Обнаруженіе тайны. Церковные ведомости. №13-24.1929г

„Нѣсгь бо тайно, еже не явлено будетъ, ниже утаено.
еже не познается и въ явленіе прiидетъ« (Лук 8-17).

Каѳедральнымъ протоіереемъ Сѣв. -Американской епархіи о. В. Демидовьмъ изъ Греціи получены слѣдующія документальныя свѣдѣнія»:

Церковные ведомости. №13-24.1929г. „Митрополитъ Евлогій совмѣстно съ проф. Глубоковскимъ (находящимся въ Болгаріи) съ 1922 года, а можетъ быть и раньше, посылали Патріарху Тихону доклады, записки и проэкты по дѣламъ Загранйчной Русской Церкви черезъ большевиковъ. Посредникомъ въ этомъ дѣлѣ и передатчикомъ являлся Апостолиди-Костанда, окончившій духовную академію одновременно съ м. Евлогіемъ.

Вся переписка Евлогія и Глубоковскаго передавалась Костандой въ совѣтскій политическій центръ (или представительство) въ Вѣнѣ, откуда она отправлялась въ Москву черезъ особаго совѣтскаго курьера и вручалась Патріарху Тихону подъ росписки, которыя тѣмъ же путемъ возвращались въ Аѳины Костандѣ, при чемъ на конвертахъ имѣлись печати совѣтскихъ учрежденій.

„Изъ писемъ Евлогія и Глубоковскаго къ Апостолиди-Костандѣ явствовало, что всѣ записки, доклады и проэкты ихъ Патріарху Тихону были направлены противъ Митрополита Антонія и возглавляемаго имъ Собора русскихъ епископовъ и Заграничнаго Сvнода Русской Церкви. Апостолиди-Костанда былъ въ Аѳинахъ директоромъ русской эмигрантской гимназіи демократическаго направленія и одновременно состоялъ при Аѳинскомъ Архіепископѣ Хрисостомѣ „информаторомъ по дѣламъ Русской Церкви"; главною цѣлью таковыхъ информацій была борьба съ Митрополихомъ Антоніемъ и Заграничнымъ Русскимъ Сѵнодомъ и распространеніе черезъ греческую печать всевозможной лжи о нихъ. „Подъ вліяніемъ какихъ-то личныхъ неудачъ (говорятъ, что его оскорбилъ дѣйствіемъ одинъ изъ преподавателей гимназіи) Апостолиди-Костанда неожиданно въ маѣ 1925 года покончйлъ жизнь «самоубійствомъ,*) перерѣзавъ себѣ горло. Среди оставшейся послѣ его смерти личной переписки, оказались письма м.Евлогія и Глубоковскаго къ нему числомъ до 50 за указанное время, т.е. съ 1922 по 1925 годъ, подлинныя росписки Патріарха Тихона въ полученіи докладовъ и проэктовъ указанныхъ лицъ, съ совѣтскими печатями на конвертахъ.

„Вышеуказанныя свѣдѣнія получены отъ одного заслуженнаго лица, принимавшаго оффиціальное участіе въ пересмотрѣ переписки Костанда по случаю самоубійства послѣдняго".

А когда-то, еще до церковнаго раскола, Митрополитъ Евлогій увѣрялъ архіерейской совѣстью собратьевъ архіереевъ въ своихъ объясненіяхъ Архіерейскому Сѵноду, а затѣмъ и лично Собору Архіереевъ, что онъ ни противъ Сvнода, ни противъ Митрополита Антонія не выступалъ предъ Свят. Патріархомъ Тихономъ. Но у Архіерейскаго Сѵнода имѣлись опредѣленныя свѣдѣнія объ этихъ сношеніяхь черезъ пограничныхъ съ Россіей іерарховъ и другими окольными путями; а теперь еще обнаружился и новый путь — черезъ совѣтское полпредство въ Вѣнѣ и Аѳинахъ.

Эти сношенія и представленія Патріарху Тихону все объ одномъ и томъ же вопросѣ нельзя назвать представленіемъ своихъ соображеній объ управленіи заграничными церквами, въ чемъ м. Евлогій могь бы еще нѣсколько оправдаться (указомъ Патріарха Тихона 1922 года). Нѣтъ, это были доносы, домогательства, настойчивыя исканія.

Соображенія представляютъ старшему и почтительно ожидаютъ отвѣта. Въ особенности, когда знаютъ, что таковыя начальствомъ уже получены (у м. Евлогія были росписки Патріарха Тихона въ полученіи его донесеній).

Эти же свѣдѣнія опровергаютъ заявленія м. Евлогія о томъ, что будто Патріархъ Тихонъ не зналъ о существованіи Архіерейскаго Сѵнода послѣ закрытия имъ въ 1922 году Высшаго Церковнаго Управленія заграницей. Хотя въ Архіерейскомъ Сѵнодѣ имѣются и болѣе разительныя доказательства того, что Свят. Патріархъ Тихонъ не только зналъ о существованіи Архіерейскаго Сѵнода и Собора, но и признавалъ ихъ каноническую власть надъ Заграничной Церковью. Напримѣръ, по церковно-судебному дѣлу Сѣверо-Американской епархіи: присяжныя показанія американца Кольтона, бывшаго въ Россіи и испрашивавшаго у Патріарха Тихона для Митропо;лита Платона особыхъ правъ для Америки. Патріархъ Тихонъ направилъ г. Кольтона, по его же показанію, вмѣстѣ съ м.Платономъ къ Собору бѣженцевъ архіереевъ. Или, напримѣръ, Харбинская епархія; въ 1924 году Архіерейскій Сѵнодъ принялъ экстраординарныя мѣропріятія: распустилъ цѣликомъ Харбинскій Епархіальный Совѣтъ. Не бывалое явленіе. Члены этого Совѣта: профессоръ Миролюбовъ и др. обжаловали это рѣшеніе Архіерейскаго Сѵнода Патріарху Тихону подробно. Патріархъ отвѣтилъ телеграммой, отъ 23 сентября 1924 г., — держаться постановленій Собора 1918 года. Г. Миролюбовъ вторично обжаловалъ Патріарху. Его Святѣйшество телеграммой потребовалъ „указать нарушенія Собранія". Сдѣланъ былъ докладъ. Патріархъ оставилъ жалобу безъ послѣдствій.

Нѣтъ никакихъ сомнѣній въ томъ, что Патріархъ Тихонъ зналъ о существованіи Сѵнода и признавалъ его, а дѣйствій Митрополита Евлогія онъ не одобрялъ, о чемъ изъ церковныхъ круговъ Москвы сообщалось сюда. Да иначе, что мѣшало Патріарху молчать на донесенія м. Евлогія, когда большевики вмѣсто росписокъ Патріарха Тихона охотно и со тщаніемъ доставили бы и м. Евлогію и профессору Миролюбову повторные указы его о закрытіи Архіерейскаго Сѵнода.

Въ томъ то и дѣло, что этого не было. И Патріархъ Тихонъ умеръ не безъ осадка недовольства противъ м. Евлогія за вмѣшательство Его Святѣйшества въ заграничныя церковныя дѣла.
Е. Махароблидзе.
____________

*) А мы думаемъ, что онъ запутался въ дѣлахъ съ большевиками, А. М.

Источник

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий