О древнейшем существовании русской народности в Галиции, губерниях Люблинской, Седлецкой и других местностях Привисленского края

Архиепископ Модест (Стрельбицкий)

Архиепископ Модест (Стрельбицкий)

 ЧАСТЬ II.

I. О РЕЛИГИИ РУССКИХ И ПОЛЬСКИХ СЛАВЯН ВООБЩЕ.

Отличие поляков от русских славян по народности не имело ли влияния на различие их по религии?

Извращение поляками древней и коренной славянской народности заимствованиями из Запада имело влияние на извращение и религиозных воззрений этого народа. И это естественно. История человечества показывает, что народы, побежденные другим сильнейшим народом посредством оружия или посредством нравственного на них влияния, принимали не только законы и обычаи победителя, но часто и его религию. На поляков Запад имел влияние и нравственное и посредством оружия рыцарских орденов, и этим проложил путь к изменению их религиозных воззрений. Начальные религиозные воззрения поляков были одинаковы с воззрениями русских. Не только древние русские славяне, но и древние Ляхи своими симпатиями тяготели к Востоку и восточной религии. Эти симпатии поддерживались народными сношениями и знакомством с литературой Болгарских славян и греков. Извращение поляками славянской народности направило их внимание на религию Запада. Это произвело, к неудовольствию самих поляков, религиозное, однако насильственное, различие поляков от русских.

Для благоденствия древней Польши и древней Руси имело ли какую-либо важность принятие той или другой религии?

Принятие в древние времена русскими или польскими славянами той или другой религии составляло, между прочим, для будущего политического их состояния, величайшую важность. Народность, как человеческое свойство, следовательно, имеющая несовершенства, для своего преуспевания нуждается в помощи со стороны религии. Здесь-то открывается важность и значение в этом деле истинности религии, в которой ищут помощи. Истинная религия придает народности сверхъестественную силу и для ее усовершенствования раздвигает естественные пределы возможности. А религия не истинная, тем более ложная, портит и то, что есть естественно доброго в народе и приводит государства к падению. Тоже нужно сказать в отношении Руси и Польши. Такая или другая их будущность зависела от перемены их ложной языческой религии на религию истинную.

Почему языческая религия славян ложна и портила то, что было у них естественно доброго?

Языческая религия славян была смесь человеческих заблуждений и открытое чествование воображаемых богов и человеческих страстей и желаний. У некоторых родов славян, напр. у Полян, были некоторые естественно добрые качества, но языческая религия своими требованиями отнимала значение этих качеств. Славяне язычники, по свидетельству летописей, большей частью жили по-зверски, убивали друг друга, восставал род на род, и вообще не было в них правды. „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет“, говорили славяне варягам. Как язычники, славяне не знали истинного Бога, не имели понятия о Его законе и о вечном спасении 1).

1) Лѣтойн, но Ипат. списку, 1871 г., стран. 7—11. 4§—81.

Не было ли чего подобного в древние времена у других народов?

Одинакова была жизнь и судьба всего древнего языческого мира. По свидетельству слова Божия, как язычники не заботились иметь Бога в разуме; то предал их Бог превратному уму делать непотребстватак что они были исполнены всякой неправды1). А главною причиной всякой неправды и происхождения языческой религии у древних народов мира и у самых славян было греховное растление всего человечества, произошедшее вследствие грехопадения первых наших прародителей. Единем человеком грех в мир вниде, говорит слово Божие, и грехом смертьи тако смерть во вся человеки вниде, потому что в нем вси согрешиша 2).

II. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ О СПАСЕНИИ ВСЕГО МИРА.

Такое состояние людей могло ли оставаться вечно?

Нет. Бог, по своему бесконечному милосердию, от вечности предопределил спасти род человеческий чрез Единородного Сына Своего. Taкo возлюби Бог мир, говорит Сам Господь, яко и Сына своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Оне не погибнетно имат живот вечный3). Это предопределение Господь Бог возвестил нашим согрешившим прародителям, патриархам, царям, пророкам. Спасителя чаяли язычники. Богоизбранный род Иудейский в Богооткровенной религии, законах и пророческих книгах, сохраняя обетование Божие о спасении всего мира, возвещал его человечеству. Обетование исполнилось, когда родился на земле Иисус Христос, Сын Божий.

Из чего видно промышление Божие о спасении славян?     

Несомненно, как говорит слово Божие, что Господь всем человеком хощет спастися и в разум истины приити4). Славянете—же люди, произошедшие от первых прародителей Адама и Евы, а потому и на них простирается обетование Божие о спасении людей. Апостолы посланы были в разные страны проповедовать Евангелие. По вознесении Господа на небо Апостолы разошлись для этого по миру. Об Апостоле Андрее Первозванном известно, что Господь явившись сказал ему: „иди в Виеинию, Я с тобою, куда ты ни пойдешь, еще и Скифия тебя ожидает”. И действительно Св. Апостол Андрей проповедовал в Малой Скифии, для которой поставил епископом Аппиана или Амнлия. Там же он приобрел из славян учеников, которые, подобно своему учителю, проповедали Евангелие нашим предкам. Это были Енен, Нирин и Пень. Многих они обратили ко Христу, но и сами пострадали за Христа, будучи, по повелению князя, привязаны на льду, у тони, во время жестоких морозов, к столбам, воткнутым в лед. Место страдания их было, как утверждают, где-то гораздо севернее Киева, но во всяком случае между русскими славянами5). А это указывает на всеблагий промысл Божий о спасении славян, потому что с этого времени вера во Христа между скифами, или что тоже славянами, нашими предками, не прекращалась, как об этом подробнее после будет сказано.

Примечания:

1) Римлян. 1, 28.
2)Римл. V, 12.
3) Іоанна III, 16.
4) 1 Тим. II, 4.
5) Свят. южн. слав. Филар. Архіеп. Чери. 1865 г., 29—32.

 

 Часть 1 / Часть 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий