О древнееврейской военщине

Масада. Иудейская пустыня

Масада. Иудейская пустыня

Не стоит забывать, что немалая часть монументальных строений Ирода — это крепости, такие как Кипрос, Гиркания, Иродион и, разумеется, Масада. Если абстрагироваться от современных идеологем и мифов, то в Масаде больше всего воодушевляют шикарные дворцы, баня, система водоснабжения и гигантские склады для оружия и продовольствия, возведенные тамИродом.

К сожалению, после смерти этого выдающегося царя достойных наследников не нашлось, и Иудея постепенно обрушилась в пучину националистического бе­зумия, подогреваемого и используемого в своих целях религиозными фанатиками. Наш главный источник по I веку н. э., Флавий, систематически пытается обрисовать их как обезумевших религиозных шарлатанов, но нет никакого сомнения, что у них всех была не только религиозная, но и политическая программа. Уничтожение Рима являлось важной составляющей как религиозной, так и политической их программы.

Следует также упомянуть членов кумранской секты, которых некоторые исследователи рассматривают как пацифистов, добровольно изолировавших себя от общества и не преследовавших никаких политических целей. Однако эти сектанты, верившие в то, что только они являются «сынами света», а все остальные — «сыны тьмы», грезили (и писали) об эсхатологической войне, в которой они будут воевать против этих последних и из которой выйдут победителями и властелинами мира. Не случайно некоторые произведения, обнаруженные среди кумранских свитков, были впоследствии найдены также и в зелотской Масаде.

Итак, в 66 году часть евреев решила сбросить с себя иго римского владычества и началось так называемое «Великое восстание против Рима». На самом деле это восстание было настолько же гражданской войной, насколько оно было войной против Римской империи. Уже в самом его начале в одной из стычек повстанцы сумели уничтожить более легиона римских солдат и захватить аквилу (штандарт легиона). После такой победы даже умеренные среди евреев, изначально не желавшие идти на вооруженный конфликт с Римом, поверили, что Всемогущий благоволит к повстанцам. И не стоит забывать, что у восстания была важная религиозная составляющая. Флавий пишет, что «более всего на восстание их поднимало двусмысленное предсказание,<…> находящееся в Священных Писаниях, что в то самое время некто из их страны станет правителем мира». Интересно, что чуть более поздние римские историки Тацит и Светоний также ссылаются на это пророчество. Тацит пишет, что «большинство [евреев] верило в пророчество, содержавшееся в древних жреческих книгах, что именно в это время Восток возвеличится, а из Иудеи выйдут те, кто предназначен властвовать над миром». Светоний повторяет то же самое: «По всему Востоку распространилось давнее и твердое убеждение, что судьбою назначено, чтобы в это время выходцы из Иудеи завладели властью надмиром».

Война «сынов света» с «сынами тьмы». Фрагменты свитка. Иудейская пустыня. I век

Война «сынов света» с «сынами тьмы». Фрагменты свитка. Иудейская пустыня. I век

Разумеется, римляне подавили иудейское восстание. Удивительно, как разумным людям вообще пришло в голову, что они в состоянии противостоять мощи Рима, и пойти на войну против этой сверхдержавы. Но для того, чтобы осознать масштабы иудейского восстания и серьезность, с которой к нему отнеслись римляне, достаточно упомянуть, что война длилась с 66-го по 74 год и что в осаде Иерусалима принимали участие пять римских легионов.

В результате евреи понесли катастрофические потери, лишились центра своего богослужения и Святого города. Страна была разрушена, многие тысячи людей проданы в рабство, и на всех евреев империи наложен унизительный налог fiscus iudaicus — вместо того, чтобы платить пол шекеля на содержание Иерусалимского храма, теперь они должны были платить деньги на строительство храма Юпитера Капитолийского в Риме.

Однако тяжелое поражение в первой войне против Рима не помешало евреям Северной Африки спустя сорок лет поднять еще одно ожесточенное восстание, так называемое восстание диаспоры. Началось оно в 115 году в Киренее (совр. Ливия), а затем перелилось в Египет. Вот что писал об этом в IV веке историк христианской церкви Евсевий Кесарийский:

На восемнадцатом году царствования Траяна иудеи подняли новое восстание, в котором погибло великое их множество. В Александрии, остальном Египте и еще в Киренее, словно одушевляемые каким-то страшным и мятежным духом, устремились они на греков, живших вместе с ними. Восстание разрасталось; в следующем году это была уже настоящая война. Всем Египтом управлял тогда Лупп; в первом сражении случилось так, что греков одолели. Бежавшие в Александрию переловили и перебили иудеев, живших в городе. Лишившись их поддержки, киренейские иудеи начали под предводительством Лукуаса грабить египетскую землю; опустошение номов стало их постоянным занятием. Император выслал против них Марция Турбона с пешим войском, флотом, а также с конницей. Турбон вел долгую и упорную войну, много раз вступал в сражения и перебил тысячи тысяч иудеев не только киренейских, но и живших в Египте, пришедших на помощь своему царю Лукуасу. Император же, подозревая, что иудеи и в Месопотамии нападут на местное население, повелел Луцию Квинту очистить от них эту область.

Рассказывая о тех же событиях, римский историк Кассий Дион пишет, что в Египте евреи сеяли страх и ужас среди язычников, уничтожая взятых в плен врагов: одних они ели, с других живьем сдирали кожу, некоторых распиливали напополам с головы до ног, кому-то выпус­кали кишки, а затем препоясывались ими, а у иных пускали кровь и умащали ей свою голову. Скорее всего, Дион основывался на антиеврейской пропаганде, но, как известно, нет дыма без огня. В одном из папирусов, найденных в песках Египта, мама-египтянка пишет своему сыну, воюющему с евреями: «…да благоволят к тебе боги, в особенности непобедимый Гермес, чтобы они не изжарили тебяживьем».

Современные ученые считают, что целью этого восстания, имевшего ярко выраженный мессианский характер, было искоренение «язычества» и освобождение Святой земли из-под ига наиболее ненавистных язычников —римлян. Как и у предыдущего восстания, его финал был трагичным для еврейских общин, участвовавших в конфликте: гигантские еврейские общины Кирении, Египта и Кипра были стерты с лица земли. Еще один папирус, найденный в Египте, свидетельствует о том, что в течение восьмидесяти лет после подавления восстания диаспоры египтяне праздновали день победы надевреями.

Но даже после этого поражения евреи не собирались сложить оружие. В 132 году началось третье еврейское восстание против Рима — так называемое восстание Бар-Кохбы. Об этом восстании, как и о предыдущем (в отличие от Великого восстания), мы располагаем лишь скудными историческими источниками, однако современные археологи обнаружили в пещерах ущелий Иудейской пустыни письма, написанные или продиктованные самим предводителем восстания Шимоном Бен-Кусбой, а также архивные документы его сподвижников, предметы их обихода и их скелеты. О причинах этого восстания ученые до сих пор спорят, и в рамках данной статьи я не смогу подробно обсудить ни причины восстания, ни его ход. Вместо этого я процитирую два наиболее подробных древних источника, описывающих эти события. Итак, уже цитированный выше Евсевий, усматривавший в поражениях евреев божественную кару за убийство Христа, пишет:

Восстание иудеев все разрасталось в силе и размерах. <…> Вождем иудеев был тогда человек по имени Вар-Кохба, что значит «звезда», — убийца и разбойник; он, ссылаясь на это имя, внушил рабам, будто он светило, спустившееся с неба, дабы чудом даровать им, замученным, свет. На восемнадцатом году правления Адриана война была в разгаре; осада Бейтара (это был очень укрепленный городок недалеко от Иерусалима) затянулась; мятежники гибли от голода и жажды и дошли до последней крайности. Виноватый в этом безумец понес достойное наказание; а по законодательному решению и распоряжению Адриана, всему народу запрещено было с того времени ногой ступать на землю в окрестностях Иерусалима; не разрешалось даже издали взглянуть на родные места.

«Римская история» Кассия Диона содержит наиболее подробное описание восстания:

«[Адриан] основал на месте разрушенного в прах Иерусалима город и нарек его имя Элия Капитолина, а на месте храма того самого бога воздвигнул другой храм, Зевсу, и тем дал повод к большой и долгой войне, ибо несносно было иудеям, что какие-то инородцы селятся в их городе и водружают там чуждые алтари. Но покуда Адриан был неподалеку, в Египте и потом снова в Сирии, они вели себя тихо, разве что оружие, сколько предписано было им его поставить, изготовили похуже, дабы, когда они его отвергнут, оставить себе, — но едва Адриан удалился, они восстали открыто. Дать римлянам сражение в боевом строю они не дерзали, а заняли по всей стране места поудобнее и укрепили их стенами и подкопами, чтобы иметь убежище, коли неприятель прижмет, и чтобы можно было тайком переходить друг к другу под землею; и наверху в подземных сих ходах они ради доступа света и воздуха устроили отверстия. Поначалу римляне ни на что такое не обратили внимания, но наконец взволновалась вся Иудея, и по всей стране стали иудеи собираться и затевать беспорядки и вредить римлянам порою тайно, порою же явно, да еще и из других племен многие корысти ради к ним примкнули, а оттого, как говорится, вся вселенная возмутилась. Тогда-то Адриан и отправил против них лучших своих полководцев и первого из них, Юлия Севера, — итак, тот был отозван из Британии, коей управлял, и послан на иудеев. Понимая, сколь многочисленны противники его и сколь отчаянны, не решился он искать места, дабы сойтись с ними лицом к лицу, но — благо воинов и воевод у него хватало — перехватывал небольшие отряды, окружал и лишал доступа к припасам; сим способом он мог — пусть помедленнее, зато и побезопаснее — разрознить, изнурить и извести мятежников. И верно, немногие из них уцелели. Пятьдесят их наиважнейших крепостей и девятьсот восемьдесят пять славнейших поселений он сровнял с землею, людей же было убито в стычках и в сражениях восемьсот тысяч пятьсот, а сколько погибло от голода и болезней и пожаров, тех и не сосчитать, и почти вся Иудея соделалась пустынею… Тоже и римляне пали в сей войне во множестве, так что Адриан в послании своем к Сенату не использовал общепринятого зачина, что, дескать, ежели сами вы и чада ваши в добром здравии, сие хорошо, я же и войска мои в добром здравии…

Рассказывают, что важнейший мудрец того периода рабби Акива считал Бар-Кохбумессией. Современные ученые считают, что у восстания Бар-Кохбы была очень широкая база, которая также включала и раввинистических мудрецов. Что там было на самом деле, возможно, мы никогда не узнаем. Однако мы знаем, что после подавления этого восстания оставшиеся в живых мудрецы постепенно приняли позицию сосуществования с окружающим миром в целом и с Римской империей в частности. Они отказались от воинствующего мессианизма и грандиозных политических амбиций. Их позиция прекрасно проиллюстрирована следующей раввинистической историей, видимо не случайно приписываемой раббану Йоханану Бен-Закаю: «Если у тебя в руке саженец и тебе скажут: “Пришел Мессия” — сначала посади свое дерево, а затем пойди емунавстречу». Как известно, Бен-Закай отказался воевать с римлянами во время осады Иерусалима, а бежал из осажденного города и добровольно сдался в плен. Отказ от воинствующего радикализма и переход на позиции, схожие с процитированной выше, позволили евреям консолидироваться и выжить — и тогда, и на протяжении почти двух тысяч последующих лет существования в диаспоре. А то, что современный израильский милитаризм, как было сказано в начале статьи, превратился в притчу во языцех, только лишний раз свидетельствует о многочисленных параллелях между иудаизмом периода Второго храма и положением дел в современном Государстве Израиль. Однако исследование этих параллелей — дело непростое и трудоемкое, и вряд ли один ученый будет в состоянии его предпринять.

 Источник: Лехаим

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий