителем. Если верить Флавию (который не сильно жаловал этого царя), то

Телесная сила Ирода равнялась силе его ума. Он всегда был первым в охоте, в первую очередь благодаря своему искусству верховой езды. Был случай, когда за один день он подстрелил сорок диких зверей — ведь Иудея изобилует кабанами, оленями и дикими ослами. И в борьбе не было ему равных; во время состязаний многие бывали поражены точностью, с какой он бросает дротик, и постоянством, с каким его стрелы находят цель. В придачу к телесным и умственным достоинствам он был еще и баловнем удачи: ведь на его долю выпало очень мало поражений, да и те, которые были, произошли не по его вине, но из-за опрометчивости его воинов или вследствие измены.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий